Синдром осажденной крепости

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал правительство продолжить борьбу с кризисом, а народ – сплотиться перед лицом внешней угрозы

Синдром осажденной крепости

Послание президента народу Казахстана, которое было тринадцатым по счету, предполагалось заменить на «обращение». Возможно, это была попытка избежать воздействия несчастливого числа (тринадцатое послание становилось первым обращением), возможно, ожидалось, что смена формата президентского выступления сделает его менее официальным и понятным народу.

Поскольку слово «послание» оказалось записанным в Конституции, его пришлось оставить. Но уже сама игра в названия, начатая в администрации президента, заставляла предположить, что в содержательной части послания, с которым президент обратится к народу, никаких сюрпризов не будет.

Выступление было непродолжительным, по сравнению с иными посланиями прошлых лет оно выглядело даже лаконичным. Как обычно, президент время от времени отступал от текста, что не только оживляло выступление, но и придавало ему большую цельность и логическую структурированность. Впрочем, текст нынешнего послания, в отличие от прошлогоднего, был составлен вполне прилично, и даже в том виде, в каком он был размещен на сайте Ак орды (и откуда попал на некоторые другие сайты), смысловых и структурных огрехов почти не содержит.

Если программные выступления президента 2005–2007 годов были в совокупности чем-то вроде единой стратегии развития, пересказанной последовательно, со сменой акцентов и приоритетов, но в рамках общего видения перспектив, то нынешнее послание отчетливо перекликается с недавним выступлением Нурсултана Назарбаева на встрече с активом партии «Нур Отан».

Кризисная семантика

Преамбула послания в последние годы традиционно произносится на казахском языке. Причем это не перевод русского текста на казахский язык, как в случае с законами. Это слова, обращенные к казахам, учитывающие казахское восприятие мира и казахскую оценку событий. Они не повторяются в русской части послания.

Во вступительной части задается общий настрой для восприятия всего текста, даются своего рода критерии для оценки происходящих в мире событий и действий руководства страны в этих условиях. Она часто строится вокруг независимости (т уелсіздік), которая выступает одновременно и как предмет гордости, достижение или завоевание всего народа, и как следствие государственной политики, но в то же время и ее цель. Независимость – это то, что оправдывает сделанное ранее и укрепление чего лежит в основе новых правительственных программ.

В русскоязычном общественном дискурсе тема независимости просто отсутствует. Распад Советского Союза у большей части русскоязычных граждан Казахстана ассоциируется скорее с предательством политической элиты, чем с независимостью. Различное отношение граждан, причем вполне лояльных государству, к независимости и суверенитету как символическим ценностям было выявлено нашими социологами уже давно и постоянно подтверждается новыми исследованиями.

Поэтому в основной части президентских посланий о независимости говорится вскользь. В нынешнем, например, она была упомянута лишь один раз, причем в контексте празднования юбилея: «Мы ведь стоим накануне 20-летия нашей независимости. По всему Казахстану должна быть развернута работа – как мы встретим эту дату. Это незабываемые годы для нашего поколения, для нашего народа. Такого в истории казахской нации и всего Казахстана не было».

Зато в казахскоязычной части послания – вступительной и заключительной частях, а также в небольшой вставке в центре основного текста слово «независимость» – самое частое. Только в преамбуле оно употреблено семь раз. В этом нет ничего необычного. Но независимость – впервые за много лет – требует защиты. Сложившаяся ситуация подается как борьба с враждебными внешними силами, воплощенными в экономическом кризисе. Далее, уже в русской части, тема независимости исчезает, но тема внешней агрессии сохраняется: «Экономический кризис, поразивший уже всю мировую экономику, продолжает испытывать нас на прочность. Кризис пришел к нам извне». Кризис интерпретируется как угроза независимости, то есть самой основе Казахстана и казахов: «История нашей независимости — наглядная иллюстрация крепости нашего духа и умения противостоять трудностям».

После того как призывы к единству и консолидации всех общественных сил были произнесены на русском языке, идут заключительные слова на казахском, в которых защита независимости выступает как главная цель общенародного единения: «Есть единственная сила, которая победит все трудности, это — наше единство. Оно необходимо для защиты страны и родных рубежей так же, как и для сохранения достигнутых плодов независимости. Разве не стабильность и согласие позволили нам как единому народу сохранить себя в самые тяжелые минуты новейшей истории?»

Социальные стереотипы кризиса

Объединение нации перед лицом внешних опасностей – реакция, естественная для разных обществ, но особенно характерная для традиционных или страдающих от постколониального синдрома.

Во вступительной части послания на казахском языке Нурсултан Назарбаев сказал: «В конце прошлого века, во время кризиса, начавшегося в Восточной Азии, наша независимость подверглась еще одному серьезному испытанию. Благодаря правильным и выверенным решениям страна благополучно вышла из трудного положения». Страны, где тот кризис зародился, выходили из него не столь благополучно, поэтому там пытались найти того врага, который этот кризис к ним принес. Индонезийское общество обозначило свой взгляд на причины кризиса массовыми китайскими погромами и возрождением охоты за черепами переселенцев с соседних островов у племени даяков на Калимантане. А премьер Малайзии Махатхир заявил, что во всем виноваты евреи и лично Джордж Сорос.

Ким Дэ Чжун, ставший президентом Южной Кореи в начале 1998 года, в разгар экономического кризиса, был по своим взглядам человеком вполне космополитичным. Но ставку он сделал на национализм, причем свою позицию выразил в форме прямого действия. Он приказал взорвать здание в центре Сеула, в котором когда-то была резиденция японского генерал-губернатора. Корейское общество, где память о годах японской оккупации жива до сих пор, этот жест оценило. И свою антикризисную программу (по сути своей направленную на интеграцию Кореи в современный мир) новый президент назвал «Второе национальное строительство».

Корейцы восприняли сам кризис как агрессию со стороны Международного валютного фонда, поскольку именно он был организатором международного займа для Кореи в обмен на жесткую монетарную политику. Тогда вместо выражений «в кризисное время» говорили «во время МВФ», вместо «из-за кризиса я потерял работу» – «из-за МВФ я потерял работу». Недорогие обеды или скидки в магазинах назывались не «антикризисными», а «эмвээфовскими». Курить импортные сигареты стало непатриотично, и они исчезли с витрин табачных лавок.

Апофеозом борьбы с агрессией МВФ в Южной Корее стала сдача населением золотых украшений. Акция эта, против которой довольно резко выступили и экономисты, и управленцы из министерств экономического блока, пришлась по душе депутатам южнокорейского парламента, склонным к популизму. Правительство не решилось запретить народный порыв, оно лишь организовало учет сдаваемого золота, чтобы потом можно было вернуть патриотам деньги (речь шла не о безвозмездном пожертвовании, а скорее о народном займе). В Казахстане подобный проект попытался реализовать наш отечественный популист – Заманбек Нуркадилов, в то время аким Алматинской области. Разумеется, никакого народного порыва не наблюдалось, да и золота у казахстанцев по понятным причинам было куда меньше, чем у корейцев. Старания областного акима президентом оценены не были в силу причин политического характера, но также и потому, что казахстанская версия сдачи золота населением была абсолютно непрозрачной и никакого учета, контроля и возмещения не предполагала. Зато была очень похожа на рэкет и вымогательство.

Опора на собственные силы

У нас в Казахстане сегодня не наблюдается даже намеков на сдачу населением золота на борьбу с пришедшим извне кризисом, что видно из президентского послания. Это радует. Но огорчает то, что это послание стало первым за тринадцать лет, из которого совершенно исчезла тема международного сотрудничества. Даже с кризисом нам, если воспринимать послание буквально, предстоит бороться в одиночку. То, что Запад нам больше не поможет, это, пожалуй, хорошо. Но в русле международной кооперации лежат такие президентские проекты, как Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, казахстанское председательство в ОБСЕ, интеграция Евразии.

Забытой оказалась даже идея о лидерстве в Центральной Азии, которая в послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» была оформлена как самостоятельная, десятая в списке задача – «продвижение достижений и возможностей нового Казахстана в Центрально-Азиатском регионе и в мировом сообществе». Среди приложенных к позапрошлогоднему посланию «30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики» двадцать девятым номером была поставлена «активная роль Казахстана в обеспечении региональной стабильности, развитии экономической интеграции стран Центральной Азии и формировании динамичного рынка в зоне Каспийского и Черного морей». Указывалось, что «для использования преимуществ регионального развития нужно обеспечить более глубокую и взаимовыгодную интеграцию стран региона». С этой целью предполагалось «договориться с нашими соседями о развитии более благоприятного делового климата на всей территории Центральной Азии», включая заключение особых соглашений, «которые позволят нашим компаниям свободно инвестировать средства в соседние страны и устранят бюрократические и протекционистские барьеры на пути импорта и экспорта, а также движения капитала и рабочей силы».

Конечно, времена меняются, и сегодня мы сами возводим протекционистские барьеры. Но даже календарь политических событий должен был натолкнуть составителей текста послания на включение в него международной темы. Если этого не произошло, если послание президента начинается и заканчивается кризисом, значит, этот кризис уже прочно утвердился в головах сотрудников президентской администрации, по крайней мере тех, кто составлял текст.

Дорожные карты и карточные дороги

Центральная часть послания президента включает в себя «успокаивающий» блок, основной посыл которого заключается в словах: «<Вы> должны быть уверены в том, что мы не просто готовы к этим испытаниям. Мы с ними справимся и выйдем из этого кризиса еще более сильным и процветающим государством». Далее следует свободный, но довольно подробный пересказ плана совместных действий правительства, Нацбанка и АФН по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы, а также план мероприятий по реализации этого плана.

Сказано про увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. до пяти миллионов тенге. Про выделение 545 млрд тенге на поддержку жилищного строительства и решение проблем дольщиков, и еще 275 млрд – на поддержку малого и среднего бизнеса, 280 млрд – на агропромышленный комплекс, 120 млрд – на инфраструктурные проекты. Упомянут и новый Налоговый кодекс, предусматривающий снижение корпоративного налога. Всего в экономику страны, по словам президента, «в антикризисных целях дополнительно направлено свыше двух триллионов 700 миллиардов тенге».

При этом зарплаты бюджетников, стипендии и пенсии будут увеличиваться. Кроме того, студентам выделено 11 тыс. грантов и 40 тыс. кредитов.

На обеспечение занятости из республиканского бюджета предполагается выделить не менее 140 млрд тенге.

Доходы от сырьевого сектора, которые традиционно зачислялись в Нацфонд, в 2009–2010 годах предполагается направить на осуществление «нового плана». В целом, по словам президента, это составит «порядка 600 миллиардов тенге в дополнение к уже утвержденным трансфертам из Национального фонда».

Что понимается под новым планом, президент расшифровывать не стал. Но в соответствии с установившейся в последние годы традицией логическим продолжением послания президента стало прошедшее в тот же день, 6 марта, заседание правительства, на котором был принят проект плана действий на 2009 год по исполнению поручений президента, названный дорожной картой. Сам этот план в печати не появился, но пресс-служба правительства сообщила, что он ориентирован на реализацию стратегии региональной занятости и подготовки кадров, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и реализацию второго направления программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», а также на реализацию индустриальных и инфраструктурных проектов.

А уже 10 марта правительство утвердило дорожную карту. По словам заместителя премьер-министра Ербола Орынбаева, она включает семь направлений обеспечения занятости: «реконструкция и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение и канализация, теплоснабжение, электроснабжение); ремонт и утепление школ, больниц и других социальных объектов; ремонт, реконструкция и строительство дорог республиканского и местного значения; расширение программы социальных рабочих мест и молодежной практики; финансирование приоритетных социальных проектов в городах, поселках, аулах и аульных округах; увеличение максимального периода социальных выплат на случай потери работы; подготовка и переподготовка кадров».

Следить за движением по дорожной карте будет специальный Антикризисный совет, который будет работать на республиканском уровне, но такие же советы поручено создать и акимам в областях.

Нурсултан Назарбаев не был бы самим собой, если бы ограничился постановкой задач антикризисного характера. Он напомнил, что «процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев остаются важнейшей триединой задачей для нашего государства». Что кризис пройдет и надо думать уже о послекризисном развитии страны. Более того, он заявил, что «кризисы будут повторяться, и наша цель – научиться управлять ими». Мотив управления становится обязательным элементом президентских посланий. Год назад Нурсултан Назарбаев сказал: «Государство должно активно управлять ситуацией в условиях глобальной экономической нестабильности. Все необходимые ресурсы для этого имеются». А в послании 2007 года был призыв управлять экономическим ростом: «Нам надо уже не просто использовать накопленный экономический рост, а научиться реально управлять этим ростом, трансформируя его в экономическое развитие на качественно новом уровне». Словом, что имеем, тем и управляем. Но сегодня, как сказано в послании кризисного времени, «многократно увеличивается ответственность каждого управленца перед народом, которому мы все служим. Необходимо чаще выезжать на места, встречаться с трудовыми коллективами, населением. Надо разъяснять меры, предпринимаемые государством, объединять людей, поднимать их на решение проблем».

Говоря о развитии рынка труда, президент говорит: «Это строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог местного значения, а также обновление социальной инфраструктуры, прежде всего школ и больниц». И добавляет: «Это уже задача СПК, которые обязаны обеспечить максимальную занятость населения. Финансовая сторона вопроса – за правительством и акимами». Некоторые из парламентариев увидели в этом внимании к дорогам местного значения едва ли не главное достоинство озвученного президентом экономического курса. «Также благодаря кризису мы нашли совершенно оригинальное и неординарное решение – обратить внимание на село: дороги, инфраструктура, освещение. Мы, во-первых, дадим сельчанам работу, а во-вторых, улучшим облик сел и городов», – сказал сенатор Гани Касымов.

Как будто и не было программы трехлетия села, программы «Чистая вода». При всей бесспорности выбора разного рода локальных инфраструктурных проектов в качестве объектов государственного финансирования нельзя не вспомнить, что в прошлогоднем послании есть такое поручение: «Акимы должны обеспечить активное развитие инфраструктуры, особенно дорог местного значения».

Преемственность курса

Как мы и предполагали, президент в своем послании повторил многое из того, что было сказано председателем партии «Нур Отан» на последней встрече с партактивом (см. «Вся президентская партия», «Эксперт Казахстан» № 7 от 23 февраля 2009 года).

«СМИ должны учить людей, как выходить из сложных ситуаций на опыте других людей, достойно справившихся с трудностями», – сказал лидер партии Нурсултан Назарбаев 12 февраля. «Сейчас СМИ должны выступить в качестве советника для людей в вопросе, как лучше преодолевать трудности, как выжить, как выстоять в это трудное время. Надо учить граждан на позитивном опыте других людей», – заявил президент Нурсултан Назарбаев 6 марта. Неизменность задач, стоящих перед медийным сообществом, не может не радовать, особенно на фоне турбулентности мировых рынков.

Не так радостно выглядит преемственность в постановке задач перед правоохранительными органами. Например, в прошлогоднем послании президент заявил, что правоохранительная и судебная система должны обеспечить справедливую и эффективную защиту прав казахстанцев, оградить бизнес от незаконных вмешательств. И уточнил: «Приоритетной целью в этой сфере должно стать предупреждение и профилактика правонарушений, а не карательные действия. Поэтому необходимо разработать и внести в парламент в текущем году законопроект «О профилактике правонарушений».

С тех пор прошло больше года, а проект этого закона до сих пор в стадии разработки. Правда, уже на завершающем этапе. В феврале он был одобрен на выездном заседании общественной палаты при мажилисе. Но в парламент так и не внесен до сих пор. А правоохранительные органы вынуждены компенсировать его отсутствие обилием карательных действий.

И президент в своем послании уже не вспоминает про профилактику, а призывает работников правоохранительных органов «решительно и жестко бороться с преступностью».

Все, кроме политики

Здесь, наверное, уместно вспомнить, что некоторые из политических оппонентов Нурсултана Назарбаева увидели в послании вопиющее отсутствие политического блока, то есть слов о политических реформах. О них действительно ничего не говорится, но про политику сказано – хоть и кратко, но исчерпывающе: «Обращаюсь к Ассамблее народа Казахстана, ко всем политическим силам. Сейчас не на словах, а на деле проверяется, кто действительно думает о народе, а кто – нет. Давайте объединимся ради преодоления жесточайшего в истории планеты кризиса!»

Президент уже говорил про объединение на встрече с активом своей партии. И дал партийцам поручение добиться заключения своего рода пакта о ненападении со всеми политическими силами. «Нур Отан» с задачей не справился, сказалось отсутствие юридической квалификации и недостаток политического веса у молодой партийной верхушки. Тем не менее сигнал был подан недвусмысленный, он был продублирован в обращении членов Общественной палаты при мажилисе ко всем общественно-политическим силам, институтам гражданского общества и средствам массовой информации Казахстана, где говорилось о том, что каждый казахстанец, каждая политическая сила проходит ответственный экзамен на преданность независимости и государственности. И именно в настоящее время государству нужна поддержка всех его граждан. Для совсем непонятливых сообщалось, вокруг кого следует объединяться: «Мы все должны сплотиться вокруг нашего президента, сделать все для консолидации единого народа Казахстана». После этого только очень наивный или невнимательный человек мог ждать слов о реформах. Им была отдана дань в предыдущих посланиях, сейчас настало время всенародного единства.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики