Выкручивание невидимой руки

Государство пытается вмешаться в споры между супермаркетами и их поставщиками. Участники рынка полагают, что административное давление до добра не доведет

Выкручивание невидимой руки

Агентство РК по защите конкуренции (АЗК) обвинило некоторые супермаркеты в недобросовестной конкуренции по отношению к поставщикам продуктов питания. «Речь идет о “Гросе”, “Астыкжане”, “Рамсторе” и “Анваре”. Есть факты, свидетельствующие о том, что <супермаркеты> заставляли поставлять себе товары по цене от 5 до 15% ниже, чем другим торговым точкам», – сообщил главный эксперт управления мониторинга и анализа Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции Куаныш Котурсынов на совещании Министерства индустрии и торговли. По его мнению, это свидетельствует о недобросовестной конкуренции по отношению к мелким торговым сетям со стороны крупных супермаркетов. Как нам сообщили в АЗК, она проявляется, например, в том, что супермаркеты требуют поставлять товар по наилучшим ценам, которые должны быть ниже на 5–18%, чем для других организаций, настаивая при этом на своем праве расторгать договоры в одностороннем порядке, если поставщик продает товары другим сетям на более выгодных условиях. Есть и другие претензии. «Мы сейчас будем высчитывать долю доминирования крупных торговых сетей в вопросе реализации различных продовольственных товаров», – сказал г-н Котурсынов. И пояснил, что доминанты (с долей рынка более 35%) согласовывают расценку на свои услуги с контролирующим государственным органом. Наибольшие шансы попасть в этот список у компаний, обладающих распространенными торговыми сетями – по данным АЗК, это ТОО «Грос – сеть супермаркетов», ТОО «Рамстор Казахстан», ТОО «Тау-маркет», ТОО «Центр торговли “Астыкжан”», ТОО «Анвар», ТОО «Interfood».

Итоги расследования, начатого АЗК, будут известны в мае. Но уже сегодня, как нам сообщили в ведомстве, установлено, что «в типовых договорах, заключаемых с поставщиками анализируемых супермаркетов, установлены факты навязывания условий». В комитете считают, что данные действия подпадают под статью 24 закона «О конкуренции» – «Призыв к дискриминации покупателя (поставщика)».

«Не виноватые мы, они сами…»

Все представители упомянутых г-ном Котурсыновым розничных сетей были единодушны в своей реакции на заявление эксперта АЗК. Перефразируя официальные ответы, ее можно выразить одним словом – «чушь». Стоит отметить, что супермаркеты Алматы узнали об обвинениях в свой адрес из уст корреспондента «Эксперта Казахстан». Администрация «Рамстора» отказалась давать комментарии, а сотрудники «Гроса» заявили, что обвинение антимонопольного органа не имеет под собой оснований. «Это просто заявление, которое было сделано на совещании. Утверждать то, что некоторые поставщики продают нам свой товар на 10–15% дешевле, чем остальным, неправильно. При этом если даже теоретически предположить, что это так, то почему бы и нет? Наоборот, это интерес потребителя – покупать в торговой сети качественную продукцию по цене, конкурирующей с ценой на базаре», – считает юрист компании «Грос» Анатолий Копанов. Представители розничных сетей утверждают, что скидки от поставщиков на их продукцию – это не результат давления и принуждения, а следствие совместной работы и взаимных уступок. Объемы продукции, реализуемой сетевым партнером, на порядок превышают уровень продаж «магазинов у дома», что позволяет супермаркетам получать ценовые преференции. Супермаркеты в свою очередь гарантируют хорошую выкладку всего ассортимента, могут предоставить лучшие места на полках. По мнению участников рынка, партнерская работа – вот верное словосочетание, характеризующее получение скидок от некоторых поставщиков.

Кризисные рыночные реалии

Представители супермаркетов пожаловались на административное давление и неблагоприятную конъюнктуру. Торговые сети ежедневно должны посылать отчеты о своей ценовой политике в местные исполнительные органы. Нет унификации отчетов – в зависимости от регионов меняется и тип запрашиваемой информации. Причины любого повышения отпускной стоимости товаров должны быть подробно объяснены государственным органам. Власти контролируют ценовую политику игроков после февральской девальвации нацвалюты. Но отметим, что необоснованное повышение цен подразумевает наличие на рынке достаточно небольшого числа сетевых игроков. О казахстанском ретейле этого не скажешь – доля супермаркетов невелика. По оценке игроков рынка, она колеблется между 20–25%, по данным АЗК – от 1% до 35% в зависимости от региона (для примера, в России у сетевиков 40% рынка). Сети доминируют лишь в «нефтяных» городах – в Актау доля супермаркетов достигает 47%, в Атырау – 83%, в Актобе – 46%.

Кроме того, сейчас сетевая розница испытывает падение объемов продаж из-за снижения покупательской способности. «Если говорить о продовольствии, то в среднем спад объемов продаж составил 10–12% по сравнению с прошлым годом. Помимо этого у нас произошла девальвация, и многие цены поднялись. С учетом повышения цен величина падения будет больше. У людей появились конкретные списки товаров, которые они покупают. Нет спонтанных покупок», – рассказывает директор центра торговли «Астыкжан» Илья Мещеряков. В этой ситуации сетевым игрокам необходимо работать над снижением стоимости товаров, предоставлять скидки потребителям, чтобы не отпустить часть своих клиентов в неорганизованную розницу.

Проблемы остаются

Все же приходится констатировать, что и политика супермаркетов в отношении поставщиков небезупречна. По словам представителя компании-поставщика, пожелавшего остаться неизвестным, существующая на рынке тенденция к росту и укрупнению сетей приводит к тому, что некоторые крупные сети начинают диктовать свои условия работы. «Посмотрите на российский рынок – там сети правят балом. У крупной сети нет договора о поставке. Там стороны уже не договариваются ни о чем. Поставщик либо принимает условия, либо он с этой сетью не работает. Мы тоже постепенно к этому приходим. Если раньше поставщик с сетью договаривался о параметрах совместной работы, то сейчас с крупной сетью уже никто ни о чем не договаривается. Сеть просто говорит: у нас вот такие условия – вы их принимаете или нет. И эти условия будут со временем лишь ужесточаться», – говорит анонимный источник. По его словам, к этим болезненным для поставщиков параметрам работы относятся вхождение в сеть, когда компания должна заплатить для того, чтобы начать реализовывать свою продукцию через сетевые магазины, отдельная плата за ввод нового продукта в ассортимент, увеличение ретробонуса – процента от объемов продаж за отчетный период, который получает сеть. Супермаркеты не признают обвинений в диктате условий работы, отмечая слишком высокую наценку отечественных производителей на товар.

В то же время, по мнению управляющего партнера компании Axis Consulting Михаила Токарева, взаимные обвинения поставщиков и супермаркетов будут существовать всегда, но рынок сам наладит эти отношения. Г-н Токарев тоже ссылается на российский опыт – правда, на другие аспекты. «В России сначала сети пытались давить поставщиков. Однако сейчас все крупные сети открыто заявляют, что нет платы “за полки”, нет платы “за вход” в магазин товаров. Почему такое происходит? Рынок сам отрегулировал взаимоотношения поставщиков и продавцов. Укрупнение сетей – это нормальное явление.

Как поставщикам с этим бороться? Создавая свои ассоциации. Но бороться все любят, а что делать, чтобы стать конкурентоспособными? Ведь если поставщик предложит более низкие цены и удобные условия по товарным кредитам, гипермаркет будет работать только с ним. Рынок есть рынок. А уже для этого надо управлять себестоимостью продукции, вести грамотный маркетинг. Качественный и недорогой товар всегда пробьет себе дорогу», – уверен г-н Токарев.

Государственные органы полагают, что часть проблем во взаимоотношениях поставщиков и супермаркетов можно решить с помощью законодательства. В этой связи АЗК предложило внести изменения и дополнения в закон РК «О торговом регулировании». Однако суть изменений пока не ясна.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом