Третий необученный мир

Разочаровавшись уровнем образования в странах третьего мира, многие предприниматели во время расширения бизнеса предпочитают отправлять знакомых им специалистов за рубеж вместо того, чтобы использовать местные кадры. Всему виной - катастрофически низкий уровень образования в бедных странах

Третий необученный мир

Европейский бизнес, расширяя географию своей деятельности, зачастую сталкивается с очень серьезной проблемой: очень низким уровнем образования в бедных странах. Разочаровавшись в попытках обучить сотрудников нужным стандартам качества  работы, предприниматели все чаще предпочитают либо отправлять в долгосрочные командировки специалистов из своих стран, либо заранее воспитывать новое поколение профессионалов в чужих странах, занимаясь проведением их стажировки в Европе. Эксперты констатируют: в Азии и Восточной Европе талантов хватает, но зачастую они не получают должного уровня образования в своих учебных заведениях.

Перенесли производства – переносим ПТУ

Немецкая газета WirtschaftsWoche Heute рассказывает историю немецкого предпринимателя Вернера Гесснера, открывшего во Вьетнаме предприятие по изготовлению жестяных банок для пива. Его завод выпускает 33 тыс. банок в час. Но предприятие в Хошимине не может увеличить выпуск банок: для этого ему не хватает квалифицированных специалистов. В стране очень мало профессиональных училищ, а те, что работают, не соответствуют принятым на Западе стандартам. Получается, что на предприятии нельзя поставить еще несколько высокотехнологичных установок: найти людей, которые могут с ним управиться, слишком сложно.

Один из возможных путей решения проблемы - импорт квалифицированной рабочей силы из Европы. Но тамошние специалисты зачастую обходятся заказчику слишком дорого: экспатам придется платить европейскую зарплату, что увеличивает себестоимость производства. Поэтому Гесснер, подобно огромному числу бизнесменов из Европы и США, работающих в Азии, хочет в перспективе открыть во Вьетнаме собственную профессиональную школу. Учить азам новой профессии вьетнамцев будут немцы - по немецким же образцам обучения.

Подобным образом проблему решают Siemens и производитель измерительных приборов Endress+Hauser, которые совместно открыли при университете Хошимина Германо-Вьетнамскую технологическую академию. Работает она уже почти год. Каждые 12 месяцев она будет выпускать около 4 тыс. специалистов в области производства качественных продуктов питания. Образование здесь ведется по немецким стандартам.

Им всем чего-то не хватает

Схожие с гесснеровской проблемы испытывают западные компании и в других странах. Европейские и американские бизнесмены знают, что из китайцев могут получиться отличные исполнители, но из них очень редко получаются хорошие менеджеры. Всему виной - система образования, в которой доминируют заучивание и зубрежка. При этом даже в университетах предпочитают учить теории, но никак не практическим навыкам. В Индии другие проблемы: местные специалисты, как правило, хорошо знают английский язык, но при этом их никто не учит терпению и сосредоточенной работе со сложными электронными приборами и чипами.

Аналогичная ситуация и в Восточной Европе. Здешний механик может знать, как разбираться с простейшими механизмами, установленными в продуктах отечественного автопрома. Но он не может взяться за ремонт электроники Volkswagen без прохождения соответствующей (подчас изнурительной) практики на заводах немецкого производителя.

В итоге западный бизнес привыкает к тому, что ему необходимо содержать довольно большой штат персонала, который будет летать по всему миру и обучать сотрудников в филиалах. Один только Volkswagen за 2012 год обучил и трудоустроил за пределами Германии 1500 специалистов силами собственного персонала.

Тем не менее - проблемы остаются огромными. В том же Китае есть огромное количество дешевой рабочей силы, которую, однако, невероятно трудно обучить работе с высокотехнологичными системами. Профессии промышленного механика в местной системе образования попросту не существует. Зато китайцев обучают марксизму и военному делу - предметам, которые вряд ли пригодятся им в профессиональной жизни. По этой причине автопроизводители, в отличие от разработчиков электроники, не торопятся переносить производство своих машин в Поднебесную.

Очевидно, Азии и Восточной Европе нужно брать пример с Латинской Америки, в которой немецкие и британские профессиональные технические училища существуют уже около 30 лет. Инженеры из Mercedes, Volkswagen и Krupp создали в Сан-Паулу профессиональное училище IFPA, в котором первоначально учились дети экспатов-немцев. Сейчас же здесь обучаются главным образом бразильцы, готовые к сборке немецких автомобилей у себя на родине. Поэтому сложные высокотехнологичные производства, требующие квалифицированного персонала, существуют в Латинской Америке, но их очень мало в других не самых благополучных регионах планеты.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?