Машины по карточкам

Падение экспорта в связи с мировым финансовым кризисом и острая нехватка валюты вынудили узбекских автопроизводителей перейти к продажам машин на внутреннем рынке за свободно конвертируемую валюту

Машины по карточкам

По данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, компания GM Uzbekistan (выпускает модели Nexia 2, Matiz, Damas, Lacetti, Captiva и Epica) в январе 2009 года сократила производство автомобилей почти наполовину по сравнению с аналогичным периодом 2008-го – до 5,2 тыс. единиц. Причина – падение спроса из-за кризиса. В прошлые годы основной страной – экспортером узбекских автомобилей была Россия, автомобильный рынок которой сильно пострадал. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса РФ, продажи новых иномарок в этой стране упали за январь почти в четыре раза – со 112 567 автомобилей год назад до 29 832. Сильнее всего пострадали машины узбекского производства, в прошлом лидеры рейтинга продаж. В январе в России было продано всего 976 Daewoo Nexia и 941 Daewoo Matiz.

Только доллары

Хотя GM Uzbekistan пользуется господдержкой, избежать влияния кризиса ему не удалось. Пытаясь как-то увеличить приток конвертируемой ликвидности, Асакинский завод изменил правила продаж на внутреннем рынке. До последнего времени купить автомобиль узбекского производства можно было только по предварительной записи и очереди, которая тянулась годами. Те, кто не стеснен в средствах, могли приобрести его на автомобильном рынке вторичных продаж с существенной переплатой. Теперь машины поступят в свободную продажу – но реализовываться будут не за сумы, а за доллары по международным валютным карточкам. Исключение сделано для двух моделей: джипа Chevrolet Captiva (55 млн сумов) и мини-вэна Tacuma (от 31 до 36 млн сумов). Остальные оплатить наличными нельзя. Для того чтобы приобрести автомобиль, покупатель должен будет сначала открыть международную карту в банке и положить на счет необходимую сумму в долларах. Для этого ему придется покупать валюту в обменных пунктах или на рынке по черному курсу.

С этим нововведением многие связывают и резкое повышение неофициального курса сума на черном рынке после Нового года, который сейчас равняется 1780 сумам, что почти на 400 сумов выше официального курса (1417,87). Ранее, когда половина производимых авто реализовывалась в России, Асакинский завод покрывал свои потребности в валюте, необходимой прежде всего для закупки комплектующих. Теперь, когда экспорт значительно упал, он вынужден реализовать свою продукцию за валюту и на внутреннем рынке. Иначе ему не выжить, хотя доля местных комплектующих все время растет и уже дошла до 60%.

Экспорт состоится при любой погоде

Несмотря на все нововведения, самые популярные на внутреннем рынке автомобили местного производства – Nexia, Matiz и Damas все еще нельзя найти в свободной продаже в автосалонах даже за валюту. На вторичном рынке новых автомобилей тоже нет, но по другой причине. Чтобы предотвратить спекуляции с автомобилями местного производства, в прошлом году в стране введены правила, согласно которым, чтобы продать только что приобретенную машину, необходимо заплатить большую пошлину.

Менее востребованные модели узбекского производства можно приобрести свободно в автосалонах города – были бы деньги. Особенно много в продаже Chevrolet Lacetti (от 24 до 34 млн сумов в зависимости от комплектации по текущему официальному курсу), линия по производству которого была запущена в сентябре прошлого года. Причем все цены указаны в сумах, но с пометкой «Реализуется в СКВ по международным пластиковым карточкам».

Стоит отметить, что в связи с нововведениями и влиянием мирового финансового кризиса, цены на автомобили на авторынках Узбекистана упали в ряде случаев на 30%.

Несмотря на трудности, завод в Асаке не собирается отказываться от своих планов по расширению географии продаж. В 2009 году он планирует реализовать за рубежом 115 тыс. автомобилей, из них 100 тыс. предназначены для российского рынка и 15 тыс. пойдут в Азербайджан, Казахстан, Молдову, Украину и Белоруссию. Кроме того, в этом году должны появиться точки продаж в таких странах, как Грузия, Армения, Туркменистан и Кыргызстан.

Ташкент

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики