Мечте подрезали крылья

Полеты «лайнеров мечты», которые совершили первый коммерческий рейс всего чуть более года назад, приостановлены на неопределенный срок. После серии инцидентов с самолетами этого класса авиакомпании не рискуют выпускать их в небо до полного устранения неполадок. Эксперты авиационной отрасли полагают, что плюсы новых «боингов» все же перевесят страх перед возможными поломками, и «дримлайнеры» вернутся на маршрут. Но сложившаяся ситуация грозит лидеру американского авиастроения непоправимым ущербом

Мечте подрезали крылья

Boeing 787 Dreamliner называют настоящим прорывом в гражданском самолетостроении. Это первый за последние 15 лет полностью новый самолет корпорации «Боинг». Он призван заменить морально устаревший Вoeing 767. Воздушное судно собрано из композитных материалов, что позволяет ему расходовать на 20% меньше топлива, чем самолетам аналогичного класса. Лайнер способен принять на борт от 250 до 330 человек и развить скорость до 913 км/час. Кроме того, он обеспечивает пассажирам беспрецедентный для «боингов» уровень комфорта. Впервые «лайнер мечты» появился на публике еще в 2007 году, спустя два года состоялся пробный полет, а в коммерческую эксплуатацию самолет ввели осенью 2011-го. Поставки лайнеров заказчикам несколько раз откладывались из-за выявленных неполадок.

Неполадки стандартны, но многочисленны

Наличие технических недоработок в новых моделях самолетов и, как следствие, мелкие поломки лайнеров — обычное дело. Такое случается сплошь и рядом. Как правило — из-за ненадлежащего качества сборки и недобросовестной отладки. Однако создается впечатление, что новые широкофюзеляжные пассажирские лайнеры корпорации «Боинг» кто-то сглазил. За последние полтора месяца «дримлайнеры» ломались с десяток раз - при том, что на сегодняшний день по всему миру их используется всего 49 штук.

Все началось в декабре прошлого года, когда Федеральное управление гражданской авиации США выявило у двух самолетов утечки топлива из-за недостаточно плотно скрепленных деталей. Представители «Боинга» проверили всю партию и отчитались об устранении недоработок. Через несколько дней компания Qatar Airways пожаловалась на проблемы в системе электропитания одного из своих «дримлайнеров». Из-за этого самолету пришлось совершить незапланированную посадку при выполнении рейса. Авиаперевозчик потребовал от «Боинга» компенсацию за простой лайнера.

В начале нынешнего года с «лайнером мечты» произошел уже более серьезный инцидент. В салоне приземлившегося в Бостоне самолета компании Japan Airlines случился пожар. Никто не пострадал, поскольку пассажиры к тому моменту уже покинули воздушное судно. Причиной возгорания стал неисправный аккумулятор, который используется при запуске вспомогательной силовой установки. Использование батареи такого типа позволило «Боингу» снизить вес самолета, а значит - и уменьшить расход топлива. На следующей день в бостонском аэропорту из другого «дримлайнера» той же компании утекло горючее. Вылет пришлось отложить. Спустя два дня лайнер All Nippon Airways опоздал с вылетом из-за обнаруженной в последний момент неисправности тормозов заднего шасси. Еще через некоторое время у лайнера ANA треснуло стекло кабины пилота, а затем с интервалом в пару дней у двух «дримлайнеров» All Nippon Airways и Japan Airlines обнаружились утечки топлива.

Все это время в «Боинге» называли обнаруженные неисправности несущественными и давали слово, что их самолеты абсолютно безопасны для полетов. Американский авиарегулятор заявил, что безопасность лайнеров сомнению не подлежит, однако проверить самолеты все же стоит. Собственное расследование происшествий решили провести и в Японии. Тем временем среди пассажиров авиакомпаний, эксплуатирующих «дримлайнеры», началась настоящая паника.

Чтобы не накалять обстановку, Федеральное управление гражданской авиации США, Европейское агентство авиационной безопасности, а также авиаперевозчики из Японии, Эфиопии, Индии, Катара и Чили решили до конца расследования приостановить использование 787-х «боингов». Всем 49 «дримлайнерам» закрыли небо. Специалистам предстоит доказать надежность используемых на лайнерах литий-ионных аккумуляторов, а также уточнить некоторые аспекты сертификации самолета.

Как долго продлится проверка — одному Богу известно.

Запрет полетов новых «боингов» вызвал головную боль у авиаперевозчиков. Билеты на отмененные рейсы давно проданы, и пассажиров надо каким-то образом доставить в пункты назначения. Чем дальше, тем ситуация будет становиться сложнее, поэтому авиакомпании не меньше «Боинга» заинтересованы в том, чтобы все недоработки были устранены и «дримлайнерам» снова разрешили летать.

К примеру, в Японии запрет был введен на 12 дней (с возможностью продления), его срок истекает 27 января. За этот небольшой временной отрезок авиакомпаниям пришлось отменить 335 внутренних и международных рейсов, что в той или иной степени затронуло около 48 тыс. пассажиров.

Для скорейшего разрешения ситуации Национальное управление безопасности перевозок США организовало проверку американских производителей комплектующих для «дримлайнеров». Возможно, дефекты аккумуляторов закладываются еще на этой стадии. Дополнительное расследование было инициировано после того, как приоритетная версия возгорания аккумуляторов — перегрев — была исключена. Вместе с тем «Боинг» пока не отказывается от дальнейшего производства «лайнеров мечты». Конвейеры работают на полную мощность, новые самолеты скоро увидят свет. В корпорации решили пока ограничиться приостановкой поставок лайнеров заказчикам.

Те, со своей стороны, восприняли ситуацию по-разному. Так, авиакомпания Korean Air аннулировала контракт на покупку десяти «дримлайнеров» этого поколения, пояснив, что подождет следующей версии. С другой стороны, о готовности выкупить свои 24 лайнера (именно столько значилось в предварительном заказе на декабрь прошлого года) накануне заявил российский «Аэрофлот». Первые самолеты поступят в его распоряжение в 2016 году, а к тому времени все недоработки будут уже устранены, надеются в Москве. Дримлайнеры законтрактовал и казахстанский национальный перевозчик АО “Эйр Астана”: три самолета Boeing 787-8 должны быть поставлены компании в 2017-2019 годах.

Дорогая работа над ошибками

У «Боинга» сейчас началась черная полоса. На фоне приостановки полетов акции компании снизились в цене на 3,5%. Профсоюз инженеров и техников корпорации готовится к забастовке. Даже если коллизия с «дримлайнерами» завершится благополучно, в краткосрочной перспективе корпорации придется изрядно потратиться на работу над ошибками. Неизбежны и репутационные потери, что может стоить компании новых контрактов, а кроме того, авиаперевозчики могут судиться с «Боингом» из-за упущенной прибыли. Стоит подумать и о том, как задобрить пассажиров. Как ни убеждай людей, что лайнеры полностью безопасны, никто не захочет испытывать прочность самолетов на себе.

Сейчас для компании самое главное — не растерять имеющихся клиентов. В портфеле заказов на «дримлайнеры» в декабре значилось 848 машин, каждая из которых стоит от 207 до 244 млн долларов (в зависимости от модификации). Именно эти деньги должны помочь «Боингу» остаться на плаву.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики