Возьмут чужое – но на время

Возьмут чужое – но на время

3 апреля российский премьер Владимир Путин подписал постановление «Об установлении срока временного ввоза в отношении отдельных видов товаров», согласно которому срок временного ввоза на таможенную территорию России некоторых видов иностранных грузовых вагонов сократился с двух лет до 90 календарных дней. Данная мера вступит в силу с 3 мая. В условиях спада объема перевозок это позволит ОАО «РЖД» и российским операторам подвижного состава использовать собственный парк с большей экономической эффективностью. Расплачиваться придется компаниям соседних стран, вагоны которых курсировали по российской территории.

Протекционизм российских властей становится все более очевидным по мере углубления кризисных явлений в экономике. В докризисное время на фоне существенного роста объемов грузоперевозок временный ввоз иностранных вагонов позволял частично компенсировать дефицит вагонов в стране. В прошлом году на территории России было разрешено курсирование 11 тыс. иностранных грузовых вагонов, из которых в сутки в среднем в сети находилось до 4 тыс. Теперь ситуация, когда значительная доля доходов от их использования оставалась у собственников – иностранных железнодорожных администраций и операторов, не устраивает РЖД, внутренних операторов и производителей вагонов.

Не устраивает такая ситуация и казахстанские железнодорожные власти. Они неоднократно заявляли, что дефицит грузовых вагонов внутри РК во многом вызван тем, что значительная доля казахстанского парка работает в России – ведь там стоимость аренды вагонов в полтора-два раза выше, чем на территории нашей страны. Сколько именно вагонов из Казахстана обеспечивали нужды российских грузоотправителей и грузополучателей, точно неизвестно – в КТЖ не располагают такими данными. По словам специалистов национального перевозчика, их учет затруднен тем, что на казахстанском рынке кроме госкомпаний активно работает множество мелких частных структур. Но представитель одной из железнодорожных компаний подтвердил, что казахстанские операторы охотно использовали свои вагоны в России: вагонная составляющая в тарифе РЖД намного выше, чем в Казахстане. Источники в КТЖ также подтверждают, что частные грузовые компании предпочитают отдавать в аренду свои грузовые вагоны в Россию из-за валюты расчетов. У соседей можно заработать российские рубли или швейцарские франки, тогда как в Казахстане – только тенге. Разница в курсах и дает ту дополнительную маржу, которая их привлекает в России.

Сегодня еще неизвестно, примут ли партнеры по СНГ ответные меры в отношении российских вагонов, курсирующих в формате временного ввоза в ближнем зарубежье.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики