Третий необученный мир

Разочаровавшись уровнем образования в странах третьего мира, многие предприниматели во время расширения бизнеса предпочитают отправлять знакомых им специалистов за рубеж вместо того, чтобы использовать местные кадры. Всему виной - катастрофически низкий уровень образования в бедных странах

Третий необученный мир

Европейский бизнес, расширяя географию своей деятельности, зачастую сталкивается с очень серьезной проблемой: очень низким уровнем образования в бедных странах. Разочаровавшись в попытках обучить сотрудников нужным стандартам качества  работы, предприниматели все чаще предпочитают либо отправлять в долгосрочные командировки специалистов из своих стран, либо заранее воспитывать новое поколение профессионалов в чужих странах, занимаясь проведением их стажировки в Европе. Эксперты констатируют: в Азии и Восточной Европе талантов хватает, но зачастую они не получают должного уровня образования в своих учебных заведениях.

Перенесли производства – переносим ПТУ

Немецкая газета WirtschaftsWoche Heute рассказывает историю немецкого предпринимателя Вернера Гесснера, открывшего во Вьетнаме предприятие по изготовлению жестяных банок для пива. Его завод выпускает 33 тыс. банок в час. Но предприятие в Хошимине не может увеличить выпуск банок: для этого ему не хватает квалифицированных специалистов. В стране очень мало профессиональных училищ, а те, что работают, не соответствуют принятым на Западе стандартам. Получается, что на предприятии нельзя поставить еще несколько высокотехнологичных установок: найти людей, которые могут с ним управиться, слишком сложно.

Один из возможных путей решения проблемы - импорт квалифицированной рабочей силы из Европы. Но тамошние специалисты зачастую обходятся заказчику слишком дорого: экспатам придется платить европейскую зарплату, что увеличивает себестоимость производства. Поэтому Гесснер, подобно огромному числу бизнесменов из Европы и США, работающих в Азии, хочет в перспективе открыть во Вьетнаме собственную профессиональную школу. Учить азам новой профессии вьетнамцев будут немцы - по немецким же образцам обучения.

Подобным образом проблему решают Siemens и производитель измерительных приборов Endress+Hauser, которые совместно открыли при университете Хошимина Германо-Вьетнамскую технологическую академию. Работает она уже почти год. Каждые 12 месяцев она будет выпускать около 4 тыс. специалистов в области производства качественных продуктов питания. Образование здесь ведется по немецким стандартам.

Им всем чего-то не хватает

Схожие с гесснеровской проблемы испытывают западные компании и в других странах. Европейские и американские бизнесмены знают, что из китайцев могут получиться отличные исполнители, но из них очень редко получаются хорошие менеджеры. Всему виной - система образования, в которой доминируют заучивание и зубрежка. При этом даже в университетах предпочитают учить теории, но никак не практическим навыкам. В Индии другие проблемы: местные специалисты, как правило, хорошо знают английский язык, но при этом их никто не учит терпению и сосредоточенной работе со сложными электронными приборами и чипами.

Аналогичная ситуация и в Восточной Европе. Здешний механик может знать, как разбираться с простейшими механизмами, установленными в продуктах отечественного автопрома. Но он не может взяться за ремонт электроники Volkswagen без прохождения соответствующей (подчас изнурительной) практики на заводах немецкого производителя.

В итоге западный бизнес привыкает к тому, что ему необходимо содержать довольно большой штат персонала, который будет летать по всему миру и обучать сотрудников в филиалах. Один только Volkswagen за 2012 год обучил и трудоустроил за пределами Германии 1500 специалистов силами собственного персонала.

Тем не менее - проблемы остаются огромными. В том же Китае есть огромное количество дешевой рабочей силы, которую, однако, невероятно трудно обучить работе с высокотехнологичными системами. Профессии промышленного механика в местной системе образования попросту не существует. Зато китайцев обучают марксизму и военному делу - предметам, которые вряд ли пригодятся им в профессиональной жизни. По этой причине автопроизводители, в отличие от разработчиков электроники, не торопятся переносить производство своих машин в Поднебесную.

Очевидно, Азии и Восточной Европе нужно брать пример с Латинской Америки, в которой немецкие и британские профессиональные технические училища существуют уже около 30 лет. Инженеры из Mercedes, Volkswagen и Krupp создали в Сан-Паулу профессиональное училище IFPA, в котором первоначально учились дети экспатов-немцев. Сейчас же здесь обучаются главным образом бразильцы, готовые к сборке немецких автомобилей у себя на родине. Поэтому сложные высокотехнологичные производства, требующие квалифицированного персонала, существуют в Латинской Америке, но их очень мало в других не самых благополучных регионах планеты.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее