Ход конем

Глава Мининдустрии и торговли (МИТ) Владимир Школьник предложил начать экспорт кумыса. Реализации нетривиальной инициативы может помешать неготовность отечественного производителя

Ход конем

В конце апреля на своем интернет-блоге министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник обрадовал казахстанцев намерением развивать подотрасль молочного коневодства, в частности производство и реализацию кумыса на внешних рынках. Первой страной, куда потекут кумысные реки, может стать Япония, а затем под натиском нового казахстанского бренда, надо полагать, падут США и Европа. Ранее, в начале апреля, начальник управления Комитета по инвестициям МИТ Нурлан Токсеитов сообщал, что, по данным его ведомства, среди эмигрантов из РК, проживающих в Германии, популярны семечки и кумыс.

Возможность экспорта кумыса в Страну восходящего солнца сейчас рассматривает корпорация по развитию и продвижению экспорта KAZNEX при ФНБ «Самрук-Казына». Инициаторы не скрывают, что могут столкнуться с трудностями — по словам г-на Школьника, объемы производства и реализации кумыса (как на внутреннем рынке, так и на внешнем) ограничивает нехватка опыта и технологий, обеспечивающих надлежащие обработку и хранение. Приобретение же зарубежных технологий, по его словам, обходится очень дорого и непосильно для отдельно взятого предприятия. С другой стороны, как подчеркнул министр, Казахстан имеет «благоприятные исторические и природно-климатические условия, обеспечивающие придание кумысу конкурентных качественных характеристик». Сделав ход конем, реализацию своей очередной амбициозной идеи Владимир Школьник возложил на Министерство сельского хозяйства: «Задача развития производства кумыса и вывода его на экспорт может быть реализована... при условии выделения необходимого субсидирования из средств республиканского и местных бюджетов, что входит в компетенцию Министерства сельского хозяйства РК».

Однако ситуация в коневодстве такова, что одним выделением средств производство кумыса поднять не удастся — для этого нужно решить структурные проблемы отрасли. Их много.

Нужны лошади…

На сегодняшний день промышленным производством и реализацией кумыса в РК занимаются несколько хозяйств из северных и южных регионов республики. Точных данных об объемах выпуска кумыса в стране нет. Есть лишь оценки, согласно которым в настоящее время в сравнении с 1990 годом производство кумыса и шубата (совокупно) сократилось почти вдвое — до 36,2 тыс. тонн.

Причины этого очевидны. В советское время в республике было 19 крупных конезаводов, сотни колхозов, совхозов и ферм, которые разводили «традиционные» породы и занимались луго-пастбищным коневодством. После распада СССР все эти хозяйства были развалены, и оказавшееся на частных подворьях поголовье лошадей резко сократилось. Так, если в 1990 году в стране насчитывалось 1626 тыс. голов, то на 1 апреля этого года — 1397,6 тыс. голов. Основной причиной стал массовый расход лошадей на мясо.

Кобылье молоко закупается у местных фермеров, и для производства пяти тонн кумыса нужно доить одну тысячу кобылиц ежедневно. Для обеспечения высокой эффективности молочного коневодства необходимо интенсивное доение кобыл сочетать с выращиванием молодняка племенного назначения. Однако в большинстве коневодческих хозяйств нашей страны производство кумыса ведется исключительно на сезонных фермах. Тогда как, к примеру, в ФРГ (где создан Государственный союз германских производителей кобыльего молока) его производство осуществляется круглогодично приблизительно в 40 специализированных хозяйствах (за рубежом кумыс находит применение преимущественно в фармацевтической и косметологической промышленности).

...и технологии

Потребительскую привлекательность кумысу придают его целебные свойства, обусловливаемые повышенным содержанием свободных аминокислот и витаминов. Напиток показан при некоторых болезнях легочно-дыхательной системы, пищеварительного тракта и пр. К сожалению, традиционный кумыс можно хранить лишь три дня (затем он перекисает). Но для решения этой проблемы уже разработаны метод пастеризации кумыса (такой напиток продается в магазинах РК — правда, чаще не из кобыльего, а из коровьего молока) и технология глубокого замораживания продукта. Еще один вариант — кумыс в виде таблеток и порошков — предложил доктор технических наук, профессор, сотрудник КазНИИ переработки сельскохозяйственной продукции Уришбай Чоманов. По его словам, особая технология сушки не только сохраняет все полезные свойства, но и решает целый ряд проблем, связанных с завоеванием зарубежных рынков. Предлагаемый им сублимационный метод и использование микроволновой техники позволяют из 100 килограммов кумыса получать семь-восемь килограммов концентрата. Но при всем уважении к профессору представляется, что сушеный кумыс так же далек от оригинала, как свежевыжатый сок апельсина от пакетированного. «Живой» кумыс от других кисломолочных напитков отличает большее содержание спирта и углекислоты, чего, увы, никак не может быть в сухом концентрате.

Кроме того, оказывается, что в товарной номенклатуре для внешней торговли нет определенного кода для кумыса, поскольку он как отдельный продукт для экспорта нигде в мире не классифицируется. Таким образом, можно достаточно уверенно утверждать, что, несмотря на «благоприятные исторические и природно-климатические условия, обеспечивающие придание кумысу конкурентных качественных характеристик», имеющееся поголовье продуктивных лошадей, слабая кормовая база, невозможность использования современных технологий в приусадебных хозяйствах не способствуют производству кумыса в конкурентных по качеству экспортных объемах. Мечтать о мировой сети кумысных «макдональдсов», конечно, можно, но заявлять о серьезных поставках кумыса за рубеж, к сожалению, преждевременно.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее