Караоке по волнам памяти

Караоке по волнам памяти

Спектакль «Концерт №1» – новая постановка театра «АРТиШОК». В ней по-прежнему с успехом эксплуатируется тема советского прошлого – ранее театр ставил спектакли Back in USSR и «Гагарин», которые принесли ему широкую известность. Во многом это объясняется популярностью этой темы в современной культуре. Ностальгировать стало модно – этим занимаются все поколения, от пенсионеров до вчерашних выпускников школ.

В спектакле заняты как уже знакомые зрителю артисты – Вероника Насальская, Галина Пьянова, Елена Тайманова, Елена Набокова, так и молодые таланты из школы актера, созданной при театре. У примадонн прекрасно получается работать с учениками и раскрывать их дар публике.

Конек спектакля – караоке. Любимый народом жанр превратился в мастерски сыгранное действо, в котором каждая песня передает характер и настроение персонажей. А недочеты и промахи в исполнении выглядели как продолжение сценического образа, выражение их индивидуальности.

Сюжета как такового нет. Действие происходит в доме, похожем на советскую коммуналку. Герои спектакля – соседи, хоть и дружные, но каждый со своими тараканами в голове. В роли рассказчика выступает мальчик Боря в исполнении Стаса Насальского. По сюжету он сын звезды сцены, а в жизни – директора театра Вероники Насальской. Причем сама Вероника эту мать-звезду и играет. Простые советские люди влюбляются, страдают, ссорятся и мечтают. Три пенсионерки – баба Оля, баба Ира и баба Маша в исполнении Галины Пьяновой, Елены Набоковой, Анастасии Темкиной – «бабушки-старушки, ушки на макушке», похожи на сказочных бабок-ежек из «Летучего корабля». Образы настолько живо сыграны, что заставляют задуматься о мифологическом архетипе – вечно старой и никогда не стареющей колдунье, женщине с душой проказливого ребенка. Сильные эмоции зала вызвала сцена: Галина Пьянова с черным, как вакса, лицом негритянки поет «Валенки».

Представленные образы – не просто выдуманные личности или типы советских людей. Они прочитываются шире, как бы шагая в миф. Да и само прошлое мифологизируется, превращаясь в сказку, безвозвратно ушедшее загадочное время, живущее в наших воспоминаниях. Такими герои становятся за счет пласта фиктивной киномузыкальной реальности, к которой постоянно происходят отсылки, точнее, она даже подменяет собой жизненную. Так, исполняющий арию мистера Х сантехник Несчастливцев (актер цирка Курбан Дударходжаев) парит в мечтах под куполом цирка, завоевывая дамские сердца. Одинокая соседка, неприступная кокетка в желтом плаще с викторианским воротником (Елена Тайманова), кажется сексуальной стервой, женщиной-вамп из какой-нибудь старой французской мелодрамы. Она с Несчастливцевым исполняют дуэт из «Гардемаринов». Дочь Несчастливцева (Виктория Мухамеджанова) – школьница-мечтательница, воображающая себя кинозвездой, исполняет «Утро карнавала», написанное для Фрэнка Синатры, из фильма «Черный Орфей», и поет дуэтом со звездой сцены (Вероникой Насальской) песню из «Чародеев» про костюмчик, который сидел. Вспоминаются советские реалии: дефицит товаров легкой промышленности, тоска по красивой жизни, а также формула успеха «встречают по одежке…», актуальная во все времена.

Порадовал необычной манерой исполнения песен молодой актер Дмитрий Дягилев (сыгравший местного нищего-симулянта и праздношатающегося Счастливцева), которая вполне компенсировала отсутствие хороших музыкальных данных. Если бы все пелось по нотам и в такт – в этом не было бы ничего примечательного, театр перестал бы быть театром. А исполнение Дягилева придало игре комедийный и даже мелодраматический эффект. Анастасия Тарасова, банщица Клава, спела с каким-то глубоко интеллигентским надрывом блатную «Клавочку», а гребенщиковский «Мочалкин блюз», напротив, по-народному, с наглостью комиссарши в кожанке.

Актеры утверждают, что выбирали песни сами, на свой вкус. Некоторые руководствовались исключительно интуицией. Как признался Дмитрий, если будет ставиться «Концерт № 2», то он более тщательно подойдет к выбору песни: «Для себя мне было сложно оправдать, почему же я взял песню «Карабас-Барабас» Мазая?! Она на слух легла, а ничего особенного в ней не было. Что касается «Пей, моя девочка» – то это песня, которую порекомендовали взять, после того как я исполнил ее на экзаменах по вокалу. Мне она нравится даже больше, чем «Карабас-Барабас», где в двух куплетах просто набор слов, и только припев более-менее понятный».

По словам Анастасии, когда она в первый раз услышала «Клавочку» (это было на репетиции экзамена по сценическому движению), ей стало смешно. «Я всю свою жизнь достаточно предвзято отношусь к шансону, никогда не любила его и не слушала, и такие песни у меня всегда вызывали отторжение. А «Клавочка» мне показалась смешной и ироничной, мне понравился текст песни. Был случай: весной шел дождь, мы скакали по лужам перед подъездом театра и орали эту песню. Она многих наших студентов “вставила”», – рассказала она. Несмотря на подчеркиваемую спонтанность в отборе музыкального материала, песни не выглядели случайными и совпали друг с другом, образовав единое целое пьесы. Название «Концерт № 1» себя оправдало – спектакль состоял из старых, проверенных временем хитов. Причем многие из них обрели оригинальное сценическое прочтение. Чего только стоили «Яблоки на снегу». Действо завершилось явлением публике человека-мифа всех времен и народов – Юрия Никулина в исполнении мима-пародистки Насальской.

Спектакли «АРТиШОКа», по большому счету, представление, играющее на чувствах, фейерверк из смеха и слез, но при этом все же провоцирующее думающего зрителя на игру смыслов. Актерам удалось превратить караоке в яркое сценическое действо без особого сюжета, но с узнаваемыми портретными чертами уходящей эпохи.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности