Прием против импорта

Переработка металлолома в Казахстане позволит заместить импортируемую сталепрокатную продукцию

Прием против импорта

На прошедшей 23–24 апреля металлургической конференции в Алматы ряд экспертов заявил о том, что Казахстану пора прекратить вывозить лом черных металлов (ЛЧМ) и развивать его переработку внутри страны. Ситуация изменилась в лучшую сторону по отношению к 90-м годам, когда практически весь металлолом (около трех миллионов тонн) вывозился за границу, в основном в Китай, однако доля экспорта по-прежнему велика – до 80% от общего объема ЛМЧ, собираемого в стране (4,5 млн тонн). В РК перерабатывается лишь около 600 тыс. тонн в год: на ArcelorMittal Temirtau, ТОО «Кастинг» (на базе Павлодарского тракторного завода), ряде заводов в других регионах. Суммарная мощность этих предприятий – около двух миллионов тонн; как видно, они используются менее чем на треть. По мнению аналитика консалтинговой компании Palionstar limited Александра Виллипа, в ближайшие два-три года может появиться дефицит ломоперерабатывающих мощностей. Ведь стране понадобится до шести миллионов тонн качественной металлопродукции в год.

Между тем лома у нас хватает. Г-н Виллип считает, что ежегодно объем ЛЧМ растет на полмиллиона тонн. Быстро стареющий и динамично выбывающий металлофонд со временем может дать прирост уже в миллион тонн каждый год. Есть и запасы, оставшиеся с советских времен. После развала СССР на территории Казахстана оказалось множество объектов с металлофондом, исчисляемым миллиардами тонн. Заместитель председателя ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» Валентин Макалкин считает: «Нехватка металлолома нам не грозит. Важно эффективное его использование. Сейчас Казахстан вывозит лом невысоких переделов, а обратно завозит заготовки, которые вполне мог бы производить и сам. Речь даже идет не об особых марках стали, арматуры, а об обыкновенных прутьях, проволоке, обычной строительной арматуре».

До недавнего времени единственной организацией на территории страны, занимающейся покупкой-продажей ЛЧМ, являлось АО «Казвторчермет». Но с начала 2000-х годов на рынке появились десятки организаций подобного профиля. Основные экспортные направления казахстанского лома – страны СНГ, Турция, Китай. Особенно интересна в этом отношении Молдова – страна, в которой собственный лом, по словам г-на Виллипа, попросту отсутствует.

Железо не в цене

Пока что ломовики переживают не лучшие времена. С осени прошлого года по февраль нынешнего на экспортных рынках был резкий спад – с 590 до 190 долларов за тонну нашего ЛЧМ (см. график). Причина понятна – кризис, сокращение заказов на качественный металлопрокат строительного сортамента (в основном лом используется для производства этого типа продукции). Местные цены тоже не радовали. По информации генерального директора «Актауского литейного завода» Азамата Суйебаева, закупочная цена лома в пунктах приема снизилась с 300 до 100 долларов.

Более того, при опросе компаний, занимающихся покупкой-продажей лома в Казахстане, выяснилось, что значительная их часть попросту закрылась – в основном с осени прошлого года. Соответственно, восстановление сбора лома в прежних объемах потребует длительного времени. По словам г-на Макалкина, осенью-зимой множество компаний остановили деятельность: «Но сейчас вроде они начинают снова “дышать”, появились кое-какие объемы, но они слабо спасают ситуацию».

Неудивительно, что Казахстан в перечне стран-экспортеров ЛЧМ занимает скромное 12-е место, переместившись из первой десятки, в которой держался за счет бурных и спонтанных поставок в период до 2000 года. По данным «Казахстан темир жолы», перевозка лома снизилась за год на 60%, составив в апреле около 170 тыс. тонн.

Дома из лома

В условиях падающего спроса на внешних рынках эксперты предлагают развивать внутреннее производство. Они ожидают, что, как только кризис завершится, в РК снова возрастет спрос на металлопрокат, прежде всего строительный сортамент. Между тем мощностей существующих заводов хватит на полтора, максимум на два миллиона тонн переработки. «Ближайший крупный поставщик – Россия – не сможет закрыть такие объемы», – полагает г-н Виллип.

Чтобы закрыть будущий дефицит, ломопереработку необходимо развивать уже сегодня, размещяя производства там, где есть металлолом. Например на юге и востоке страны. Основными очагами пополнения металлолома в РК являются крупные промышленные центры, а также регионы с большим количеством построек полувековой давности. Это в основном пояс от Кызылорды до Талдыкоргана, Западный Казахстан, столичный регион. Учитывая, что в этих регионах наиболее динамичное строительство и высокий спрос, продукция заводов будет раскупаться моментально. «Стан по переработке лома, находящийся в Караганде, нуждается в немедленной модернизации именно под современные арматурные стали. Он все еще производит то, что производил 50 лет тому назад», – обращает внимание г-н Виллип. В Казахстане до сих пор не производят продукцию из предварительно напряженной и армированной стали, которая стандартизирована и производится во многих странах. Такая продукция особенно важна для нашей страны, сейсмические условия которой требуют применения именно таких материалов. С этим мнением соглашается и г-н Макалкин, считающий, что для более эффективного использования металлолома в Казахстане требуется провести глубокую модернизацию оборудования для первичной и вторичной обработки лома: «Например, уже 20 лет к нам возят автомобильное “барахло”. А у нас нет специального оборудования – так называемых следров – для переработки лома, в который эти автомобили со временем превращаются». Объем этого лома значителен и составляет около 100 тыс. тонн ежегодно.

Эксперты полагают, что и с технологиями особых проблем быть не должно. «Казахстану не надо ничего придумывать, все технологии есть, и они открыты. Например, молдавский завод сейчас получает хордовую проволоку (используется при изготовлении автомобильных шин. – «ЭК») прямиком из литой заготовки, в то время как на других заводах это требует дополнительных стадий. Уверен, что этой технологией и квалифицированными кадрами завод может поделиться», – полагает г-н Виллип.

Руководитель аналитического департамента «Русмет» Вадим Ленев считает, что потенциальные потребности в высококачественной продукции в Казахстане позволяют причислять страну к очагам возрождающегося спроса: «В ближайшие годы спрос, надеюсь, восстановится. Если к этому времени не модернизировать оборудование и не открыть новые перерабатывающие мощности, казахстанский рынок черного металла заполонят зарубежные компании». Пока же внутренний спрос не превышает 1,4 млн тонн.

Предлагаемый экспертами формат будущих предприятий – мини-заводы средней мощностью 0,5–1 млн тонн продукции в год. Они используют электродуговые печи – более эффективные и экологичные, чем доменно-конвертерные печи на старых металлургических комбинатах. Лом для них собирается в радиусе 300 км и доставляется автотранспортом, что заметно дешевле, чем железнодорожные перевозки издалека (в среднем на 20%). Переработка тонны лома на мини-заводе экономит 1,13 тонны железной руды, 0,63 тонны кокса, 50 кг извести и 170 кВт.ч электроэнергии. Удельные капитальные вложения составляют около 500–700 долларов на тонну продукции по сравнению с 2500 долларами на заводах с полным циклом. Выход на конечную продукцию составляет не более полугода с окупаемостью проекта три-четыре года.

Отложенные инвестициии

Сами участники рынка осторожны в оценке перспективы строительства заводов по переработке лома. Они готовы вкладываться в производство – но не сегодня. Г-н Суйебаев отмечает: «Заводы можно ставить, когда кризис закончится. Сейчас же инвестировать подобные производства рискованно». Группа компаний «АНТ», предполагавшая в 2009 году запустить проект сталелитейного производства с сырьем на ломе, теперь считает его неперспективным. Менеджер по перспективному развитию компании Нурлан Кожахметов говорит, что проект не реализован из-за сложной ситуации на рынке: «В металлургии, как и во многих отраслях, сейчас большинство показателей близки к нулю». Г-н Виллип, наоборот, полагает, что начатая сейчас реализация проекта даст свои плоды именно в период возобновления роста экономики.

Учитывая капиталоемкость на строительство завода около полумиллиарда долларов, способны помочь лишь крупные инвесторы, и особенно государство. Но пока эти потенциальные инвесторы не активны. Например, средний размер кредита Банка развития Казахстана (БРК) на модернизацию металлургического производства составляет 30–40 млн долларов. «Банки готовы кредитовать действующее производство, но не новое строительство. Это радует», – сообщает г-н Суйебаев (возглавляемый им завод в прошлом году получил от БРК 27 млн долларов). В письме «Эксперту Казахстан», отвечая на вопрос о выгодности вложения средств в подобные производства и кто мог бы профинансировать их, вице-президент БРК Гали Искалиев отметил, что проекты в области металлургии характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными периодами окупаемости, в связи с чем БВУ не могут в полной мере удовлетворить спрос металлургических предприятий в долгосрочных заемных средствах на приемлемых условиях, поэтому такие проекты целесообразно финансировать институтам развития: «Металлургия входит в основной перечень инвестиционных приоритетов БРК, так как связана с переработкой казахстанского сырья, и в этом плане у проектов есть долгосрочное конкурентное преимущество. Что касается рентабельности бизнеса, то БРК при отборе проектов ориентируется на выпуск максимально конечной продукции, которая имеет более высокую рентабельность».

Собеседники «Эксперта Казахстан» и аналитики, выступавшие на металлургической конференции, отмечают проявление определенных признаков внимания со стороны государства к проблеме отечественной вторичной металлургии. Но вместе с тем указывают на некоторую нерешительность властей. «Разумеется, – говорит г-н Макалкин, – надо делать скидку, учитывая упадок спроса и недостаток финансирования. Сейчас много говорится о планах и начале реализации многих инвестпроектов, например строительстве вагонов, жилья, промышленных объектов. Металлопродукция для них потребует внедрения нового оборудования. Металлолом в этой ситуации выручит и строителей, и металлургов, сыграв стимулирующую роль для развития сопутствующих отраслей. Металлолома у нас достаточно. Надо только им разумно распорядиться».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики