Красная книга для ПИФа

В период волатильного и падающего фондового рынка паевые инвестиционные фонды (ПИФы) теряют популярность. Сейчас практически нет причин вкладываться в них, а значит, паи могут просто исчезнуть как вид инвестиций в Казахстане

Красная книга для ПИФа

Отрасль коллективных инвестиций в нашей стране всегда развивалась параллельно с фондовым рынком. В 2006–2007 годах, когда фондовый рынок вырос на несколько сотен процентов, наблюдался расцвет рынка ПИФов. В 2008 году ситуация начала меняться. «Некоторые эксперты ожидали, что рынок сократится на 30% в прошлом году, но этого не произошло благодаря накопленному запасу прошлых лет, пересмотру инвестиционных стратегий УК, диверсификации бизнеса и отдельным институциональным инвесторам, которые, несмотря на кризис, держали свои активы в составе инвестиционных портфелей фондов», – говорит руководитель аналитического центра АО «АСЫЛ-ИНВЕСТ» Дамир Сейсебаев.

Тем не менее рост количества ПИФов на рынке значительно замедлился. При этом очевиден отток вкладчиков. На 1 января 2009 года активы в паевых фондах составили 154,4 млрд тенге (падение – 23% к 1 января 2008 года). В прошлом году из открытых и интервальных фондов было выведено 113,7 млрд тенге, а за первые два месяца текущего года эти фонды лишились 297,76 млн тенге.

Как считают в некоторых управляющих компаниях, если фондовый рынок не покажет рост по итогам года, то вполне можно ожидать массового закрытия ПИФов, потому что этот вид деятельности теряет способность генерировать прибыль. Более того, существует возможность исчезновения в Казахстане рынка коллективных инвестиций в принципе. И это уже не гипотетический прогноз, а вполне реальный сценарий развития событий. По мнению г-на Сейсебаева, если рыночная ситуация не улучшится, то коллективные инвестиции в Казахстане вообще могут исчезнуть. Такой исход допускают и некоторые другие участники рынка. Дело в том, что ПИФам нечего предъявить своим основным конкурентам – брокерским услугам и банковским депозитам. У них просто не осталось конкурентных преимуществ перед ними.

Определенную надежду дал сейчас индекс KASE, который растет в последние несколько недель. Однако очевидно – чтобы преодолеть кризис, управляющим компаниям придется многое изменить в своей работе. Прежде всего – найти способ показывать доходность и эффективно продавать свои фонды.

Рынок без будущего

Управление ПИФами и раньше во многих компаниях было нерентабельным видом бизнеса. Фонды открывались, скорее, на перспективу, и расходы на их управление покрывались из других доходов управляющих компаний, в частности от оказания брокерских услуг.

Сегодня управляющим компаниям в большинстве случаев удается избежать бегства пайщиков, но вот привлечь новых крайне сложно.

 «Сейчас совершенно нет смысла покидать фонды, когда цена пая снизилась, лучше подождать некоторое время и потом выйти из фонда. Пайщики это понимают, некоторые выходят, но многие остаются, не фиксируют убытки», – отмечает руководитель УК «ОРДА Капитал» Марина Заболотная.

По итогам прошлого года только два ПИФа показали доходность выше 10%, лидер увеличил стоимость пая на 21,58%. В целом разброс доходности был от –64% до +21%. В этом году ситуация немного улучшилась за счет роста на фондовом рынке. За два первых месяца года три фонда показали доходность выше 6%, лидер – 19,78%. Однако большинство фондов по-прежнему не могут ничем порадовать своих пайщиков. За первые два месяца текущего года средняя доходность в ПИФах составила –2,21%.

Когда нечего предъявить

Как отмечает Дамир Сейсебаев, средние частные инвесторы сейчас опасаются входить в фонды и сомневаются относительно перспектив фондового рынка, ликвидности паев, а также способности УК обеспечить прирост стоимости паев, перекрывающий инфляцию. «Уровень информированности населения растет, им становится легче самим принимать инвестиционные решения. Поэтому сейчас брокерское обслуживание выглядит предпочтительней, чем управление активами, наблюдается некоторый приток инвесторов на брокерское обслуживание. Тем более, когда брокерские компании дают аналитику, ведут разъяснительные работы и прочее», – говорит Дамир Сейсебаев.

Когда котировки ценных бумаг находятся на очень низких позициях, инвесторы предпочитают сами формировать себе портфели через брокера. И управляющие компании больше ориентируются на оказание брокерских услуг, видя перспективы этой отрасли.

Как рассказал исполнительный директор АО «Казкоммерц Инвест» Максат Аманкосов, в компании сейчас стараются делать акцент именно на брокерское обслуживание. Он также отмечает, что уровень финансовой образованности населения заметно растет и это можно наблюдать по их активному интересу к брокерским услугам.

 «Несмотря на то что с начала года Казахстанская фондовая биржа лишилась уже шести игроков <на рынке брокерских услуг>, которые добровольно сдали свои лицензии, и на очереди находятся еще 12 компаний (всего их более 100), для компании оказание брокерских услуг является необходимым и довольно прибыльным делом. Эта сфера позволяет снижать расходы для компании на оказание и других финансовых услуг. Ужесточение требований со стороны Агентства финансового надзора к брокерам и последующий за ним отсев игроков будет способствовать укрупнению компаний, их большей устойчивости и прибыльности», – рассказали «Эксперту Казахстан» в компании «Астана-Финанс».

ПИФы проигрывают и второму своему конкуренту – банковским депозитам.

Сейчас деньги в банк можно положить максимум под 13,5% в год, при этом депозит гораздо более надежен, чем ПИФ, здесь гарантированы доходность и возврат вложенных средств.

«Концентрация долговых инструментов в совокупном инвестиционном портфеле открытых и интервальных ПИФов выросла и составляет примерно 30%. У отдельных фондов она порядка 80%. В целом растет потребность в консервативных инструментах. При таком раскладе конкурировать с депозитами бесполезно, поэтому необходимо прибегать к более рисковым инвестициям, к примеру увеличить долю акций. УК по части управления активами фондов рассматривались как инвесторы, теперь они должны превратиться в спекулянтов, иначе все старания и усилия прошлых лет будут сведены на нет», – считает г-н Сейсебаев.

Убедить пайщика

Когда речь идет об антикризисных мерах, в управляющих компаниях чаще всего говорят об изменениях стратегии управления фондами, а не о каких-то мерах по снижению издержек в компании и т.п. На это есть свои причины: в первую очередь потенциальные вкладчики смотрят именно на доходность фондов, и высокая доходность – главный способ привлечь клиента.

По мнению управляющего активами «БТА Секьюритис» Даурена Оразаева, именно поэтому сейчас стоит больше внимания уделять своим аналитическим подразделениям и не только избегать сокращения числа аналитиков, но и развивать аналитическую базу.

В частности, эксперт предлагает работу с альтернативными стратегиями: квантовые модели, кредитные инструменты; арбитражные модели между инструментами и рынками и другое.

В компании АО «Астана Финанс» рассказали, что им пришлось диверсифицировать все инвестиционные портфели, переходя к менее рискованным бумагам с сильными фундаментальными показателями, в основном номинированными в иностранной валюте.

Дамир Сейсебаев отмечает необходимость вывода на рынок новых продуктов. В частности, он считает перспективным предлагать фонды фондов и структурные продукты. В последнем случае имеется в виду портфель, состоящий из акций и облигаций небольшого числа эмитентов, отобранных по какому-то критерию. Здесь можно предложить целый перечень таких наборов – антикризисный, рисковый и др.

Также, по мнению эксперта, необходимо давать прогнозы по ПИФам. Управляющие компании не могут гарантировать свою доходность, но могут вполне указывать ожидаемую доходность по фондам.

И это нужно делать, чтобы потенциальный вкладчик мог на что-то ориентироваться помимо неудачного для фондов прошлого года.

Как считает г-н Сейсебаев: «По некоторым бумагам ENRC, “Казахмыс”, “Разведка и Добыча “КазМунайГаз” наблюдается положительная тенденция. Те компании, которые держали у себя эти бумаги, могли бы показать рост стоимости паев». Помимо демонстрации высокой доходности, по его мнению, необходимо сократить сроки погашения паев. Сделать выход не раз в год или квартал, а, например, каждую неделю. Это позволит активнее привлекать частного инвестора.

Кроме того, в вопросе дистрибуции ПИФов вновь встает вопрос о выводе фондов на листинг, даже несмотря на тяжелые времена на фондовом рынке. Листинг позволит стимулировать торговлю фондами, даст больше уверенности пайщику, поскольку ему будет проще продать паи. «Сейчас на рынке нет длинных денег, есть только короткие, и нужно адаптироваться под это», – отмечает г-н Сейсебаев. Он надеется, что могут появиться новые покупатели паев – за счет придания им большей ликвидности.

Теперь управляющим нужно активнее регулировать структуру портфеля, а не просто приобретать и ждать. Раньше для того, чтобы зарабатывать и получать доходы, достаточно было сформировать портфель и наблюдать. Сейчас придется повышать оборачиваемость активов.

А вот использование рекламы для привлечения клиентов – сейчас не самый лучший выход, что отмечают многие участники рынка. Именно поэтому мы давно уже не видим на улицах рекламу управляющих компаний. «Я думаю, сейчас реклама не поможет, кроме негатива она ничего не вызовет. В настоящее время никто не спешит вкладывать деньги во что-либо, тем более на фондовом рынке – это вообще что-то страшное и непонятное для основной массы населения. Необходимо проводить разъяснительную работу среди инвесторов и эмитентов. Сейчас самое время покупать паи или какие-нибудь акции сырьевых компаний, многие бумаги перепроданы – это и нужно доводить до населения», – говорит Марина Заболотная.

Для того чтобы управляющая компания не лишилась всех своих фондов и сохранила устойчивость бизнеса, полезным будет диверсификация деятельности – именно так живет большинство управляющих компаний на данный момент.

«Это дает возможность в первую очередь текущим клиентам рассматривать другие виды услуг по инвестированию на финансовом рынке, такие как доверительное управление активами и брокерское обслуживание», – говорит Максат Аманкосов. Также компания получает дополнительный доход.

Однако не всегда это может стать выходом для компании. «На мой взгляд, данная диверсификация бизнеса в настоящий момент себя не оправдает, так как наблюдается консолидация клиентов в известных инвестиционных домах», – отмечает финансовый аналитик «Дельта-Инвест» Олжас Рахметов.

Участники рынка считают необходимым давать людям больше позитивной информации и работать над тем, что они читают, поскольку это формирует их мнение.

[inc pk='212' service='table']
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики