Дорогая бесхозяйственность

Тарифная политика государства должна обеспечивать баланс между экономической целесообразностью и социальной значимостью тарифообразования. Примирить население с удорожанием коммунальных услуг может только прозрачное использование средств, заметное улучшение состояния инфраструктуры и снижение аварий в сетях

Дорогая бесхозяйственность

Есть в Казахстане новогодняя традиция – начинать год с очередного повышения тарифов на коммунальные услуги. Начало 2013-го не стало исключением: с 7 января на 12% поднялись цены на железнодорожные пассажирские перевозки, с 10 января на 5,9% подорожала электроэнергия в Алматы и Алматинской области. Впрочем, цены растут и вне зависимости от сезона. Монополисты по всему Казахстану подают заявки на повышение тарифов в течение всего года, и если не все, то многие из них Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) удовлетворяет. Не будем перечислять все изменения – скажем только, что в прошлом году, как и в предыдущем, цены на те или иные услуги росли во всех регионах страны.

Казахстанские власти проявляют изрядное новаторство в деле ценообразования на коммуслуги. Так, в РК с 2009-го и по 2015 год будут действовать предельные тарифы на электроэнергию, цель которых – привлечение инвестиций в отрасль за счет высоких цен: в них закладываются расходы на модернизацию объектов электроэнергетики и определенный уровень рентабельности. В ответ энергоснабжающие компании должны представить свои инвестиционные планы. Как рассчитывают в Министерстве индустрии и новых технологий, от предельных тарифов можно будет отказаться в 2016 году и вернуть энергопроизводство в конкурентную среду. За время действия предельных тарифов отпускная цена на электростанциях вырастет с 3,3 тенге за кВт/час до 8,8 тенге, то есть более чем вдвое. 

Последствием увеличения отпускной цены в связи с введением предельных тарифов как раз и стало удорожание электроэнергии в Алматы в этом году. «Повышение тарифа в зоне действия «АлматыЭнергоСбыт» на 5,9%  связано с ростом отпускной цены на электростанциях страны согласно постановлению правительства «Об утверждении предельных тарифов», а также в связи с повышением тарифа на услуги по передаче и распределению электроэнергии по региональным и межрегиональным сетям», – такие разъяснения дала пресс-служба ТОО «АлматыЭнергоСбыт».

Такую же схему, то есть введение предельных тарифов в обмен на инвестиции, правительство планирует применить и в водоснабжении. Последнее заседание кабмина в прошедшем году было как раз посвящено обсуждению Комплексного плана по внедрению новых механизмов тарифообразования на воду  на 2013-2015 годы, с презентацией которого выступил глава Министерства экономики и бюджетного планирования (МЭБП) Ерболат Досаев. Впервые о необходимости установить предельные тарифы на воду заявил еще в сентябре 2012 года премьер-министр Серик Ахметов, припомнив, что у Казахстана уже есть подобный опыт в электроэнерегетике. Предельные тарифы на воду, пообещал г-н Досаев, начнут действовать уже с этого года. Как нам разъяснили в департаменте политики по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства, предельные тарифы будут вводиться в течение 2013-2015 годов. Сейчас депаратмент вырабатывает критерии отбора водоснабажющих организаций. Основным  станет уровень износа объектов. С учетом того, что в тариф будут заложены амортизация основных средств в полном объеме, увеличение нормы прибыли с нынешних 10% до 30%, а также рост фонда оплаты труда, время дешевой воды кончилось. В МЭБП нам сообщили, что тариф вырастет в 4 раза. 

Болезни старости

Может нас радовать рост тарифов? Определенно – нет. Хотим ли мы остаться без благ цивилизации – воды, света, газа и тепла? Тоже нет. Но, не повышая цены, невозможно обновить изношенную инфраструктуру. Другое дело – сумеют ли монополисты по-хозяйски распорядиться деньгами потребителей, будет ли налажен эффективный контроль за использованием средств. До сих пор именно эта часть, скажем так, скрытая от глаз общественности, вызывает наибольшее сопротивление росту тарифов. Говоря о сомнениях в обоснованности постоянно растущих тарифов, аналитик Интститута политических решений Сергей Смирнов вспоминает заявление председателя Агентства по защите конкуренции (АЗК) Габидуллы Абдрахимова о том, что деньги, зарабатываемые электростанциями за счет повышения тарифов для населения, идут не на модернизацию, а на выплату дивидендов их акционерам, что совершенно неприемлемо.

С точки зрения обычного потребителя вызывают критику и постоянные завывания монополистов по поводу плачевного состояния инфраструктуры: за 20 лет независимости уровень ее износа – 60-70% – ну никак не становится меньше. При этом, если судить по квитанциям на оплату коммунальных услуг, в Алматы за десять лет (с января 2003 года) цена 1 кВт/ч электроэнергии выросла в 4,6 раза (с 4,64 тенге до максимального уровня 21,51 тенге), отопление – почти в 8 раз (в начале 2003-го за кв. метр платили 24,95 тенге, в январе 2013-го – 199,27 тенге). Вывоз мусора – в 6,4 раза (46,52 тенге с человека против сегодняшних 300,19 тенге). По платежкам можно сравнить прежние и нынешние тарифы в любом регионе. Возможно, есть погрешности в таких подсчетах: в частности, за тепло сейчас алматинцы платят только во время отопительного сезона, поэтому ежемесячные платежи очень высоки. Тариф на электричество – дифференцированный: если брать его минимальный уровень, то есть 13 тенге за кВт/ч, то рост будет чуть меньше, но сути это не меняет – в целом коммуналка подорожала в несколько раз.  Если учитывать низкую начальную базу – в Советском Союзе цена коммуслуг для потребителей была нередко ниже себестоимости и дотировалась государством – рост, вроде, обоснован. Но, повторимся, дорожание услуг мало отразилось на состоянии объектов снабжающих компаний, эффективности использования средств, развитии сберегающих технологий, снижении потерь.

Как следует из данных Агентства РК по статистике (АРКС), при общем снижении потерь их уровень остается высоким, особенно в водоснабжении: в водопроводных сетях утечка и неучтенный расход достигают трети от отпущенного объема  (см. график). Велики потери тепла и электроэнергии. К тому же эксперты считают, что истинные цифры могут быть и выше. «Фактические потери в тепловых сетях городов, по экспертным оценкам, в два и более раз выше нормативных. Истинные потери неизвестны, так как в системе централизованного теплоснабжения до сих пор не налажен должный, необходимый приборный учет», - отмечает руководитель проекта ПРООН/ГЭФ «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности  коммунального теплоснабжения» Александр Белый. Потери напрямую связаны с состоянием оборудования. По словам эксперта, критический износ основного оборудования теплоэлектростанций и отсутствие строительства новых базовых мощностей создают угрозу энергетической безопасности страны. Большинство электрогенерирующих станций построено в 60-80-е годы прошлого столетия. Возраст менее десяти лет лишь у 12,7% ТЭЦ, около половины всех теплоэлектростанций построены более 30 лет назад.

Аварии в теплосетях происходят с завидной регулярностью. Каждую зиму СМИ сообщают о прорывах трубопроводов. По данным АРКС, в 2010 году в сетях теплоснабжения произошло 656 аварий, в 2011-м – 334. Статистики за более ранний период нет, поэтому трудно судить, ежегодно ли число аварий снижается вдвое. Еще хуже состояние водопроводных сетей. В 2011 году зарегистрирована 24 691 авария. По сравнению с 32 500 в 2008-м это существенное снижение. Да и обновление водопроводов идет наиболее высокими темпами по сравнению с другими объектами (см. график).   

Понятно, что в модернизацию коммунального хозяйства нужны огромные инвестиции. Александр Белый приводит такие данные: «По оценкам АО «Самрук-Энерго», в ближайшие 20 лет в сектор генерации, транспортировки и распределения электроэнергии необходимо инвестировать не менее 50 млрд долларов. Большие объемы инвестиций необходимы и в модернизацию тепловых сетей: по данным Агентства по делам строительства и ЖКХ, около 63 процентов от общей протяженности сетей нуждается в замене и ремонте».

Население заплатит за все

Очевидно, именно таков расчет правительства: обновление  возможно только за счет повышения тарифов. «Финансирование  модернизации энергохозяйства и коммунальной инфраструктуры страны практически полностью  возлагается на население», говорит Сергей Смирнов. И приводит в пример закон «Об энергосбережении и энергоэффективности», который обязывает казахстанцев за свой счет приобретать и обслуживать общедомовые приборы учета тепловой энергии (ОПУ). «При этом нет гарантии, что после их установки жители станут меньше платить за тепло, ведь чтобы получить экономию, надо одновременно с ОПУ утеплить сам дом, что обойдется в несколько десятков тысяч долларов. Не имеющим ОПУ потребителям придется также раскошелиться «благодаря» повышенным тарифам. И это при том, что реальная средняя заработная плата в РК значительно ниже официальной», - сетует г-н Смирнов. По данным ПРООН/ГЭФ, у конечного потребителя сосредоточен 25-30-процентный потенциал экономии теплоэнергии.

Конечно, тарифы растут и для предприятий, но основную нагрузку несут все же домохозяйства, поскольку производители все свои издержки закладывают в цены на продукцию, так что потребители оплачивают и свои коммунальные расходы, и расходы предприятий.

В мире существуют различные источники финансирования как текущей деятельности коммунальных предприятий, так и капитальных затрат. Кроме собственных средств, это могут быть банковские кредиты, а также займы, привлекаемые на фондовом рынке, в том числе – за счет муниципальных облигаций (что практикуют администрации городов во многих странах), размещения акций, привлечения стратегического инвестора. Но, судя по всему, монополисты не рассматривают перечисленные источники средств. Вот как объясняет этот факт Александр Белый: «Предприятия не располагают достаточными средствами. Привлечение инвесторов тоже невозможно, поскольку в большинстве случаев тарифы на теплоэнергию находятся на уровень ниже полной окупаемости теплоснабжения и, по мнению международных экспертов, не дают правильных ценовых сигналов для модернизации производства, вложений в сбережение энергии и выполнения мер по энергоэффективности. Низкие тарифы на энергию считаются одним из главных препятствий для инвестиций в энергоэффективность в Казахстане и во многих других странах СНГ. Нынешние цены фактически не окупают затраты и не позволяют осуществлять необходимые капиталовложения для обеспечения будущих потребностей растущей экономики».

Так что приходится рассчитывать только на платежи потребителей. Чтобы стимулировать инвестиционную деятельность компаний, были введены дифференцированные тарифы для энергопроизводителей: предельные, индивидуальные и расчетные. «В основу этого механизма заложен принцип «тариф в обмен на инвестиции», согласно которому электростанции отпускают электроэнергию по ценам, не превышающим соответственно предельный, или расчетный, или индивидуальный тариф, и принимают инвестиционные обязательства по расширению, обновлению, поддержке, реконструкции и техническому перевооружению своих предприятий», - объясняет руководитель проекта ПРООН/ГЭФ.

Не сомневаемся, что инвестиционные обязательства будут приняты и энергопроизводителями, и водоканалами, но будут ли они исполнены? В департаменте политики по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МЭБП нам рассказали, что контролировать целевое расходование денег, полученных от потребителей, должно АРЕМ. Монополисты же обязаны ежегодно отчитываться перед антимонопольщиками и размещать информацию о выполнении инвестпрограммы в СМИ.

Впрочем, лучшим подтверждением рачительного использования денег, полученных за счет тарифов, станут не бумажные отчеты, а реальное снижение аварий, потерь и высокое качество услуг.

Сберечь добро

Ресурсосбержение – наиболее актуальная сегодня тема в мире. У нас тоже делаются попытки склонить население к бережливости. Но в наших реалиях – отсутствие сберегающих технологий, устаревшее оборудование и элементарное воровство, так что  единственным выходом остается монетизация бережного отношения потребителей к ресурсам. В 2011 году были приняты тарифы на электроэнергию, дифференцированные по времени суток и по величине потребления. Чем меньше жжешь света, тем меньше платишь. По данным АРЕМ, только за счет применения тарифов по времени суток сэкономлено 2,5 млрд тенге, по объему потребления – около 1 млрд тенге, экономия электроэнергии составила 150 млн кВт.  

Но это, конечно, капля в море. Энергоемкость ВВП Казахстана в 19 раз выше японского показателя. Что касается энергоэффективности, то средний показатель удельного энергопотребления зданий в Казахстане, по данным USAID, составляет 270 кВтч на квадратный метр, а в Швеции - всего 82 кВт.

В январе 2012 года был принят закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» как раз с целью снижения энергоемкости ВВП. К 2015 году показатель должен снизиться на 10% и на 25% - к 2020 году.

Дифференциация тарифов по объему потребления планируется и в водоснабжении – экономные потребители будут платить меньше. 

Руководитель проекта ПРООН/ГЭФ Александр Белый полон оптимизма: «Повышение цен на энергоносители совсем не обязательно должно привести к более высоким счетам для конечных пользователей – благодаря наличию огромного потенциала экономии в странах с переходной экономикой. Как отмечают эксперты, прежде тарифы на энергию были столь низкими, что не играли особой роли при расчете себестоимости. Предприятия ставили во главу угла капиталовложения, приносящие прибыль, уделяя совсем мало внимания энергосбережению и повышению энергоэффективности. Следует ожидать, что повышение цен на энергоносители создаст в будущем мощный стимул для рационального использования энергии и вложения средств в этот сектор. Потребитель же будет стимулирован к сбережению энергии и станет более рационально относиться к ее использованию».

С 2011 года до 2020-го в Казахстане действует Программа модернизации ЖКХ. Согласно ей, протяженность обновленных водопроводных сетей к 2015 году будет составлять свыше 31 тыс. км: 24,4 тыс. км – в рамках этой программы и еще 6,7 тыс. – по программе «Ак-Булак». Авторы документа утверждают, что к 2015 году не менее половины потребителей будут удовлетворены качеством коммунальных услуг, к 2020 году доля довольных потребителей вырастет до 70%. На реализацию программы уйдет более 1 трлн тенге: из республиканского бюджета – 533,3 млрд тенге, из местного бюджета – 18,1 млрд, средства предприятий составят 452,4 млрд, средства граждан – 95,6 млрд.

Будущее – за конкуренцией

Многие проблемы ЖКХ могла бы решить приватизация коммунальных предприятий, считает независимый аналитик Шамиль Дауранов

- Шамиль Абдулович, что собой представляет казахстанская тарифная политика?

 - Государственная экономическая политика в отношении естественных монополий заключается в обеспечении баланса между производственными затратами и доходами от реализации продукции, с учетом нормы прибыли. Эту норму прибыли должна определять власть. Если инвестиционную составляющую по развитию естественных монополий государство полностью или частично берет на себя, то норма прибыли должна незначительно превышать производственные затраты, а если компании-монополисты полностью станут обеспечивать свое развитие, то государство будет контролировать только обоснованность производственных затрат и размер прибыли предприятий.

- Учитывается ли при установлении тарифов платежеспособность населения?   

- Проблема баланса между стоимостью услуг естественных монополий и платежеспособностью всех слоев населения является главным фактором, определяющим выбор государственной экономической политики в отношении естественных монополий.

В условиях современного Казахстана эта политика носит выборочный характер. Так, например, в железнодорожном транспорте и транспортировке электроэнергии государственная политика сводится к контролю нормы прибыли, в целом по системе естественной монополии, и тарифов для населения. В то же время в системе коммунального хозяйства, наиболее социально значимой, государственная экономическая политика предполагает минимизацию тарифов за счет того, что государство в лице местных органов власти берет на себя полное или частичное инвестирование развития коммунальных предприятий.

Вместе с тем уровень экономического развития областей и сбор налоговых платежей различны, что вынуждает правительство проводить перераспределение доходов между регионами, а также концентрировать значительную часть доходов для реализации общереспубликанских стратегических программ. В результате доходы местных бюджетов зачастую не позволяют местным органам проводить активную инвестиционную политику по развитию коммунального хозяйства. Необходимо также учитывать, что макроэкономические факторы –  такие, как инфляция и девальвация тенге – ежегодно оказывают влияние на увеличение производственных затрат и приводят к убыточной деятельности производителей коммунальных услуг. Изменение тарифов на оказание услуг, в целях государственной поддержки малоимущих слоев населения, производится один раз в 3-5 лет, это вынуждает местные власти вместо проведения инвестиционной политики восполнять убытки предприятий, чтобы обеспечить население электро- и теплоэнергией, водой и канализацией. Не секрет, что при такой неразберихе в коммунальном хозяйстве эта сфера стала привлекательной для отмывания бюджетных денег.

- Все же: как соотносятся темпы роста доходов населения и динамика тарифов на услуги монопольных структур.

- В связи с тем, что денежные доходы населения в Казахстане дифференцированы, большая часть населения в состоянии безболезненно покрыть процент увеличения тарифов на платные услуги. Эта проблема актуальна для населения, работающего в бюджетных организациях, пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных групп, в том числе безработных.

Если у врачей и учителей доходов не хватит для проживания, то они вынуждены будут брать взятки, чего, естественно, допускать нельзя.

У пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения выплаты ежегодно индексируются на планируемую инфляцию (которая всегда почему-то совпадает с отчетными данными!). В связи с этим правительство считает, что реальный уровень пенсионных выплат практически не меняется даже в те годы, когда происходит «плановое» увеличение тарифов на коммунальные услуги или происходит разовая, как в 2009 году, девальвация тенге. Между тем – номинальный рост денежных доходов населения и заработной платы в последние десять лет составлял около 20% в год, что привело к дальнейшему разрыву между богатыми и бедными. То есть – все, что правительство называет дальнейшим ростом пенсий в Казахстане, представляет собой только индексацию их от прогнозируемой инфляции.

Рост тарифов на коммунальные услуги должен сопровождаться реальным увеличением пенсионных выплат и заработных плат работникам бюджетных организаций. В противном случае повышение тарифов на коммунальные услуги может привести к накоплению задолженностей и ухудшению социально-политической обстановки в стране.

- Почему в Казахстане не используют  или используют редко другие источники для финансирования модернизации коммунальных сетей, кроме тарифов?

- Как было отмечено выше, государственная экономическая политика в отношении монопольных структур может быть направлена на создание условий их саморазвития с установлением нормы прибыли, обеспечивающей расширенное воспроизводство, то есть проведение самостоятельной инвестиционной политики. Такое регулирование монополий признано самым эффективным, так как оно не противоречит общим правилам развития производства товаров и услуг, а лишь не позволяет монополиям получать сверхприбыль.

Очевидно, что Казахстану необходимо выработать стратегию постепенного и поэтапного доведения коммунальных предприятий до развития с последующей приватизацией этих объектов. Примеров правильно организованной работы монополий в развитых странах достаточно. Можно привлечь менеджеров по реабилитации и приватизации предприятий, их реструктуризации на конкурирующие и монопольные структуры. Очевидно, что тарифная политика в этом случае будет индексироваться с целью обеспечения установленной нормы прибыли, с предварительным проведением аудита всех эксплуатационных затрат.

Этой работе должно предшествовать приведение нижнего уровня доходов населения к размеру, обеспечивающему оплату всех коммунальных услуг, пропитания, одежды, приобретения лекарственных средств и удовлетворения духовных потребностей. В дальнейшем эти доходы должны индексироваться на индикатор прогнозируемого номинального роста ВВП, а по итогам года надо выплачивать компенсацию по разнице между плановым и фактическим размером номинального роста ВВП. Но – только в случае, если прогнозный номинальный рост ВВП меньше отчетного более чем на один процент.

В этом случае проблема повышения тарифов естественных монополий станет техническим инструментом регулирования прибыльности предприятий от реализации коммунальных услуг.

- В последнее время в Казахстане пытаются тарифами стимулировать ресурсосбержение. Как вы оцениваете эффективность такого подхода?

- Ресурсосбережение является главной составляющей снижения производственных издержек. Частные предприниматели заинтересованы в этом. Реабилитация и реструктуризация монополий с последующей приватизацией предприятий при детальном государственном контроле денежных потоков и эффективности произведенных затрат позволят без стимулирующих тарифов обеспечивать эффективность производственной деятельности.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?