Страховщика ноги кормят

Несмотря на кризис, страховые компании пока не планируют сокращения штатов — более того, в отрасли сохраняется дефицит кадров

Страховщика ноги кормят

Страхование для потенциального клиента обычно начинается с общения со страховым агентом. Это, можно сказать, низовая рабочая единица любой страховой компании. Чтобы работать страховым агентом, не требуется профильного образования – всему научат на рабочем месте. Впрочем, в Казахстане и более узких специалистов — андеррайтеров и актуариев — страховые компании преимущественно обучают сами. Как говорят представители страховых компаний (СК), главное для страховика – чутье, умение работать с людьми, талант убеждать потенциальных клиентов. Беда только в том, что специалистов, обладающих этими качествами, не очень много.

Кризис заставил многие финансовые организации пересмотреть свои штаты. Некоторые банки сократили свой персонал наполовину. Что касается страховых компаний, то по данным исследовательского центра HeadHunter.com.kz, с начала нынешнего года здесь наблюдается значительное увеличение спроса на специалистов. Если в первом квартале 2008 года доля свободных мест в профессиональной области «Страхование» составляла 0,4% от всего объема вакансий, то на сегодня эта величина выросла в 3,5 раза. При этом, уточняют в HeadHunter.com.kz, соотношение числа соискателей к числу вакансий, то есть индекс HeadHunter, равен всего лишь 0,8. То есть налицо нехватка предложения со стороны рынка труда.

Жизненные университеты

Один из сотрудников СК на условиях анонимности так определил степень профессионализма кадров в страховом бизнесе: «Распустить бы все существующие компании, а потом собрать из них три-четыре новых, вот тогда их штаты будут укомплектованы суперпрофессионалами. Наша компания искала андеррайтера, и я столкнулся с тем, что люди, работающие в андеррайтинге, с хорошим дипломом и высокой зарплатой, не могли решить элементарной математической задачи».

Дефицит квалифицированных специалистов назвали основной кадровой проблемой все опрошенные нами представители страховых компаний без исключения. По словам начальника HR отдела АО «Компания по страхованию жизни “Казкоммерц-Life”» Ольги Шкундик, хорошие специалисты сегодня на вес золота. «Потребность в специалистах нашей сферы по-прежнему велика. Сокращения штата не было и не предвидится», — добавляет она.

Когда страховой рынок был на подъеме, то есть в 2006–2008 годах, специалисты по страховому делу были нарасхват. По словам председателя правления СК «Сентрас Иншуранс» Талгата Усенова, страховики пользовались ажиотажем на рынке и переходили из компании в компанию, поднимали цены, требовали себе особых условий. Многие компании перекупали специалистов, особенно ценились и ценятся работники с опытом работы в СК от пяти лет и больше. «Это специалисты, имеющие не просто навыки, а чутье андеррайтера, с ходу понимающие, какие условия страхования предложить, одним словом, чувствующие клиента, — говорит г-н Усенов. – Их не очень много, и они хорошо сидят. Их трудно перекупить».

Ситуация осложняется тем, что в Казахстане таких специалистов никто не готовит. Более того, как говорят страховщики, даже зарубежное образование (например, в России в некоторых вузах есть кафедры страхования) не является залогом успешной карьеры в страховом бизнесе. Многие страховики начинали с нуля и все премудрости страхования познавали на практике.

По словам Ольги Шкундик, уровень образования имеет значение только на начальном этапе поиска претендента. Основным требованием является наличие у него опыта работы в финансовых структурах либо в области продаж услуг. «Это помогает соискателю быстрее внедриться в достаточно новое направление, в котором мы работаем, – страхование жизни, — отмечает начальник отдела HR “Казкоммерц-Life”. — Жесткая политика в области рекрутинга специалистов для работы в компании оправдана качеством подбора персонала».

Согласно исследованиям HeadHunter.com.kz работодатели не предъявляют особо жестких требований к образованию кандидатов. «Наличие экономического или юридического образования будет огромным плюсом, но это не значит, что если у вас такового нет, вашу кандидатуру не будут рассматривать. Ценится опыт работы с людьми (например, в сфере продаж), способность к обучению, желание работать и зарабатывать, стремление к профессиональному росту, ответственный подход к делу и оперативность», — подтверждает сказанное Ольгой Шкундик генеральный директор HeadHunter.com.kz Виталий Терентьев.

Сколько агента ни учи...

Страховые агенты — самые непостоянные сотрудники страховых компаний. Это связано с тем, что они обычно не входят в штат, а работают за комиссию. Если им предложат больший размер комиссий, они сразу же переходят к другому работодателю. Некоторые страховщики для повышения лояльности к компании практикуют смешанный вариант оплаты труда своих агентов – частично в виде оклада, частично в виде комиссионных за каждый заключенный договор. Лишь наиболее результативные страховые агенты могут войти в штат СК и подняться по карьерной лестнице. При этом большое значение имеет их желание и способности к обучению и дальнейшему повышению квалификации.

«Проблема текучести кадров стоит в основном в региональных подразделениях нашей компании. Это связано с острой нехваткой специалистов по страхованию. Борьба с текучкой решается многоступенчатой системой материальной и нематериальной мотивации сотрудников и продвижением кадровой культуры», — говорит г-жа Шкундик.

По словам г-на Усенова, Агентство финансового надзора в настоящее время разрабатывает нормативы, которые предусматривают прохождение страховыми агентами сертификации. Кроме того, регулятор планирует ввести ограничения по размеру комиссионного вознаграждения. На сегодня единственными сертифицированными специалистами в страховом бизнесе являются актуарии.

Другая группа специалистов – андеррайтеры, это люди, которые, по определению одного из наших собеседников, дружат с математикой. На них ложится основная работа по оценке риска наступления страхового случая, расчету размера страховой премии. Понятно, что от уровня андеррайтинга зависит деятельность компании: получит ли она прибыль или убытки и насколько привлекательными для клиента будут продукты и условия, предлагаемые страховщиком.

Бремя подготовки специалистов СК вынуждены брать на себя. Они проводят семинары, курсы повышения квалификации, тестируют своих работников, начиная со страховых агентов. Отправляют их на обучение за границу, чаще в Россию. А в одной из СК нам рассказали, что 10 их сотрудников в настоящее время обучаются в Королевском институте страховщиков в Лондоне. Это обходится недешево, но стоит того. С теми, кого компании берутся обучать, обычно заключается договор об обязательной работе в СК в течение определенного срока, чтобы пресечь бегство к конкуренту.

В «Казкоммерц-Life» ежегодный бюджет на персонал в обязательном порядке включает в себя статью расходов по внутреннему и внешнему обучению сотрудников. «К сожалению, сфера страхования жизни в нашей стране все еще находится на начальном этапе развития, — сетует Ольга Шкундик, — поэтому мы стараемся повышать уровень наших специалистов, обмениваясь опытом на тренингах ближнего зарубежья и России. Помимо тренингов, конференций, семинаров вне Казахстана, которые проходят штатные специалисты, у нас существует система внутреннего обучения внештатных сотрудников – агентов по страхованию жизни. В компании функционирует «Школа страхового агента».

Но большая часть СК, конечно, предпочитает нанять профессионалов, пусть даже за высокую зарплату. В любом случае компания сэкономит на его обучении.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом