Воспитание чиновников

Главный враг коррупционера — прозрачность. Перевод практически всех госзакупок в электронный формат усложняет доступ к деньгам налогоплательщиков как недобросовестным чиновникам, так и их коллегам от бизнеса

Воспитание чиновников

Информатизация процессов закупок в госорганах, как выяснилось, — это не только и не столько способ навести порядок в документообороте. Она оказалась способна помочь сэкономить до четверти бюджета, выделяемого страной на закупки. Кроме того, за счет прозрачности, которую дает онлайн-режим, и автоматизации процессов, исключающей из него человеческий фактор, можно довольно эффективно бороться с коррупцией. Причем речь идет не о том, чтобы ловить и наказывать, а о том, чтобы исключить саму возможность незаконных действий. С помощью ИТ-закупок властям удается также поддерживать конкурентоспособный бизнес, обеспечив ему равный и неискаженный предварительными договоренностями доступ к госзакупкам.

Борьба поставщиков

Согласно казахстанским законам существует несколько основных способов, которыми какой-либо госорган может приобрести нужные ему товары или услуги. Заказчик волен сам выбирать метод для конкретной покупки.

Запрос ценовых предложений — простейший из них. Решающим критерием здесь является наименьшая цена за предлагаемый потенциальным поставщиком товар, работу или услугу. Видя параметры заказа, поставщики предлагают свою цену, и самое выгодное для государства предложение побеждает. Этот способ на языке чиновников именуется «ценовкой». С его помощью принято покупать однотипные простые товары: бумагу, канцтовары и т.п. Речь идет о продукции, спецификацию которой легко описать. Но, конечно, таким способом — просто по наименьшей цене — нельзя приобретать такие сложные услуги, как, допустим, строительство.

«Ценовки» с прошлого года проводятся только в электронном формате. Заявки от поставщиков подаются через интернет на специальном портале, с победителем автоматически заключается договор с помощью электронных цифровых подписей. Этим методом производится лишь около 10% государственных закупок в денежном выражении. Отчасти именно потому, что обычно речь здесь идет о договорах на небольшие суммы.

Более 20% госзакупок проводится способом конкурса, с помощью которого как раз можно заключать крупные сделки по сложным заказам. Здесь учитываются и другие критерии помимо цены, влияющие на определение победителя. Первоначально все участники, подающие заявки, проходят квалификационный отбор, где специальная комиссия смотрит на то, могут ли они справиться с заказом, и только пройдя данную комиссию, можно подать свою цену и сделать предложение заказчику.

Также госорганы активно используют закуп «из одного источника». Если конкурс или «ценовка» не состоялись, например, из-за слишком маленького количества участников, заказчик вправе заключить договор с той или иной компанией на свое усмотрение. Этот способ также применяется, когда конкурентной среды нет в принципе, например, при оплате электроэнергии — если другого РЭК в регионе нет, проводить конкурс бессмысленно. Хотя без этого метода не обойтись, по общему признанию, именно он является самым непрозрачным и коррупциогенным.

С середины следующего года в нашей стране начнет применяться еще один способ, по мнению регуляторов, весьма перспективный. Это электронный аукцион, когда товары, работы, услуги приобретаются заказчиком у лица, предложившего за них наименьшую цену, определившуюся при ее понижении во время онлайн-аукциона. В отличие от конкурса, здесь поставщик может изменить уже выдвинутое ценовое предложение, чтобы все-таки выиграть заказ. Такой механизм уже применяется в России.

Предполагается, что при аукционах экономия будет большей, чем при «ценовках», поскольку здесь будет иметь место живой торг, и, возможно, конечная цена по отдельным лотам будет сбиваться до 40%. Это очень значительная экономия бюджетных средств. Такая конкуренция среди предпринимателей выгодна бюджету.

Если россияне у себя сразу начали с внедрения электронных аукционов, то в Казахстане предпочли движение от простого к сложному. Пока в электронном формате были реализованы только «ценовки». Однако хотя это самое простое, что может быть, при попытках подготовить и обучить участников торгов на первом этапе возникали накладки, связанные, например, с компьютерной неграмотностью пользователей. Многие поставщики, например, выигрывали конкурсы, даже не задумываясь над тем, что договор, подписанный ЭЦП, также обязателен к исполнению, как и бумажный. В конкурсах стоимость таких ошибок была бы гораздо выше, поэтому их переводят на онлайн-площадку только сейчас, когда и у госорганов, и у бизнеса уже сложилось определенное понимание того, как работать в электронном формате.

Электронные аукционы, как, впрочем, и другие способы госзакупок, предполагается со следующего года проводить в рамках трех стран Таможенного союза. Белорусские и российские поставщики получат доступ к нашим заказчикам, казахстанские смогут заключать договоры в России и Белоруссии. Чтобы это стало возможным, сейчас идет процесс унификации электронных цифровых подписей трех стран. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. В той же России есть пять операторов, которые прошли авторизацию в правительстве, и на этих площадках возможно проведение аукционов. В Казахстане такой оператор один, и еще предстоит наладить работу между всеми этими компаниями. Данной темой занимается Минсвязи.

Нужно менять закон

На одном из совместных заседаний парламента летом этого года мажилисмен Валерий Доскалов рассказал о многочисленных обращениях граждан по фактам закупа некачественных товаров для бюджетных организаций. Он отметил, что «в результате тендеров закупаются самые дешевые и не всегда качественные товары и услуги… Это связано с тем, что основным критерием при определении победителей тендеров является наиболее низкое ценовое предложение». Очевидно, имелись в виду именно «ценовки».

Премьер-министр Карим Масимов в ответ предложил разработать новый закон «О государственных закупках». «Я думаю, госзакупки и закупки национальных компаний — это очень мощный инструмент, который позволяет стимулировать спрос, в первую очередь, на отечественную продукцию. А там, где ее нет, стимулировать спрос на высококачественную продукцию, которую мы импортируем», — отметил глава кабинета. Он предложил пересмотреть существующие правовые нормы с тем, чтобы на первом месте стояло качество продукции и при этом создавались стимулы для качественного развития отечественного производства.

В новом законе, одобренном в сенате 21 декабря текущего года, «ценовки» будут ограничены по суммам сделок. Только небольшие договоры по закупкам можно будет осуществлять на основе исключительно ценового критерия. Главным средством закупа будут переведенные в электронный формат конкурсы и аукционы, содержащие требования по квалификационному отбору. Между аукционом и конкурсом заказчик будет выбирать сам. Однако при этом будет сформирован и список товаров, которые они должны будут обязательно закупать в одной из трех стран ТС только на аукционах.

Кроме того, будут осложнены условия для проведения закупок из одного источника, которые, оставаясь за пределами электронного формата, будут по-прежнему содержать непрозрачные элементы. Благодаря тому, что внедряются электронные закупки, расширяется конкурентное поле и минимизируется возможность того, что заказчики будут закупать у кого-то одного. Речь идет о том, чтобы уменьшить число несостоявшихся электронных конкурсов. Когда у заказчика происходит консолидация заявок в бумажном виде, есть возможность для различных махинаций. Когда то же происходит в электронном формате, то поставщики подают заявки, минуя заказчика. Увеличивается вероятность того, что будут допущены 2—3 поставщика и в результате объемы закупок из одного источника сократятся.

Уменьшение популярности метода «из одного источника», вновь введенные ограничения по «ценовкам», появление онлайн-аукционов и — самое главное — обязательный переход по конкурсам в электронный формат с 1 июля приведут к увеличению удельного веса двух последних способов госзакупок.

 

Когда все видно

«Главный вопрос в обучении. Площадка есть, и время пока у отечественного товаропроизводителя имеется, — напоминает международный эксперт по госзакупкам Эдвинс Парупс. — Бизнес сам должен проявлять инициативу, участвовать в электронных торгах. Постепенно система меняется, мы отходим от “откатов”, наступает время онлайн-игры».

Проведение госзакупок на бумаге, которое в формате конкурса будет действовать до 1 июля следующего года, дает множество возможностей для чиновников и поставщиков строить различные не совсем легальные схемы. Например, у многих госорганов сложился круг «любимых» поставщиков. На конкурсах у заказчика может быть один основной поставщик (заранее известно, что именно он станет победителем), и несколько неосновных, роль которых состоит в подыгрывании «солисту», чтобы конкурс считался состоявшимся. Также были случаи, когда немногочисленные поставщики сговаривались между собой.

Такие схемы не только подразумевают «откаты» — передачу части полученных средств чиновнику, но и делают невозможным участие в госзакупках независимых честных предпринимателей. Перевод в электронный формат ломает эти устоявшиеся отношения. Двухлетний опыт по «ценовкам» отлично это продемонстрировал. Только в 2011 г. благодаря электронной системе государственных закупок правительство сэкономило около 30 млрд тенге бюджетных средств. В целом за три года работы электронной площадки экономия составила более 67 млрд тенге. И это притом, что от общего объема, как уже было сказано, на площадке приобретается лишь 10% товаров и услуг. Сейчас трудно сказать, какую часть из названной суммы можно отнести на фактор коррупции, а какая появилась в результате реальной ценовой конкуренции поставщиков и за счет увеличения их числа, произошедшего из—за того, что информация о госзаказах стала более доступна для предпринимателей. Однако факт остается фактом — площадка экономит деньги налогоплательщиков.

Теперь любое юрлицо или индивидуальный предприниматель могут подать заявку по любому лоту. Выбор осуществляет система. Бесполезно сговариваться с группой поставщиков о режиссуре конкурса, так как всегда может появиться незапланированный участник. Требовать «откат» также становится проблематично. Система автоматически заключает договор с компанией, которая одержала победу в открытом конкурсе или «ценовке», и если чиновник захочет такой договор расторгнуть, ему придется как-то объяснять свое поведение. Заказчик, конечно, может сказать поставщику, который не хочет давать «откат», что он не принимает его товар. Но это закончится судом, где придется ответить на вопрос, почему так произошло.

То есть творить коррупционные преступления становится попросту сложнее, растет уровень ответственности и чиновников, и поставщиков. Предприниматели теперь могут решить любой спорный вопрос через суд, так как все вызывающие сомнения шаги заказчика запротоколированы в системе, и их всегда можно раскрыть, предъявить в качестве доказательства. Кроме того, на любом этапе проведения госзакупок поставщик может обратиться с соответствующей жалобой в комитет финансового контроля при Минфине и сказать, что его права ущемляются. Правовые механизмы, которые позволяют разрешать конфликтные ситуации, предусмотрены.

Алюминиевые «агурцы»

Однако и в этой системе мошенники пытаются находить слабые места. Например, указывая в заявках неправильное название товара или услуги. Бывали случаи, когда, например, методом ценовых предложений покупались «агурцы». В России не так давно случился скандал, когда чиновников обвиняли в использовании латинских букв вместо кириллицы, и ноля вместо буквы «о». Такого рода ошибки возникают порой из-за неграмотности. Но чаще тут имеет место умысел — понятно, что такой заказ может отыскать в системе только конкретный поставщик. Продавец «огурцов» лот с «агурцами» пропустит. С этой же целью параметры заказа иногда настолько конкретизируются, что выполнить их может только один конкретный поставщик. Поскольку машине не известно, как поставщик может называть свой товар, она не может определить, не переусердствовал ли с описанием заказчик и так далее, отлавливать такие «ошибки» автоматически очень сложно, приходится делать это вручную. Правда, в России все-таки ввели систему штрафов за опечатки.

Кроме того, некоторые чиновники иногда все же пытаются требовать «откат» у поставщика, уже победившего в торгах. Электронный формат — это не чудо. Он не снимает всех возможностей для коррупции в госзакупках, но позволяет минимизировать число таких правонарушений. Покупатель и поставщик теперь контактируют между собой виртуально и открыто, и именно это позволяет существенно снизить коррупционные возможности.

Как отмечает Эдвинс Парупс, все торги вскоре будут проходить в онлайн-режиме и успех поставщика зависит от того, как быстро он отреагирует на ту или иную заявку. Строить препоны и преграды предпринимателям здесь практически негде. Такой метод делает конкуренцию более честной, хотя и более жесткой.

Электронные закупки должны поменять образ мышления чиновников и определенным образом их воспитывать. И не только в плане «откатов», но и адекватности заявок. Для участия в торгах необходимо иметь электронную цифровую подпись, но для ознакомления с информацией не требуется ничего, кроме компьютера и выхода в интернет. Любой житель страны может посмотреть, что и по каким ценам покупают госорганы. Если кто-то из чиновников приобретет себе в кабинет мебель красного дерева с золотой отделкой, как это случилось недавно в РФ, вся страна увидит это и каждый сможет задать чиновнику предметные вопросы. Ведь, в конце концов, речь идет о мониторинге использования средств налогоплательщиков.

Приведем случайный пример, который был найден авторами статьи за две минуты работы в системе. Отдел образования, физической культуры и спорта Осакаровского района Карагандинской области приобрел титановые диски на автомобиль Skoda Oсtavia. Очевидно, на железных дисках выполнять свои обязанности чиновники не сумели. Такие случаи очень легко теперь вскрываются. Одна из общественно-политических газет сделала целую подборку подобного рода фактов, причем никак их не комментируя, а лишь перечисляя. Создатели портала Центр электронной коммерции говорят, что они только рады, когда подозрительные вещи вскрываются, поскольку прозрачность была одной из ключевых задач, поставленных перед разработчиками с самого начала.

Анализируй это

Впрочем, вытравливание коррупции — не единственная полезная вещь на портале госзакупок. С тех пор как один из способов закупок — «ценовки» — сделали обязательными в электронном формате, интернет-ресурс, на котором размещаются лоты — goszakup.gov.kz — стал очень востребованным у предпринимателей. На сегодня количество зарегистрированных пользователей портала превысило 114 тыс. Всего на нем было размещено более 8 млн лотов и более 2,5 млн объявлений. В ноябре этого года портал посетило около 1,2 млн человек. В основном это казахстанцы, но интерес есть и в соседних странах. В августе текущего года было отмечено более 18 тыс. посещений из РФ, более 3 тыс. из Украины, кроме того, частыми посетителями портала являются пользователи из Китая, США, Германии и Индии.

Зачем иностранцам ходить на сайт, хотя они не могут сегодня участвовать в госзакупках? «Зарубежные поставщики используют портал для мониторинга и анализа локального рынка потребления, — говорит председатель правления ТОО “Центр электронной коммерции” Султанжан Ахметов. — Сейчас физически они не могут участвовать в госзакупках РК, поскольку являются нерезидентами страны. Тем не менее, чтобы понимать объем рынка, портал электронных закупок — это очень хороший инструмент, так как здесь выложены все планы государственных закупок всех двадцати с лишним тысяч заказчиков из госсектора».

Раньше поставщику было довольно сложно отследить, какое из госучреждений что покупает. Теперь предприниматель может быстро и без затрат понять, что сейчас приобретают те или иные госорганы и кому конкретно может быть интересен его товар или услуга. Для примера: по данным портала, в течение 2011 года госучреждения планируют потратить на покупку стульев и кресел 1,2 млрд тенге, а на приобретение бумаги — 7,7 млрд тенге. Подобные данные имеются по всем категориям. Владея этой информацией, предприниматели могут планировать свою деятельность.

«Портал дает возможность бизнес-среде заранее быть готовыми к предполагаемым государственным закупкам, планировать свой бизнес-план и подстраиваться непосредственно под те тендеры, которые объявляются государственными учреждениями», — сказал в одном из своих интервью вице-министр финансов РК Берик Шолпанкулов.

Доступ открыт

«С экономической точки зрения электронные госзакупки стимулируют местный бизнес, помогают развиваться отечественным производителям, — говорит Султанжан Ахметов. — Так получилось, что мы запустили систему электронных государственных закупок в самый разгар кризиса. И это в какой-то мере помогло продержаться на плаву малому и среднему бизнесу. Тому, который никогда до того не имел доступа к госзаказу».

Если сравнивать с другими государствами, в тех же США участие сектора МСБ в исполнении госзаказов провозглашено одним из стратегических направлений поддержки предпринимательства. Однако для того, чтобы такая поддержка действительно осуществлялась эффективно, нужен инструментарий, позволяющий выстраивать систему работы госорганов с бизнесом, основанную на принципах конкуренции и объективных критериев, а не личных взаимоотношений. Именно таким инструментом является площадка электронных торгов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики