Автосалоном по кризису

Идеальный европейский автомобиль должен быть небольшим по габаритам, экономичным, выбрасывать минимальное количество CO2 и быть дешевым – такой вывод можно сделать, глядя на новинки Женевского автосалона-2009

Автосалоном по кризису

С 5 по 15 марта прошел 79-й Женевский автосалон. Выставка, проходящая в этом городе, считается одной из крупнейших в мире, и, пожалуй, самой представительной. В то время как, например, в Германии или Франции организаторы автосалонов пытаются в наиболее выгодном свете показать отечественных производителей, в Швейцарии их просто нет. Зато сюда приезжают все крупнейшие автостроители планеты. Если недавнее Детройтское автошоу проигнорировали Nissan, Porsche, Suzuki, Mitsubishi, Ferrari и другие ведущие игроки, то в Женеву приехали все гранды автоиндустрии. На площади 119 тыс. кв. м 250 производителей представили публике почти 850 брендов из 30 стран. Одних премьер – европейских и мировых – было 120.

Накануне открытия автосалона его президент Люк Арганд заявил: «В целом мировой кризис не повлиял на Женевский автосалон. Более того, многие производители рассчитывают, что салон поможет реализации их продукции в нынешних непростых условиях».

Но все же влияние кризиса было заметно. Даже по организации мероприятия. Обычно Женевский автосалон – это яркое шоу, где в изобретательной и красочной манере показывают новинки мирового автопрома. В этом году большинство участников обошлись без пышных презентаций и театральных представлений. За редким исключением презентации автомобилей прошли весьма скромно. Впрочем, организаторы все равно нашли чем удивить посетителей. В дни, отведенные для журналистов, на автосалон ненароком зашел губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, вызвавший небольшой ажиотаж среди публики.

Серийная экономия

Нынешний автосалон прошел под знаком экономичности. В Женеве были в большом количестве показаны компактные хэтчбеки и mini-cupe. Именно на этих автомобилях сделали акцент многие автостроители, поскольку они сейчас популярны в Европе. Представляя их, производители частенько упоминали мировой кризис, чтобы аргументировать выход этих машин на рынок. Помимо компактных автомобилей акцент был сделан на гибридные модели, у которых в дополнение к обычному двигателю установлен электромотор.

А вот крупных автомобилей практически не было. В 2008 году тяжелые внедорожники заняли в Европе лишь 2,4% рынка, к 2014-му эта доля по прогнозам упадет до 2%.

Еще одной отличительной чертой выставки в Женеве стало большое количество серийных автомобилей и относительно малое количество концепт-каров, которые обычно представлены очень широко. Многие новинки будут запущены в производство уже в ближайшие годы. Даже среди концептов были те, что перейдут в серийное производство совсем скоро, а не через 5–10 лет, как обычно.

[inc pk='1749' service='media']

Особое внимание производители уделяли экологичности своих автомобилей и в обязательном порядке сообщали о том, как их автомобиль загрязняет окружающую среду. Даже представители Jaguar, которые всегда говорят только про дизайн и ходовые качества машины, на этот раз прежде всего упомянули о том, сколько CO2 их автомобили будут выбрасывать на километр.

Заметные автомобили

Журналисты, постоянно посещающие автосалон, не могли не отметить, что новинок как таковых на нем практически не было. Если раньше никто до последнего момента не знал, каким будет новый Rolls-Royce или что привезет Bentley, то сейчас почти о всех новинках известно заранее, причем в подробностях. Так что главные премьеры автосалона не стали сюрпризом. На лавры королей по праву претендуют новые модели от Audi, Mercedes-Benz и BMW. Может, они и не соответствуют образу компактных автомобилей, но в своем классе, без сомнения, являются одними из лучших.

Audi представил свой А4 Allroad Quattro. Новая модель построена на базе обычного A4 с использованием технологий своего предшественника A6 Allroad. Этот автомобиль рассчитан на передвижение по плохим дорогам, в связи с чем приобрел ряд модификаций. Allroad получил от A6 систему полного привода quattro, а также увеличенный на 45 миллиметров (до 180) клиренс, пластиковый обвес для укрепления нижней части кузова. Двигатель и днище автомобиля приобрели дополнительную металлическую защиту. А4 Allroad Quattro оборудован системой Offroad Detection, которая определяет качество дорожного покрытия и исходя из этого настраивает параметры работы ESP и смягчает удары на проблемных участках. Предполагается, что автомобиль поступит в продажу в Европе летом. В самой простой модификации он будет в среднем ценовом сегменте, новинку можно будет приобрести примерно за 37 тыс. евро.

Mercedes-Benz привез на автосалон новое купе E-Class. Именно о нем автомобильные издания писали чаще всего в преддверии открытия автошоу. Новинка сменит предыдущее поколение CLK Coupe. Ранее E-Class был доступен только в типах кузова седан и универсал, так что E-Class Coupe является принципиально новым продуктом в линейке Mercedes-Benz. Дизайн во многом позаимствован у седана E-Class. Это особенно заметно, когда смотришь на переднюю часть автомобиля (здесь такие же фары и решетка радиатора, как у седана), при этом купе имеет более спортивный вид и панорамную крышу. Садясь за руль нового купе, сразу обращаешь внимание на то, что салон автомобиля просто насыщен электронными устройствами. Здесь и прибор ночного видения, и активный круиз-контроль, и даже устройство для поддержки поясницы. Водительская панель кажется перегруженной, но исследования Mercedes-Benz показывают, что поклонникам марки такая функциональность нравится.

Создатели Mercedes-Benz E-Class Coupe заботились об экономичности своих моделей. Например, самый мощный E 500 (бензиновый двигатель 388 л. с.) расходует 10,9 литра на 100 км. Продажи в Европе начнутся уже в мае текущего года.

BMW вызвал большой интерес к себе концептом 5-Series Gran Turismo. Несмотря на то что это только концепт, велика вероятность, что автомобиль станет серийным уже в ближайшее время. В ответ на огромный интерес публики и журналистов этот автомобиль баварцы показали еще в начале февраля в Германии, однако его официальная презентация состоялась именно в Женеве. Gran Turismo (Progressive Activity Sedan) выдержан в стиле 7-й серии. Он получил дизайн от легендарного Криса Бэнгла, который в этом году покинул пост шеф-дизайнера BMW и вообще ушел из автомобильной индустрии. Этот пост Крис Бэнгл занимал 17 лет и прославился как человек, в корне изменивший дизайн BMW и вызвавший этим массу критики со стороны поклонников марки. Его уход наверняка многих порадовал, хотя надо признать, что дизайн Gran Turismo получился очень эффектным.

По размеру новинка является чем-то средним между кроссовером и седаном. При этом по форме кузов больше напоминает купе. Разработчики уверяют, что это идеальный автомобиль для живущего в городе человека, имеющего семью. Автомобиль должен был объединить все плюсы внедорожника, мини-вэна и седана. Разговоры о разработке такого автомобиля баварцами велись уже много лет, так что новинку действительно ждали давно.

[inc pk='1750' service='media']

В салоне достаточно просторно, во многом за счет размера автомобиля, который достигает в длину почти пять метров. Особое внимание на презентации создатели автомобиля уделили двери багажника. Она двойная, открывается и как у седана, и как у хетчбэка. А вот технические характеристики нового автомобиля пока не разглашаются, придется еще немного потомиться в ожидании. Хотя, возможно, новинка получит стандартное оснащение 5-й серии.

Маленькие и дерзкие

Повышенным интересом со стороны посетителей пользовались компактные хетчбэки и небольшие автомобили. Причем если о новинках от Mercedes-Benz и BMW все знали заранее, некоторые менее известные производители все же преподнесли сюрпризы.

Mazda показала обновленную модель 3 MPS, которая стала одной из самых ярких премьер. По сравнению с прошлой моделью третья Mazda обрела более спортивный дизайн, получила более агрессивные бамперы, задний спойлер, капот с крупным воздухозаборником и т.д. Но изменения в основном внешние, под капотом спрятан уже знакомый поклонникам марки двигатель 2,3 литра с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, мощность 260 л. с. Этот автомобиль создан как спортивный и разгоняется до 250 км/ч. Впрочем, чтобы говорить о нем детально, нужно попробовать его на трассе – трудно судить о спортивном автомобиле, когда он спокойно стоит на стенде.

Также была представлена новая Mazda3 i-stop специально для автолюбителей, заботящихся об экологии. Она автоматически глушит двигатель при остановке на светофоре и запускает его при нажатии сцепления. Механизм отключения и включения хорошо продуман, в результате двигатель включится всего за 0,35 с. Так что спасатели озонового слоя могут ездить спокойно, при этом еще и сэкономят на бензине. Модель будет потреблять на 12% меньше топлива, чем прошлые автомобили серии с 2-литровыми двигателями.

Hyundai представил 3-дверную версию своего хетчбэка i20, предназначенную для «молодых бездетных» водителей. Это небольшое авто без особых изысков дизайна. Он действительно мало похож на семейную машину, зато подходит для поездок на работу. Оснащение и внешний вид во многом повторяют пятидверную модель. И здесь будет тот же набор двигателей.

Volkswagen порадовал пятым поколением Polo – новинка оказалась очень интересной, хотя от нее этого ждали немногие. И даже те, кто поначалу прошел мимо, позже наверняка оценили этого «малыша». Новый Polo вполне может переплюнуть в модельном ряду компании обычно лидирующий Golf. Дизайн модели стал более агрессивным – рельефные бока, перед с острыми углами, 17-дюймовые колеса и т.п. Автомобиль будет расходовать всего 3,8 литра на 100 км и выбрасывать 96 г CO2 на километр – один из самых экономичных и экологичных автомобилей выставки. Через год новый Polo обзаведется дизельным двигателем 75 л. с., системой start-stop. Будет доработана и аэродинамика, так что будем ждать новых версий модели – они обещают быть интересными.

MINI привез в Женеву целый ряд новинок, среди которых можно отметить John Cooper Works Convertible – этот кабриолет стал модификацией одноименного хетчбэка.

И, конечно, ни в коем случае нельзя было обойти выставочную площадку, где стоял FIAT 500. Этот автомобиль уже стал мировым бестселлером. На европейском конкурсе «Автомобиль года-2008» он занял первое место. В начале прошлого года из-за большого спроса FIAT принял решение увеличить производство этой машины до 190000 в год вместо ранее запланированных 120 000. В этом году на выставке в Женеве был представлен новый FIAT 500 кабриолет. Производители решили обратиться к стилю ретро, в частности, снабдили новинку матерчатой крышей, закрепленной по бокам. Под капотом – бензиновый двигатель 1,4 л (100 л. с.). Новинка получила систему start-stop для экономии топлива. Система начинает работать при скорости до 8 км/ч и автоматически глушит мотор при простое автомобиля, например, в пробках. Когда водитель убирает ногу с тормоза, двигатель включается. Производители заявляют, что это сократит расход топлива в городских пробках на 8–20%. В продаже кабриолет FIAT 500 появится в конце весны 2009 года. Собираться он будет, как и хетчбэк, в Польше.

Действительно приятным сюрпризом стал приезд индийской Tata. Она предложила европейскому рынку свой автомобиль Nano, который уже прославился как самый дешевый автомобиль в мире. В Индии автомобиль стоит примерно две тысячи долларов, в Европе он будет дороже – пять тысяч евро. Мог ли кто-нибудь подумать, что европейский автомобиль вообще может столько стоить, однако новинка действительно получилась неплохой. Nano Europa пришлось немного модифицировать, чтобы она подходила под европейские стандарты. Автомобиль удлинили до 3,29 метра, чтобы сделать салон немного просторнее. Увеличены бамперы, появились подушки безопасности, EBD, ABS, гидроусилитель руля – чтобы соответствовать европейским стандартам безопасности. А для отделки салона стали использоваться более дорогие материалы. Количество выбрасываемого CO2 снижено до 100 г/км.

Заправься электричеством

Среди автомобилей с электродвигателем особо стоит отметить Opel Ampera.

[inc pk='1751' service='media']

Глава General Motors Europa Карл-Петер Фостер начал презентацию новых моделей с рассказа о мировом финансовом кризисе и о финансовом положении GM. Он отметил, что это самый тяжелый кризис с 1930 года, от которого страдают все и особенно автомобильная индустрия. «Мы видим сильное падение автомобильных продаж во всех секторах и появление тенденции к падению добавочной стоимости в индустрии», – заявил он. При такой негативной ситуации GM предлагает правительствам Европы принять меры по стимулированию спроса на автомобили и восстановлению доверия потребителей. Кроме того, Карл-Петер Фостер рассказал, что General Motors попросила у властей Германии 3,3 млрд евро для поддержки компании в тяжелый экономический период. GM ожидает, что низкий уровень продаж сохранится в среднесрочной перспективе и наверняка в течение следующего года. Также компания прогнозирует смещение спроса в сторону маленьких недорогих автомобилей.

Все же не речь г-на Фостера более всего заинтересовала поклонников GM – все ждали представления новых автомобилей. Глава General Motors Europa тоже знал, чего от него ждут, он быстро «пробежался» по прочим новым моделям и, сделав паузу, наконец представил новый электромобиль. На его презентацию GM не поскупилась. Из большой куполообразной инсталляции, освещенный яркими огнями, выехал новый Opel Ampera. Журналисты наконец смогли снять что-то яркое и интересное на выставке, а новый автомобиль они не оставляли в покое в течение двух дней. Казалось, что его по очереди сняли на камеру и сфотографировали все 10 тысяч журналистов, приехавших на выставку.

По сути, Opel Ampera является европейской версией автомобиля Chevrolet Volt, презентованного компанией в прошлом году. Особенностью этой новинки является то, что она будет двигаться исключительно при помощи электродвигателя. Автомобиль получил электродвигатель с литий-ионной батареей, благодаря чему машина в принципе не должна выбрасывать CO2. Аккумулятора должно хватить для преодоления 65 км. Если аккумуляторы будут разряжаться, то в работу вступит бензиновый двигатель, но он будет использоваться только для зарядки батарей и с ним можно будет проехать до 500 километров. В то время как обычно в гибридах топливный двигатель ставится именно для движения автомобиля, а электрический ему лишь помогает.

Но этот автомобиль в основном заправляется электричеством. При ежедневных поездках на небольшие расстояния бензин вообще не понадобится. Зарядить Ampera можно от обычной розетки 230 V, на это уйдет два-три часа. Самое интересное в этом автомобиле то, что он будет серийным, и уже в 2011 году, как ожидается, Ampera будет запущена в производство.

Вне дороги – тоже мини

На выставку заехали и несколько интересных кроссоверов. Skoda вызвала интерес публики своим новым кроссовером среднего размера Yeti. Концепт этого автомобиля был показан еще четыре года назад, и вот наконец он поступает в серийное производство. Серийная модель сохранила основные посылы концепта. Новинка имеет аккуратный цельный вид без сложных элементов дизайна и достигает в длину 4,2 метра. Производители хотели создать динамичный автомобиль и постарались собрать соответствующий набор двигателей, всего их пять (два бензиновых и три дизельных). Самый мощный дизельный двигатель имеет объем два литра и мощность 168 л. с.

Другой любопытный кроссовер привез Peugeot-3008. В основу машины был поставлен уже знакомый хетчбэк Peugeot 308. Получился весьма вместительный автомобиль, в салоне много места, багажник объемом 512 л. Длина нового кроссовера – 4365 мм, что позволит ему на равных конкурировать за первенство по популярности на городских улицах. А показатели приборов теперь можно проецировать на лобовое стекло. В течение года Peugeot обещает запустить в производство и гибридную версию 3008, такая машина будет расходовать только 4,1 л топлива на 100 км пути.

Высший класс

Несмотря на то что на выставке правили бал небольшие и дешевые машины, производители дорогих автомобилей также нашли чем порадовать посетителей. «Я думаю, что производителям эксклюзивных машин теперь особенно тяжело. Или мы начнем производить доступные по цене автомобили, или не выживем. Первый шаг, как видите, сделан. Новый Rolls-Royce в два с лишним раза дешевле своих предшественников», – объявил генеральный менеджер компании Rolls-Royce Роджер Сквайнен.

[inc pk='1752' service='media']

Rolls-Royce показал свой новый 200EX, который не только почти на полметра короче своего предшественника Phantom, но и действительно гораздо дешевле его. На данный момент автомобили под этим брендом стоят 600–700 тыс. долларов, новинка будет стоить только 300 тыс. Пока это концепт, который не имеет даже названия. Автомобиль получит новый двигатель V12 объемом 6 л. Большинство других технических подробностей еще не известны, но Rolls-Royce уже формирует банк заказов на новую модель. Однако публика приняла его плохо, все ждали от этого автостроителя чего-то дорогого и красивого, а получили какую-то народную версию Rolls-Royce. Оваций не было.

Aston Martin представил свой самый мощный автомобиль – One-77. Новинка имеет кузов из углепластика, а под капотом у нее V12. Мощность двигателя доходит до 700 л. с., максимальная скорость – 320 км/ч. One-77 будет выпущен ограниченным тиражом – 77 штук, а его стоимость будет более одного миллиона долларов. Похоже, им нет дела ни до какого кризиса.

Да и Bugatti решил не расслабляться и к столетию компании привез Veyron в модификации Bleu Centenaire. Здесь стоит двигатель 16,4 л мощностью 1001 л. с. До 100 км/ч автомобиль разгоняется за 2,5 секунды. С таким автомобилем тоже лучше знакомиться на дороге, на выставке даже не дают завести двигатель, а хотелось бы его услышать. Цена новинки – 1 350 000 евро.

Bentley привез свой самый быстрый и мощный автомобиль за историю компании. Bentley Continental Supersports обладает мощностью 621 л. с. и разгоняется до 100 км/ч за 3,9 секунды. Максимальная скорость этой модели – 329 км/ч. При этом Continental Supersports будет работать как на бензине, так и на биотопливе. Компания намерена к 2012 году обеспечить совместимость всего модельного ряда с альтернативными источниками топлива.

Каждому – свое

В целом по итогам выставки каждый получил что хотел. Были здесь и маленькие автомобили, и дешевые, появились новые кроссоверы, несмотря на кризис, приехали и суперкары. И возможно, над этим Женевским автосалоном и висела тень мирового кризиса, но он достойно справился со своей задачей и представил автомобили, на которых Европа будет ездить в ближайшие годы. Хотя, проходя по улицам Женевы, создается ощущение, что на автосалоне давно пора выставлять велосипеды и мопеды, очень уж они популярны в Старом Свете как хороший кризисный транспорт.

По словам Люка Арганда, Женевский автосалон остается одним из главных мировых подиумов, на котором представлены мировые новинки автомобильной промышленности. «В этом году мы избежали воздействия финансового урагана, но на будущий год штормовое предупреждение сохраняется», – отметил президент автосалона.

Редакция «Эксперта Казахстан» благодарит компанию Nissan KAZ за помощь в подготовке материала.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?