Бюджет эконом-класса

Ужаться, чтобы выжить – такова основная цель секвестрирования бюджета на 2009 год

Бюджет эконом-класса

Верхняя палата парламента на прошлой неделе одобрила сокращенный вариант республиканского бюджета на 2009 год. Законопроект об изменениях и дополнениях в закон «О республиканском бюджете на 2009–2011 год» вступил в действие после подписания его главой государства. И теперь стране придется смириться с кризисом не на словах, а в реальности, и затянуть пояса. Жить на широкую ногу не получится: с учетом снижения доходов правительство намерено урезать расходы, прежде всего неприоритетные, в список которых среди прочих попали финансирование подготовки к Азиаде-2011, расходы на борьбу с наркотиками, а также содержание госаппарата. Буквально на днях Казахстан отказался направить своего космонавта на МКС из-за финансовых проблем. В целом расходная часть бюджета сокращена на 321 млрд тенге, или 9%. Зато сохранятся и даже увеличатся на 11 млрд тенге расходы на социалку.

Пессимизм крепчал

Проект первого трехлетнего бюджета на 2009–2011 годы поступил на рассмотрение в парламент в начале сентября прошлого года. А разрабатывался, судя по всему, летом, то есть до второй волны глобального кризиса, когда в правительстве были еще сильны оптимистические настроения, и это повлияло на прогноз основных макроэкономических показателей. Проект верстался исходя из цены на нефть 60 долларов за баррель, рост ВВП прогнозировался на уровне 5–7% в 2009–2011 годах, инфляция – 7,5–9,5% к концу 2009 года со снижением до 6,5–8,6% к концу 2011-го, дефицит бюджета – в объеме 539 млрд тенге, 625,5 млрд тенге и 482,6 млрд тенге, или 3%, 3% и 2% к ВВП соответственно в следующие три года.

Позже, уже после одобрения проекта закона о трехлетнем бюджете мажилисом, Минэкономики и бюджетного планирования скорректировало основные показатели исходя из цены 50 долларов за баррель. В окончательном варианте была заложена цена 40 долларов за баррель в 2009 году и 50 – в 2010–2011 годах. Прогноз по росту ВВП был снижен до 2,7% в 2009 году. Дефицит в абсолютных цифрах уменьшился до 517,4 млрд тенге (за счет оптимизации расходов), но вырос относительно прогнозируемого объема ВВП до 3,4%.

Очевидно, масштабы и темпы распространения глобального кризиса так впечатлили правительство, что в декабре прошлого года премьер-министр Карим Масимов распорядился проработать возможность секвестрирования бюджета из расчета цены на нефть 25 долларов за баррель. Подготовило ли Минэкономики соответствующий проект, неизвестно, однако сократить бюджет на 2009 год все же пришлось. И причиной стало не еще большее падение цен на сырье (в секвестрированном варианте осталась та же самая цифра – 40 долларов), а ухудшение экономической ситуации с начала года.

Ножницы предпочтительнее

Как сказал глава правительства, выступая перед депутатами, с начала года наблюдается снижение экономической активности в стране. В январе 2009 года ВВП страны сократился на 1,2%, промышленное производство за два первых месяца уменьшилось на 3,2%, объем строительных работ – на 11,5%, а уровень безработицы вырос с 6,9% в январе до 7,1% в феврале.

По данным Центра раннего обнаружения экономических и финансовых потрясений (ЦРОЭФП) Института экономических исследований, за два месяца 2009 года поступление налогов в государственный бюджет сократилось на 10,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. По словам старшего эксперта ЦРОЭФП Азамата Ералина, существовало несколько вариантов политики управления бюджетным дефицитом. Комбинированная фискальная политика, которую проводят в Беларуси, Украине и странах Восточной Европы, предусматривает снижение государственных расходов и бюджетного дефицита. Стимулирующая фискальная политика, характерными признаками которой являются увеличение дефицита бюджета и рост инвестиций в инфраструктуру, применяется в Китае, Германии, Франции и России. «Наше правительство выбрало третий вариант – секвестрирование бюджета», – заключает г-н Ералин.

Специалисты «БТА Аналитики» называют несколько причин для секвестрирования бюджета. Кроме снижения налоговых поступлений и падения доходов сказались также девальвация тенге и национализация БТА и Альянс Банка, приобретение пакетов акций Казкоммерцбанка и Народного банка. «Это также требует изменения структуры затрат государственного бюджета в части исполнения раздела по проведению операций с капиталом», – говорит эксперт «БТА Аналитики» Шамиль Дауранов.

Разработчики поправок в закон о бюджете более консервативно оценили возможность роста ВВП, снизив прогноз с 2,7% до 1%. Прогноз по инфляции, напротив, повышен до 11% в связи с девальвацией тенге. Пересмотрен в сторону снижения план поступления в бюджет на 23,4 млрд тенге, а также расходы – на 21,2 млрд тенге. Дефицит, увеличившись в абсолютных цифрах до 573,6 млрд тенге, остался на том же уровне к сокращенному объему ВВП – 3,4%.

Напомним, что законопроект о внесении изменений в закон о трехлетнем бюджете был представлен правительством депутатам нижней палаты уже после выступления президента с его ежегодным посланием народу 6 марта 2009 года. Это позволило под сокращение бюджета подвести идеологическую базу. Как сказал министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов, представляя проект в мажилисе, основной целью уточнения республиканского бюджета 2009 года является дальнейшая модернизация экономики и реализация стратегии занятости для устойчивого посткризисного развития страны, озвученные главой государства в послании, а также оптимизация ряда неприоритетных направлений. Но все же более важными остаются краткосрочные задачи поддержки экономики в условиях углубления кризиса.

Отсечь все лишнее

Шамиль Дауранов отмечает рационализацию бюджетных затрат «в пользу направлений, связанных с оказанием государственной поддержки населения и структурообразующих отраслей экономики». Обычно при секвестрировании госбюджетов первым делом власти режут социалку. Напротив, в нашем бюджете предусмотрено увеличение с 1 июля 2009 года размеров минимальной заработной платы, базовой пенсии, прожиточного минимума, а также месячного расчетного показателя, то есть всех величин, которые используются при расчетах социальных выплат. Правда, увеличатся они на 20–250 тенге, но в совокупности расходы на эти цели как раз и вырастут на 11 млрд тенге.

На реализацию стратегии занятости и переподготовку кадров в уточненном бюджете предусмотрено 140 млрд тенге, а с учетом местных бюджетов – 191 млрд. Это позволит, по расчетам правительства, создать 260 тыс. новых плюс 95 тыс. социальных рабочих мест. Борьба с безработицей, таким образом, остается приоритетной задачей при кризисе.

Осенью прошлого года, когда в экономике наметился спад, многие эксперты предлагали адресную помощь тому же малому бизнесу сочетать с повышением платежеспособного спроса населения, но предлагаемое правительством увеличение размеров расчетных показателей вряд ли стимулирует покупательскую активность казахстанцев, тем более при 11-процентной инфляции. По словам Азамата Ералина, ВВП на душу населения в 2009 году будет ниже, чем в 2008-м, а уровень прошлого года будет преодолен только в 2011 году. Это по сегодняшним расчетам, а они, как известно, могут быть скорректированы.

При уточнении бюджета сокращены не только расходы, названные неприоритетными. Впервые в казне нет денег на претворение новых грандиозных планов. «Реализация новых инвестиционных проектов отодвинута на более поздние сроки. Это касается и социальных объектов. На сегодня это объективная необходимость в условиях кризиса», – подчеркнул премьер. В то же время правительство намерено продолжать начатые прорывные и инфраструктурные проекты, на них деньги в бюджете нашлись. На строительство газопровода Бейнеу–Шымкент – более 32 млрд тенге, реконструкцию автодорожного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай – 31,3 млрд, будут выделены четыре миллиарда тенге на работы по строительству газохимического комплекса в Атырауской области, а финансирование Коксарайского контррегулятора даже увеличено с 10 млрд до 21,3 млрд тенге. В целом, по мнению г-на Ералина, расходы на уровне 20% ВВП с учетом девальвации окажут положительный эффект на рост ВВП.

Не подвергается сомнению и антикризисная программа, более того, она становится чуть ли не главным стимулятором роста ВВП. По словам г-на Дауранова, в этом документе «определены пути выживания казахстанской экономики в условиях глобального кризиса для недопущения полной утраты производственного и финансового потенциала страны». Однако для того, чтобы программа сыграла положительную роль в стабилизации экономики, необходимо повысить эффективность предпринимаемых мер, считает известный экономист Ораз Жандосов.

В целом, по мнению специалиста финансового анализа Алматинского финансового центра Елжана Конакбаева: «Создание целостной концепции бюджетного секвестрирования позволит исключить эффект внезапности при неожиданном падении поступлений в бюджет». Одним словом, сокращение бюджета при грамотном использовании может стать хорошим инструментом реагирования на ситуацию на мировых рынках. Но есть в нем и свои недостатки. «Секвестр нарушает сложившийся баланс и провоцирует борьбу за бюджетные ресурсы, – рассуждает г-н Конакбаев. – Выиграют в ней те силы, которые контролируют основные финансовые потоки. В проигрыше окажутся все традиционно слабые стороны – дотационные регионы, а также такие сферы, как образование, медицина, наука, не имеющие собственного лобби. Это может вызвать социальную напряженность в обществе».

Сокращение бюджета означает одно: Казахстан входит в период экономического спада, к которому не был готов. Ситуация усугубляется тем, что республика так и не сумела использовать высокие цены на сырье и переориентировать денежные потоки в производственные секторы. Хорошо хоть Нацфонд не проели. Теперь из него можно будет покрыть часть дефицита. Можно ожидать увеличения объема госдолга: правительству придется занимать недостающие в бюджете средства на внутреннем рынке, на внешнем это сделать вряд ли удастся – слишком дорого. Теперь все зависит от того, сумеет ли Казахстан адаптироваться к новым условиям и с умом расходовать уменьшившийся бюджет.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?