Энергетическая дилемма

Недостаток финансирования заставляет сокращать инвестиции в энергетическую отрасль. Перед участниками рынка встает вопрос: вложить больше средств сейчас и построить незагруженные объекты или сократить инвестиции с риском получения энергодефицита в будущем

Энергетическая дилемма

Вечером 15 апреля Алматы погрузился во тьму. По мокрым дорогам, отчаянно сигналя, передвигались машины. На перекрестках между ними лавировали пешеходы, освещающие себе дорогу сотовыми телефонами. Отдельные окна жилых домов тускло освещались свечками, и лишь телевышка и несколько высотных зданий с автономными источниками питания продолжали гореть красными огнями, предупреждая самолеты об опасности.

Как оказалось, пострадала не только бывшая столица, но и весь Южный Казахстан. Электроснабжение в полном объеме было восстановлено только на следующий день. Основной причиной стала авария в энергосистеме Киргизии – произошло отключение линии 500 кВ от Токтогульской ГЭС до Бишкека (линия Бишкек – Алматы является ее продолжением). 30% электроэнергии Алматы получает именно из Киргизии. Перегрузился и на полчаса отключился транзит «Север-Юг». Алматинский энергоузел изолировался от энергосистемы; его напряжение резко снизилось, что вызвало дальнейшие отключения. Источник в «Алматинских ЭС» сообщил, что автоматика энергосистемы в идеале должна была отключить только 30% потребителей. Одна из крупнейших энергоаварий последнего десятилетия продемонстрировала низкую степень надежности энергоснабжения. Не исключено, что в дальнейшем подобное может повториться, но уже без участия соседней энергосистемы.

В середине марта аким Алматы Ахметжан Есимов на встрече с премьер-министром и его командой назвал примерную сумму, необходимую городу для повышения надежности электро- и теплоснабжения, – 86 млрд тенге.

Эти деньги, по мнению акима, должны пойти на строительство подстанций, линий электропередачи, тепломагистралей и других объектов энергохозяйства. Они необходимы не только для обеспечения надежного энергоснабжения существующих потребителей, но и для новых, в том числе тех, что будут обслуживать Азиатские игры 2011 года и строящийся метрополитен.

Озвученная цифра немного меньше той, которая приводится в Меморандуме о сотрудничестве между акиматом города с ФНБ «Самрук-Казына», и составляет 113 млрд, предназначенных для тех же целей. И существенно ниже первоначальной, определенной еще в 2007 году, – 190 млрд тенге. Причины сокращения инвестпланов не называются. Возможно, их пришлось секвестировать под влиянием кризиса: из-за нехватки денег у инвесторов и в бюджетах различных уровней, из-за общего снижения энергопотребления предприятиями. Но есть сомнения, что даже названные объемы средств будут выделены, а тем более – освоены. Между тем ситуация в энергетическом хозяйстве и южной столицы Казахстана, и страны в целом ухудшается с каждым годом.

Электрические хабы

Энергосистема любого города строится на основе опорных центров – подстанций высшего напряжения, которые могут получать электроэнергию извне или с ближайших генераторов. Конфигурация системы зависит от размеров города и его конкретных особенностей, например, промышленной ориентации. На определенном этапе расширения города и роста нагрузок необходимо возведение внешнего замкнутого кольца подстанций, связанных мощными линиями связи как можно с более высоким напряжением. Эти подстанции формируют вокруг себя сеть подстанций более низкого напряжения. Далее такая разбивка идет вплоть до родного потребителям напряжения 0,4 кВ (380/220 В).

Электроснабжение города возможно и без закольцовки. В таком случае его структура выглядит паукообразно. Проблема большого города без кольца, например Алматы, состоит в том, что связи между опорными точками осуществляются на низком напряжении. Это снижает надежность снабжения потребителей электроэнергией. Особенно, если они используют современное зарубежное электрооборудование, болезненно реагирующее на некачественное питание. К тому же малейшие технические возмущения могут привести к отключениям электричества – с чем знаком каждый алматинец.

Идея создания кольца вокруг южной столицы возникла давно, еще в 80-е годы. С ростом нагрузок, начиная с 2002 года, она стала еще актуальнее. Количество энергообъектов, особенно подстанций, росло как на дрожжах. Но они не покрывали той электрической мощности, которую запрашивали потребители. По данным «Алматы Пауэр Консолидейтед» (сейчас называется «Алатау Жарык Компаниясы»), с 2002 по 2007 год в строй было введено подстанций 110 кВ на общую мощность порядка 415 МВт, в то время как реальная новая потребность в мощности составляла свыше 800 МВт.

По мнению г-на Есимова, для закольцовки линий городу не хватает одной подстанции – «Кенсай» – и еще одной линии связи. Еще четыре такие подстанции надо будет построить до 2020 года – если того потребует рост потребления.

Также городу необходима еще одна тепломагистраль – между первой и второй ТЭЦ. Правда, даже в том случае, если она будет построена (предположительно в 2010 году), все же не будет выполнять свою функцию, так как до сих пор не решен вопрос о финансировании постройки тепловых агрегатов на Алматинской ТЭЦ-2. Кроме того, нужно решать проблему золоотвалов первой и третьей ТЭЦ – они могут быть полностью заполненными уже в 2010–2011 годах, и это приведет к остановке АТЭЦ-1 и АТЭЦ-3. Директор производственно-технического департамента АО «Алматинские электрические станции» Ольга Изварина указывает еще на одну проблему: нужно привести в соответствие с нормами показатели эмиссии газов на ТЭЦ. Это требует длительного времени: «Ежегодное включение с 2009 года затрат в бюджет компании порядка шести миллиардов тенге на решение данного вопроса приведет к росту тарифов в два-три раза, что в сегодняшних реалиях экономически неприемлемо и социально недопустимо».

Эти вопросы приятнее было бы решать, если бы существующее состояние сетей было удовлетворительным. Однако проблемы строительства новых объектов тесно переплетены со значительным износом действующих.

Хорошо забытые старые сети

Износ оборудования алматинского энергоузла доходит до 70%. При этом из 54 подстанций города 34 перегружены более чем на 40%. Для справки: почти все подстанции имеют два трансформатора, которые для нормального функционирования должны быть загружены на 70% каждый. Отключение одного из них приведет к перегрузу оставшегося на те самые 40%. Такой режим работы чрезвычайно губительно влияет на технику, если он достаточно длителен – до суток. Приходится констатировать, что две трети подстанций города работают в аварийном режиме. Еще более мрачная картина с агрегатами выдачи мощности, которые выработали свой ресурс на 80–90%. В тепловых сетях при выработке 100% тепла потери составляют 40%. Управляющий директор ТОО «Юридическая компания “Герман”» Талгат Шакенов обращает внимание на отсутствие стимулов энергокомпаний к снижению потерь: «Затраты на сверхнормативные потери не относятся на вычеты по НДС и КПН, поэтому увеличивают налоговую нагрузку, что сказывается на реализации инвестпрограмм».

Неудивительно, что количество аварий остается велико. Если в 1997 году на тепловых сетях Алматы было 800 аварий, на электрических – 210, то в 2006-м – уже 1400 и 360 соответственно. Статистика 2008 года – 1300 и 330. Небольшое снижение – результат проделанной энергетиками работы. Только за 2008 год в городе модернизировано и построено девять подстанций, из них четыре профинансированы непосредственно акиматом, проложено более 80 км электрических линий.

За последний год ежемесячное количество аварийных отключений несколько сократилось. Но ситуация пока далека от идеальной. Каждая авария приводит к значительному экономическому ущербу. Точные данные неизвестны – статистика не учитывает их, если дело не касается крупных промышленных объектов (впрочем, они лидируют в общей структуре электропотребления). Стоимость только физического ущерба за 2008 год по городу составила свыше 300 млн тенге.

Побратимы по отключениям

Похожая ситуация складывается и в других регионах Казахстана. В сентябре 2008-го не было принято предложение акима Астаны Имангали Тасмагамбетова об увеличении финансирования строительства объектов инфраструктуры города до 500 млрд тенге. Основанием для отказа послужил размер запрашиваемой суммы, которая была снижена почти в пять раз – до 102 млрд тенге до 2011 года.

За последние четыре года на развитие энергетического комплекса Астаны из республиканского бюджета было выделено более 48 млрд тенге, из них 14,5 млрд – в 2008 году, которые были направлены на модернизацию ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. В феврале аким потревожился за энергетическую судьбу города: «Дефицит энергоресурсов, ненадежность сетей и их обслуживания представляют собой гораздо более важный конкурентный недостаток, чем даже высокая стоимость энергоносителей». По его словам, сегодня дефицит электрической мощности составляет 100 МВт, тепла – 224 Гкал. «До пика нам осталось максимум два года», – заключил он.

Неплохо обстоят дела у нефтяных регионов. АО «Мангистауская региональная электросетевая компания» (МРЭК) и в годы бурного роста электропотребления неплохо справлялась с вводом новых подстанций. Ряд подстанций был даже введен раньше срока, что положительно сказывается на существующем положении с надежностью поставок.

Стоимость реализации проектов электро- и теплоснабжения Атырау до 2010 года составляет 38 млрд тенге. Однако освоение средств отстает от графика. Более того, перенесен с предыдущих лет на 2009-й и 2010 год ряд объектов, таких, например, как расширение местной ТЭЦ.

Совокупная стоимость проектов в Павлодарской области превышает 20 млрд тенге. Полномасштабное строительство и реконструкция сетей еще не начаты. И вот в конце марта городская ТЭЦ-З остановила свои агрегаты из-за аварии на ближайшей подстанции. Хотя восстановительные работы были проведены, экономический ущерб, судя по всему, немал. Перебои ощутили местный нефтеперерабатывающий завод и другие промышленные объекты.

В остальных регионах работы по модернизации если и проводились, то были ничтожно малы по сравнению с необходимым объемом работ. Каких-либо четко означенных программ развития электрических сетей нет в большинстве регионов. Но и те, которые ими обладают, столкнулись с большими несовпадениями между прогнозами и данными отчетов и измерительных приборов.

Стоит отметить, что большинство задач по усилению существующих и строительству новых сетей делится на несколько периодов, в основном до 2010-го, 2015-го и 2020 года. Все эти мероприятия планировались с опорой на прогнозные графики потребления, которые неизменно имели восходящий вид. Общая стоимость проектов до 2020 года по стране составляет более 15 млрд долларов, из них около 14 млрд приходится на региональные сети.

Капризные прогнозы

Ситуацию отчасти сглаживает влияние кризиса. Вид кривой потребления с каждым месяцем приобретает, даже в нефтяных регионах, все более пологий характер, а в целом по стране уже нисходит. Это, однако, не меняет долгосрочных прогнозов. Их пересмотр может быть оправдан при затяжном падении показателей – свыше года. Этот момент наступит осенью 2009 года. Возможно, именно тогда шаги по модернизации энергосистем будут скорректированы с учетом реального положения вещей. Но для этого требуется поистине катастрофическое снижение потребления без оптимистичных прогнозов.

Но прогнозирование сегодня – неблагодарное занятие. Хотя существует возможность поэтапной реализации проектов, долгосрочные инвестиции все равно придется планировать заранее. Например, алматинское кольцо. Вопрос в том, сколько опорных точек будет на этой магистрали – четыре, десять? Это зависит от тех же прогнозов по энергопотреблению. Какое решение будет принято – продолжать сокращать инвестирование в стратегическую отрасль или, наоборот, нарастить финансирование? Первое позволяет сэкономить и перенаправить средства на устранение возникающих экстренных проблем, необязательно в той же отрасли, с учетом того, что вложиться в последующем все-таки придется. Второе гарантирует надежное и качественное обслуживание потребителей при возможном росте потребления в кратко- и среднесрочной перспективе, а также сокращение неприличных потерь дефицитной энергии.

Наиболее разумным видится баланс между этими двумя подходами, он обеспечил бы удовлетворение существующих потребностей в энергии и одновременно не допустил бы строительства объектов, не дающих экономической и социальной отдачи. В этой связи генеральный директор ТОО «Институт “Казсельэнергопроект”» Александр Трофимов говорит, что назрела необходимость создания государственного центра развития отрасли: «Он должен быть уровня специализированного министерства – Минэлектро РК – и отвечать исключительно за электроэнергетическую отрасль».

Зачем нам телевизоры?

Несмотря на общее снижение потребления электроэнергии в 2008 году в стране на 2%, количество переданной по системным сетям энергии возросло на 30%. Объясняется это, прежде всего, перераспределением выдачи мощности в сторону крупных станций, вырабатывающих более дешевую электроэнергию. Высокозатратные электростанции, как, например, Жамбылская ГРЭС, сократили выдачу, не справляясь с конкуренцией со стороны северных энергообъектов.

Эта проблема напрямую касается и алматинского энергоузла. В настоящее время его связь с энергосистемой Казахстана осуществляется с помощью линии 500 кВ через подстанцию «Алматы» и ряд линий 220 кВ. Повышение надежности снабжения города требовало строительства еще одной подстанции 500 кВ. Между тем идея появления подстанции 500 кВ «Алма» встретила скептическое отношение со стороны ответственных лиц, которые предложили ограничиться созданием дополнительной связи энергоузла на напряжении 220 кВ. Позже «добро» на сооружение «Алмы» было все же дано. Однако представляется более предпочтительным потратить 30 млрд тенге – а именно столько составляет сметная стоимость «Алмы» – на изношенные внутригородские сети. Переориентация объектов финансирования, на первый взгляд, кажется сложным делом, так как «Алма» – на плечах KEGOC, а внутригородские сети – у «Алатау Жарык Компаниясы». Но если с внешними связями у алматинского энергоузла неотложные проблемы отсутствуют (на подходе 300 МВт от Мойнакской ГЭС, есть линии 220 кВ), то внутренние сети требуют помощи уже сегодня.

То же касается и проектов электроснабжения объектов Азиады. Прорывной проект останется прорывным, если он не мешает здоровой деятельности сложной системы снабжения потребителей. Надежное электроснабжение объектов Азиады не должно проходить за счет других программ – например, по освещению улиц или за счет надежности энергоснабжения бытовых потребителей. Впрочем, как шутливо ответил один из алматинских чиновников на вопрос  «зачем нам Азиада, которую мы не сможем посмотреть по телевизору»: «Зачем вам телевизоры? Игры пройдут в Алматы, и можно посмотреть их вживую».

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом