Хлопок одного рынка

Казахстанские металлурги столкнулись с резким сокращением спроса на свою продукцию. Жизненно важной задачей для них становится оптимизация системы сбыта

Хлопок одного рынка

Сокращение спроса заставляет металлургов уменьшать объемы производства. Так, ArcelorMittal Temirtau сократил выпуск стали с 4,8 млн тонн в 2007 году до 4,3 млн в 2008-м, Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение (ССГПО, г. Рудный) – добычу руды с 40 млн тонн до 37 млн соответственно. По данным начальника отдела промышленности города Рудного Серика Искуженова, объем выпуска железорудного сырья на предприятии в 2009 году, возможно, сократится с 18 млн до 11 млн тонн.

При этом металлурги ищут новые рынки сбыта. Но сделать это нелегко. Начальник пресс-службы ArcelorMittal Temirtau Николай Кубраков отметил: «Сейчас все компании в поиске новых рынков. И наш комбинат в активном поиске. Всем очень трудно что-либо продать, тем более найти новые рынки. В настоящее время структура наших поставок остается неизменной». В то же время без новых рынков компаниям вряд ли удастся стабилизировать свою работу. Горно-металлургическая отрасль Казахстана экспортно ориентирована, объемы поставок на внутренний рынок крайне невелики. На экспорт идет практически вся выпускаемая в стране медь, свинец и другие металлы. По мнению руководителя отдела аналитики ИК «Проспект» Дмитрия Парфенова, сейчас «старые рынки сбыта “схлопываются”. Безусловно, потребность в сбыте есть, но вряд ли в первом полугодии будет какой-либо позитив. Будет сложно найти новые рынки». Директор департамента маркетинга российской компании «Брок-Инвест-Сервис» Леонид Комаровский тоже считает, что все географические рынки заняты: «Везде есть свои основные игроки, конкурировать с которыми не представляется возможным».

Сюрпризы Поднебесной

Основными покупателями руды и металлов Казахстана являются Китай и Россия. Поставки в Китай в 2008 году составили 1,4 млрд долларов, в Россию – 1,9 млрд (суммарный объем экспорта – 9,7 млрд). У них в настоящее время наблюдается значительное увеличение складских запасов. Например, запасы хромовой руды в китайских портах превысили 1,5 млн тонн, что в три раза больше уровня аналогичного периода 2007 года. Участники рынка опасаются ухудшения ситуации в экономике КНР и беспокоятся по поводу возможного падения рынка к концу марта. Поэтому многие игроки хотят распродать как можно скорее свои складские запасы и не размещать новых запасов. Дмитрий Парфенов тоже сомневается в импортных возможностях страны: «Большой рынок Китая не представляет собой особо лакомый кусок, так как у него в последнее время производство росло быстрее потребления. То есть предприятия Китая также направлены на внешние рынки. Сейчас же производство падает – не только конечных товаров, но и сырья. Только за февраль падение составило 24%».

В то же время КНР все еще неплохо смотрится на фоне Европы и США, переживающих серьезный промышленный спад. Поэтому, даже если ситуация значительно ухудшится, регион останется наиболее перспективным с точки зрения сбыта. Китай, начиная с 2007 года, удерживает лидерство среди основных стран-потребителей казахстанского никеля, ферросплавов, окатышей и железорудного концентрата.

Отметим, что, например, представители российской компании RUSAL также отмечают, что в долгосрочной перспективе Китай является их стратегической целью. Однако при заключении каких-либо контрактов в сложившейся ситуации существуют два варианта: долгосрочные контракты, которые могут оказаться невыгодными для поставщиков в средне- и долгосрочной перспективе из-за начала следующего роста цен на металлы, и краткосрочные и единичные, которые не гарантируют постоянных поставок, но способные обеспечить быстрый оборот средств.

При этом в самой России ситуация выглядит хуже. По словам директора сбыта RUSAL Сергея Бельского, падение спроса привело к обвальному снижению цен на все цветные металлы: «На медь, алюминий, никель, цинк – с июля прошлого года, то есть с момента пикового спроса на сырьевые товары, цены снизились к настоящему времени на 50–60%. Цены на алюминий, цинк и никель упали ниже мировых среднеотраслевых издержек. В результате производство стало убыточным, и производители приступили к его сокращению».

За январь 2009 года поставки оцинкованного и окрашенного проката из Казахстана в Россию снизились в 1,7 раза по сравнению с декабрем и в 12,7 раза по сравнению с уровнем прошлогоднего января – до 1,2 тыс. тонн.

Лучше новых двух

По словам Серика Искуженова, ССГПО особые надежды возлагает на Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) – своего давнего партнера (ССГПО – основной поставщик для ММК, предприятия связывает сложившаяся в советское время технологическая цепочка). Хотя поставки на комбинат с сентября 2008 года упали на 30%. Надежды связаны с приближающейся зимней Олимпиадой в Сочи, где потребность в стальном прокате до 2014 года составит приблизительно 1,5 млн тонн.

Интересно металлургам и намерение правительств некоторых стран создать госрезервы. По нашим оценкам, госрезервы Китая, Южной Кореи, Индии в совокупности составляют около двух миллионов тонн алюминия и 600 тыс. тонн никеля. С помощью резервов страны решат две задачи – поддержат свою промышленность и грамотно используют ценовую конъюнктуру рынка, что при условии возобновления роста цен является неплохим вложением средств. При этом следует учесть, что приоритет в пополнении резервов будет даваться своим предприятиям. В связи с этим, полагает независимый аналитик Феликс Шамрай, важнее думать о более качественных продуктах с большей глубиной переработки и большей готовностью для конечного потребителя: «Перспектива за электросталями с высокими показателями прочности, пластичности и другими спецсвойствами; перспектива за гнутым профилем. Покупатель всегда следует за стоимостью жизненного цикла единицы прочности, то есть сколько для него будет стоить металлоконструкция и как часто ее придется заменять».

Дело за филиалами

В сложившихся условиях металлургам придется задуматься над изменением системы сбыта. Например, расширять сеть филиалов и представительств компаний за рубежом. Автоматически происходит снижение издержек, сокращение затрат, увеличивается рентабельность самих предприятий. Г-н Комаровский говорит: «Мы открывали торговые представительства, а не склады. Сегодня такая региональная сеть дает треть объемов продаж». Стоит отметить, что по такому пути идут российские конкуренты наших компаний. Отечественные металлурги не проявляют интереса к расширению своего присутствия за рубежом. В крупных портовых городах Китая и на других важных рынках ни одного торгового дома наших компаний нет.

Впрочем, г-н Шамрай считает, что главное не в том, чтобы просто открыть торговые филиалы: «Стимулирование покупателей – тупиковая ветвь. Может дать некоторое оживление перед еще большим кризисом сбыта. Важнее совершенствовать логистику доставки этого продукта до конечного потребителя, думать о коэффициентах использования сырья и энергии на единицу продукции, увеличении уровня автоматизации производства, важнее думать о развитии систем производственного планирования».

Вряд ли в ближайшее время стоит ждать серьезного переориентирования рынков сбыта. Географического расширения рынка сбыта и увеличения списка стран – покупателей казахстанской продукции, во всяком случае, такого значительного, чтобы можно было говорить о возвращении к прежним объемам поставок, не будет. Если отечественные игроки не задумаются серьезно о реорганизации системы своего сбыта, о создании систем представительств за рубежом, надеяться на минимизацию негативных последствий глобального экономического кризиса им не придется.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики