Особенности национального отдыха

По мнению директора туристской компании Kompas Анны Загоруйко, экологический туризм может быть альтернативным источником доходов для людей, живущих на территории национальных парков. Об этом свидетельствует опыт компании. Но самостоятельно развивать эти направления игрокам сложно.

Особенности национального отдыха

– Ваша компания помимо традиционного турпродукта развивает экологический туризм. Что это в вашем понимании?

– В партнерстве с фондом FIEC и при поддержке Программы развития ООН мы реализовали проект «Экотуризм в сельском округе Саты: устойчивое использование компонентов биологического разнообразия». По проекту были обустроены гостевые дома, обучены местные жители, разработан двухдневный экотур на озеро Кольсай-Кайынды. Сельчане в своих домах обустроили комнаты для гостей, некоторые летом живут во времянках, а дом предоставляют туристам. В основном мы обслуживаем казахстанцев, так как не рекламируем этот продукт за рубежом. В прошлом году отправили около 800 человек.

– Как вы готовили местных жителей?

– Провели собрание, на которое были приглашены все желающие, и рассказали о перспективах развития экологического туризма на примерах других регионов, например Киргизии и Монголии. Из тех, кто хотел участвовать, создали рабочую группу и непосредственно ее готовили к работе с туристами – обучали принципам гостеприимства, маркетингу, менеджменту, приему гостей, организации питания.

– Сколько стоит такой тур?

– Транспортировка, проживание, питание, экскурсионное обслуживание – около 9,5 тысячи тенге в сутки на человека.

– Уровень сервиса не вызывает нареканий? Многие иностранцы жалуются, что с сервисом в РК большие проблемы.

– Нет. Здесь играет свою роль профессионализм менеджера, продающего продукт. Когда ты рассказываешь, что человека ждет, и он едет подготовленный, то нареканий нет.

А вот чего не хватает – это инфраструктуры. Очень плохие дороги, большие расстояния между нашими объектами, как внутри Алматинской области, так и в целом по Казахстану. Туристские компании своими силами не смогут развивать внутренние направления. Даже если объединятся 10 туркомпаний, для них это будут неподъемные суммы. Кроме того, никто не сможет гарантировать возврат инвестиций. Сегодня, допустим, мы вкладываемся в рекламу, а завтра туда на все готовое придет нацпарк и все заберет. Другое дело, что на вопрос, стоит развивать или нет, ответ всегда утвердительный. Развивать стоит. Людям нужно где-то отдыхать. Если внутри Казахстана создать нормальные условия, обеспечить продвижение продукта на рынок, то люди поедут. У нас можно развивать и горный туризм, и водный. Если государство сделает продукт, то туристские компании будут его с удовольствием продавать, а туристы покупать.

– Что сами компании могут сделать, чтобы улучшить турпродукт?

– Пытаться, наверное, предлагать то, что есть, развивать взаимоотношения внутри отрасли. Например, даже гостиницы Алматы не дают туристическим компаниям комиссионных, а это мешает заниматься внутренним туризмом.

Мы же просто продаем продукт. Тот же Чарынский каньон – мы ответственны только за транспорт, а на все остальное – мусор в парке и отсутствие сервиса – мы не можем влиять никак. Если нацпарки берут деньги за въезд, то они и должны следить за порядком.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?