Образование – начало культуры

Деятельность Даниэля Баренбойма, основателя оркестра «Западно-восточный диван», свидетельство того, что ценности просвещения живы до сих пор

Образование – начало культуры

Мы можем лишь уменьшить ненависть», – так обозначил цель проекта «Оркестр “Западно-восточный диван”» дирижер Даниэль Баренбойм. В 1999 году он основал его совместно с писателем Эдвардом Саидом. Это люди с мировыми именами. Даниэль Баренбойм – один из крупнейших и наиболее прославленных музыкантов второй половины ХХ – начала XXI века, пианист и дирижер, возглавлявший оркестр Парижа, Чикагский симфонический оркестр, Берлинскую государственную оперу, оркестр «Ла Скала». Эдвард Саид – ученый, интеллектуал, автор нашумевшей книги «Ориентализм», критик западного подхода к восточной культуре, борец за палестинскую независимость. Название оркестра «Западно-восточный диван» отсылает к одноименному сборнику стихов Иоганна Вольфганга Гете. Как однажды отметили основатели проекта: «Причина, по которой мы так назвали оркестр, проистекает из того, что Гете был одним из первых немцев, который действительно интересовался другими странами – он начал изучать арабский, когда ему было за 60». Главной задачей проекта стала борьба за мир с помощью музыки. В состав оркестра вошли молодые музыканты из Израиля, Палестинской автономии, Сирии, Иордании, Египта и Европы. Музыканты ежегодно встречаются для участия в мастер-классе и концертных турне. Об этом Пауль Смачны в 2006 году выпустил документальный фильм «Знание – это начало». Съемки заняли у режиссера шесть лет.

На первый взгляд

Фильм, снятый в жанре документального репортажа, в котором, кажется, нет художественных приемов, состоит из перемежающихся сцен – высказываний и публичных выступлений самого Баренбойма, реплик в камеру его учеников и слушателей оркестра, концертов и репетиций, а также бесед дирижера со своими учениками. Также отдельные кадры фиксирует общение Баренбойма с местным населением Палестины, выражающим одобрение его деятельности и жалующимся на Израиль. Арабы же критикуются мало, если вообще можно считать критикой опасения относительно терактов, высказываемые музыкантами оркестра, когда им предлагают выступить с концертом в Рамалле. Скорее арабы представлены жертвами предвзятого к ним отношения со стороны не только израильтян, но и европейцев. В фильме почти нет диалогов или споров, он больше основан на высказываниях. Только однажды, когда затевается разговор на политическую тему, сирийский музыкант категорично заявляет, что намерен говорить не о палестино-израильском мире, а о музыке.

При этом в кино идет речь о диалоге. Две противостоящие стороны должны быть представлены как организаторами проекта (Даниэль Баренбойм – со стороны израильтян, а Эдвард Саид – палестинцев), так и музыкантами оркестра – евреями и арабами. Но все-таки он получился односторонним. По крайней мере, на первый поверхностный взгляд. Так кажется потому, что культура Израиля носит больше прозападный характер и отличается от культуры и ментальности стран Восточного региона. Потому Израиль, как часть западного мира, попадает в поле критики.

В самом начале фильма есть эпизод, когда Баренбойм – сын русских евреев, родившийся в Буэнос-Айресе, работавший во многих странах мира, имеющий гражданство Аргентины, Испании и Израиля, основное место жительства которого Берлин – высказывает сожаления о смерти своего друга и выдающегося современника Эдварда Саида и говорит, что теперь ему придется одному продолжать совместно задуманное дело. Мы видим, как Баренбойм на торжественном вручении ему премии «Вольфа» смело, но вполне в духе западного либерализма указывает на тот факт, что государственные границы Израиля не отражают культурно-исторических реалий, что этнический состав его населения неоднороден. Но если мы начинаем анализировать корни этого поступка, то понимаем, что он возможен в рамках основанной на самокритике западной культуры. Да и сам критик Запада Эдвард Саид – ни кто иной, как американский интеллектуал арабского происхождения.

Признать ущербность, чтобы расти

Кроме того, немаловажен и тот факт, что в центре картины личность самого Баренбойма. Он учит молодых музыкантов играть в оркестре и посвящает немало времени разговорам о палестино-израильских отношениях, подчеркивая тем самым истинную цель проекта – преодолеть предрассудки и показать искусство – живой, целительный остров среди жизненных бурь. Баренбойм – дирижер, руководитель, ведущая фигура, остальные его ученики и слушатели – ведомые. С одной стороны, ему это положено по профессиональному статусу: оркестр вряд ли сможет слаженно играть без дирижера. К тому же он – учитель, а молодые музыканты – его ученики, и тут уже не так важно, кто они – евреи, палестинцы, сирийцы или немцы. А базовый принцип культуры – образование – реализуем только через эти роли. Известно, что культура – это насилие. Чтобы стать культурным, надо принять правила игры, признать свою ущербность и превосходство другого как учителя. Только тогда можно стать учеником, ведомым. Культура дает возможность роста, перехода на более высокие уровни.

В фильме речь шла преимущественно о распространении образцов европейской культуры. Показательно, что сам по себе оркестр тоже явление западное, и музыканты в фильме играют классическую музыку, произведения немецких и русских композиторов. Упоминаются произведения Бетховена, Вагнера, Чайковского. Безусловно, классическая музыка давно превратилась в мировое наследие и международный язык без границ, развитие оркестровой музыки и учреждение оркестра стало делом прогрессивного человечества, показателем культурной и экономической развитости страны, ее цивилизованности. Приобщение к классической музыке – это высокая планка. Играть в оркестре музыканта такой величины, как Баренбойм, престижно, это не только духовный, но и профессиональный, карьерный рост.

Революционеры-прогрессисты

Реализуя себя в парадигме западного либерализма через самокритику и требования к себе и своей культуре, Баренбойм и Саид находят в качестве универсального языка язык классической музыки как образец совершенства, великое достижение европейского просвещения, шествующего по миру. Поэтому неспроста у Баренбойма часто возникают ассоциации с этой эпохой. «“Свобода, равенство, братство” – этот лозунг Французской буржуазной революции является самым главным условием для разрешения конфликта», – замечает он в одном из интервью. Формула просветительства – архетип всей западной цивилизации, вышедший из взлелеявшей эллинистические ценности древнегреческой колыбели. В данном отношении это уже не диалог на равных, а внимание к значимому, несущему смысл, развивающему самосознание слову, это готовность слышать, слушать и понимать. А для этого нужно молчание, как главное условие свершения священнодействия искусства. Чтобы культура состоялась и развивалась, нужен первый шаг – готовность ее воспринять, великое искусство слушать. Музыка должна звучать в тишине и для тех, кто готов ее слушать. Надо отметить и тот факт, что хотя в фильме один эпизод посвящен концерту в Палестине, оркестр больше гастролирует по Европе. Именно там он получил широкое признание. Возможен другой вариант преодоления барьеров. Баренбойн рассказывает, как посетил германские музеи-крематории с одним из арабских оркестрантов. И тот вдруг понял, насколько близки евреи и арабы: «Ведь они строились и для нас, и мы могли оказаться там же». Проект финансировался частными лицами из Испании. Как считал Эдвард Саид, это единственное место на Земле, где когда-то произошла встреча Востока и Запада, породившая нечто новое – культуру Испании. Базой, где проходили репетиции оркестра, стала Севилья. Испанское правительство предоставило гражданство музыкантам оркестра, чтобы они могли пересекать границы враждебных и находящихся в состоянии холодной войны по отношению друг к другу государств.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности