Право бегства

Летний туристический сезон не обещает сюрпризов – падение потребительского спроса на рынке туристических услуг продолжится, основные направления останутся неизменными.

Право бегства

Граждане СССР имеют право на отдых!» – гласил советский плакат 1937 года и призывал последовать примеру изображенного на плакате статного советского гражданина в плавках, обмахивающегося полотенцем у моря. Современным туристическим операторам тоже пора начать активно пропагандировать отдых, дальние путешествия и бегство от надоевшего слова – «кризис». Именно это глобальное явление вызвало спад в мировом туризме. По данным Всемирной туристической организации, в 2008 году число людей, посетивших другие страны, по сравнению с 2007-м выросло всего на два процента в основном за счет активных путешествий в начале года (за предыдущий год отрасль выросла на 6,6%). В Казахстане роста вообще не зафиксировано. По данным главы Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашиды Шайкеновой, падение объемов продаж в выездном туризме в 2008 году составило около 20% относительно лета прошлого года. Расчеты Агентства РК по статистике свидетельствуют, что число выехавших отдыхать казахстанцев уменьшилось на 8,2% в 2008 году относительно 2007 года, количество путешествующих внутри страны сократилось на 3,8%, въезжающих – на 3,5%. Турфирмы и гостиницы обслужили в прошлом году три миллиона человек, что на 4,2% меньше, чем годом ранее. По подсчетам участников рынка, около 40% турагентств было вынуждено приостановить свою деятельность во время зимнего сезона. Тем не менее данные Агентства по статистике гласят, что объем оказанных туристскими фирмами услуг составил 15,4 млрд тенге, или на 15,2% больше, чем в 2007 году.

Прогнозы на лето неутешительны. «Мы ожидаем падения спроса, которое заметно уже сейчас, так как начались продажи летних туров. По нашим подсчетам, спад составит 30–35%. Надеемся, что летний сезон не покажет более глубокого падения», – огорченно рассказывает г-жа Шайкенова.

Вы были на Таити?

По словам г-жи Шайкеновой, в преддверии уменьшения числа туристов туроператоры сократили и число чартерных программ. 

Отели в принимающих странах тотально цены не снижают, но предлагают сезонные скидки. Главным массовым направлением по-прежнему остаются курорты Турции (см. «Турция – дача для казахстанцев»). Все крупнейшие туроператоры предлагают чартерные рейсы в эту хорошо знакомую казахстанским туристам страну. Помимо турецких курортов летом широкой популярностью среди жителей Казахстана, и особенно южной его столицы, пользуются санатории Иссык-Куля. Зимние востребованные направления – ОАЭ, Египет и Таиланд. Массовость этим странам обеспечивает невысокая стоимость турпродукта – около 1000–1500 долларов в неделю, включая перелет.

В Таиланд часть отдыхающих приезжает и летом. В 2008 году, по данным туристического управления Таиланда, выехало около 24 тыс. казахстанцев, что на 2% больше, чем годом ранее. Отметим, что данные госорганов принимающих стран и КТА различаются – возможно, это объясняется тем, что многие казахстанцы ездят на отдых через третьи страны, пользуются услугами зарубежных турфирм (прежде всего российских) и не попадают в статистику, собираемую казахстанской ассоциацией.

Прежде число отечественных туристов в Таиланде неуклонно росло, показывая в 2007 году прирост в 30%. Политические события и их широкая огласка в мировых СМИ напугали часть потенциальных туристов, поэтому государственный орган развернул маркетинговую деятельность для привлечения гостей. «Сейчас мы больше внимания уделяем информированию туроператоров и туристов о ситуации внутри страны. Очень большой ресурс для нас – это люди, которые уже были в Таиланде, которые могут рассказать о том, как все там происходит. В этом году мы увеличим рекламную активность на территории РК. Уже в мае появятся растяжки, приглашающие в Таиланд, а также реклама в печати. Надеемся, что в нынешнем году мы сохраним результаты прошлого года», – пообещал менеджер по маркетингу туристического управления Таиланда в Москве Константин Кинель.

Обретают известность среди наших туристов курорты Китая – остров Хайнань и многочисленные здравницы Поднебесной.

В Европе самыми популярными для казахстанцев остаются страны Восточной Европы. Наши туристы любят лечебные курорты Чехии, где в прошлом году, по данным чешской стороны, побывало 12 тыс. человек, и черноморские городки Болгарии, которые посетили, по подсчетам болгарского посольства в Казахстане, пять тысяч казахстанцев. Типичный казахстанский турист в европейских странах – человек семейный и хорошо зарабатывающий. Директор представительства Национального туристического управления Чешской Республики в России Хелена Свободова рассказала, что большинство туристов из РК лечатся в Карловых Варах и посещают Прагу, тратя при этом немалые суммы. «Надеемся, что в этом году спада не будет», – добавила г-жа Свободова.

Страны Западной Европы, такие как Франция, Италия, Испания, Голландия, менее популярны в связи с более высокой стоимостью турпродукта (недельный тур может обойтись в одну тысячу долларов без стоимости авиабилета), но не менее желанны. Поэтому туристы часто ездят туда дикарями, призвав в помощь Интернет, различные путеводители и собственные давние мечты. Туристы-дикари покупают авиабилет, бронируют отели через Интернет и путешествуют в зоне «шенген» самостоятельно, прокладывая в ней свои уникальные тропы. Готовый турпродукт обыкновенно покупают семьи с детьми или люди, не владеющие каким-либо иностранным языком, преимущественно выбирая пляжный отдых и стандартную экскурсионно-музейную программу с обязательным посещением Диснейленда.

Еще одно направление, популярное среди дикарей – Индия, где организованный туризм тоже не отличается экономичностью. «В Индию многие едут дикарем, заказывают билеты, получают визу и останавливаются в беззвездных отелях, но это совершенно другой вид туризма. Если мы говорим о массовом туризме – о чартерах, о блоках мест в гостиницах, то по сравнению со многими пляжными странами Индия – недешевая страна. К примеру, в Гоа турпродукт может стоить от тысячи долларов и выше плюс авиабилет», – объясняет представитель компании Travelite (India) Мария Мавлюдова. По ее словам, организованные туристы предпочитают пляжи, ограничиваясь отдыхом в Гоа, хотя Индия может предложить множество увлекательных экскурсий и «духовных» туров. «Кришнаиты ездят по местам Кришны, семьи берут экскурсии в Тадж-Махал и ездят по “Золотому треугольнику” – Дели, Агре и Джайпуре. Пока все. Молодежь приезжает в Индию дикарями и отправляется странствовать по стране. Их маршруты проследить очень трудно», – добавляет г-жа Мавлюдова.

Наши здесь не летают

Из-за отсутствия прямого перелета многие отдаленные страны для казахстанцев все еще остаются экзотикой, и туда добираются либо очень состоятельные отдыхающие, уже много попутешествовавшие, либо любители культуры и природы этой далекой страны. «К нам, в Малайзию, приезжают люди, которые давно ею интересовались и очень хотели сюда попасть. Это облегчает работу с ними, потому что им все интересно, они ездят на экскурсии. Раньше долетал только высокий класс населения. Сейчас уже и средний уровень, иногда и трехзвездочные отели спрашивают», – рассказывает управляющий директор Embassy Alliance Михаил Метряков. Малайзийские отели остро почувствовали недостаток клиентов и стали предлагать скидки. Стоимость недельного тура в Малайзии обойдется в 600 долларов и выше без цены авиабилета.

Япония популярна среди состоятельных семей бизнесменов. «В основном приезжают семьи. Останавливаются в очень дорогой гостинице, очень много тратятся на детей, посещают музеи, многие ездят в Диснейленд с детьми, в Осаку. Стоимость – около 2000 долларов без перелета. Из-за кризиса количество туристов становится меньше, но из Казахстана, возможно, будет даже больше, потому что интерес к нашей культуре постоянно растет», – считает менеджер «Тайрику Трэвел» Сеи Сумида.

Искать отдохновения в родной тиши?

Мировая тенденция роста внутреннего туризма при падении выездного обошла Казахстан стороной. Потеряв возможность отдыхать за пределами страны, казахстанский турист пока не начал нежиться в лучах солнца на отечественных курортах. Основные причины – низкий уровень сервиса, отсутствие инфраструктуры. Казахстан занял 92-е место из 133 стран в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума в 2009 году. Тем не менее потенциал для развития отрасли в стране есть – это курорты в Щучинско-Боровой зоне, на озерах Алаколь и Капшагай, экологический туризм в национальных парках. Важнейшая задача, которую необходимо решить государству – это создание инфраструктуры. «Посмотрите, что делало турецкое правительство – оно создавало инфраструктуру и отдавало ее под управление бизнесу. Поэтому в рамках программы кластерного развития в этом должны участвовать местные исполнительные органы, они должны создавать необходимые условия для бизнеса, который будет вкладывать деньги в развитие инфраструктуры», – уверена г-жа Шайкенова. Пока у бизнеса есть серьезные претензии к работе национальных парков, берущих плату за вход и не работающих над улучшением сервиса на своих территориях. Государственная поддержка отрасли может начаться с простого – с введения объективных методов учета внутренних туристов. По данным Министерства туризма и спорта, в 2008 году в Казахстан въехало 4,7 млн туристов. Стоит добавить, что при подсчете туристов учитываются все иностранные граждане, пересекающие государственную границу, вне зависимости от целей их пребывания.

Чтобы отдыхать внутри страны, туристу необходимы терпение, любовь к родной природе и порой умение обходиться без благ цивилизации. А чтобы отдыхать за пределами республики, необходимы финансовые средства и определенная смелость в распоряжении ими. Из двух зол каждый гражданин, имеющий право на отдых, выбирает сам.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики