Не эра милосердия

В условиях кризиса компании, занимающиеся медицинским страхованием, делают ставку на новые продукты в рамках корпоративного страхования и на более гибкие программы для физических лиц

Не эра милосердия

Несколько лет назад я перенесла довольно тяжелую операцию. Пребывание в больнице серьезно сказалось не только на состоянии моего здоровья, но и на семейном бюджете. Ведь у нас бесплатная медицина существует только в отчетах Минздрава, в жизни приходится почти за все медуслуги платить из собственного кармана. К тому же крепко сидит в нас убеждение, что, только заплатив хирургу, лечащему врачу, медсестрам, мы можем быть уверены в их лояльном отношении к нам, пациентам. Одним словом, выйдя из больницы и придя в себя, я решила приобрести медицинскую страховку для всей семьи. Однако ее цена — порядка 130 тыс. тенге за каждый полис — показалась мне непомерно высокой. Так что я отказалась от этой затеи.

Как выяснилось из разговора с представителями страховых компаний (СК), мое отношение к добровольному медицинскому страхованию (ДМС) и сегодня обычно для их потенциальных клиентов, физических лиц. Как говорят страховщики, пока казахстанцы не считают медицинскую страховку продуктом первой необходимости. С другой стороны, сами СК до сих пор были мало заинтересованы в привлечении физических лиц, что связано с высокой убыточностью этого класса страхования, а также дороговизной продукта для большей части населения. ДМС в последние годы демонстрировало хорошую динамику: в 2007-м по отношению к предыдущему году рост объема премий составил около 25%, а в кризисном 2008-м — 82%, в то время как страховой рынок в целом упал на 9,5%. Но, как говорят страховщики, высокие темпы были в основном обеспечены страхованием юридических лиц — их доля в страховых премиях составляет примерно 90%.

С начала нынешнего года кризис затронул и медицинское страхование, в первом квартале объем премий снизился по сравнению с тем же периодом прошлого на 23,4%. Рост объема премий в медстраховании в прежние годы, как и его снижение сегодня, — отражение ситуации, сложившейся в экономике Казахстана.

Страховка как приманка

В годы экономического бума и дефицита квалифицированных кадров сначала компании с иностранным участием, исходя из принятой в их странах практики, а следом за ними и отечественные работодатели, причем не только из частного сектора, но и национальных компаний, стали предлагать в качестве соцпакета своим работникам медицинскую страховку. Здесь кроется причина однобокого развития медстрахования, и в этом оно напоминает начальное развитие банковского бизнеса, направленного в основном на обслуживание корпоративных клиентов. С ними страховщикам работать проще и выгоднее. Происходит оптимизация расходов: вместо одного розничного клиента в СК приходят сразу несколько десятков или даже сотни человек, что значительно снижает риск наступления страхового случая.

«Когда мы заключаем договор с компанией, то диверсифицируем риски, — говорит председатель правления дочерней страховой компании БТА Банка “БТА Забота” Вячеслав Поцелуйко. — Допустим, зашло 500 человек, естественно, не все они воспользуются своим полисом. Страховщик может снизить цены, потому что размывает риск на 500 клиентов».

В то же время, по словам г-на Поцелуйко, когда приходит страховаться розничный клиент, то можно быть уверенным, что он обязательно воспользуется полисом, потому что или точно знает о своей болезни, или хочет проверить, не болен ли он, и рассчитывает сделать это за счет страховой компании. «Принцип любой страховки в том, что ты платишь только часть той суммы, которую можешь получить, если что-то случится, — добавляет глава “БТА Забота”. — Если брать лимит, то есть ту сумму, которую можно потратить по страхованию, размер премии составляет от нее в среднем от четырех до восьми процентов. Во всяком случае, не больше десяти. Таким образом, страхование физического лица почти всегда убыточно».

Несмотря на минимизацию рисков при страховании юридических лиц, степень рентабельности ДМС остается низкой. По словам председателя правления СК «Сентрас Иншуранс» Талгата Усенова, выплаты растут более быстрыми темпами, чем премии. Так, по данным Агентства финансового надзора, в 2007 и 2008 годах объем выплат увеличился более чем в два раза. «В прошлом году сумма премий по добровольному медстрахованию составила почти девять миллиардов тенге, а выплат — 6,1 миллиарда, — говорит г-н Усенов. — Обратите внимание, это чистые страховые выплаты, без учета комиссионных агентам и брокерам, а также без налоговых платежей. Чистая прибыль страховщика по ДМС, по нашим подсчетам, не превышает 13–15 процентов. Но часть ее идет еще на административные и маркетинговые расходы. Можно сказать, что страховые компании балансируют на нуле».

И все же этот класс страхования, как говорилось выше, по темпам роста обгоняет рынок в целом. Г-н Усенов так объясняет привлекательность этого класса страхования: «Медстрахование является ключом к клиенту, я бы сказал, что оно помогает протоптать дорожку в компанию. В одном пакете с ДМС страховщики могут предложить компаниям другие продукты: автострахование, страхование имущества, ответственности работодателя. Если мы предлагаем только страхование имущества, то клиент не особенно заинтересован в этом. Если дополнительно предлагаем еще и медстрахование, что актуально для многих компаний, то вопрос решается очень быстро». По словам главы «Сентрас Иншуранс», страховщики готовы снижать тарифы на медстрахование, то есть идти на прямые убытки, если есть возможность заключить договор с клиентом на целый набор продуктов.

Но даже представление целого набора не всегда помогает пробиться к компаниям через медстрахование: с падением экономики и ростом безработицы отпала нужда в дополнительных стимулах для работников.

Жить на одну зарплату

Страховщики считают, что снижение объема страховых премий по ДМС в первом квартале 2009 года связано с вынужденной оптимизацией в условиях кризиса. Первым делом компании режут те расходы, которые не касаются бизнеса, в том числе соцпакеты. По словам Вячеслава Поцелуйко, процентов 30 бывших клиентов СК не возобновляют договоры либо потому, что сократили свои бюджеты на эти цели, либо провели сокращение штатов, либо вообще закрылись. Один из важнейших факторов, опосредованно повлиявший на замедление ДМС — рост безработицы.

«Работодателям нет нужды сегодня стимулировать своих работников бонусами, — говорит Талгат Усенов. — Сейчас условия работы диктуют не квалифицированные работники, а работодатель. Раньше старались удержать хорошего специалиста размером зарплаты, соцпакетом, различными бонусами, а сегодня работодатель не особо с ним церемонится, потому что может поменять его на другого. На рынке труда профессионалы стали более доступны, а года два назад приходилось охотиться за каждым специалистом. Сейчас настала эра работодателей».

Компания «БТА Забота» намерена скорректировать свои планы по росту портфеля по окончании первого полугодия. А пока компания, по словам ее главы, планирует небольшой рост на уровне 7–10% в надежде, что не все компании резко сократят свои программы по медстрахованию. У «Сентрас Иншуранс» в первом квартале спад в классе ДМС составил 38%, если в прошлом году за первые три месяца компания собрала премий на сумму 40 млн тенге, то в нынешнем за тот же период — только 24 млн.

Как говорит г-н Поцелуйко, страховой рынок отреагировал на кризис с некоторым запозданием, но и выйдет из него позже. «Мы считаем, что 2010 год будет еще хуже, ожидаем отрицательного роста рынка. Может быть, только в 2011 году он начнет расти, но достаточно плавно, и по нашим расчетам рост вернется к уровню 2009 года», — прогнозирует он.

По мнению председателя правления СК «ЭкоПолис» Сергея Григорчука, примерно до августа 2009 года ситуация на страховом рынке будет оставаться стабильной. Потом рост страховых премий замедлится, что связано с влиянием мирового кризиса на страховой рынок. «Страховщикам необходимо будет принимать адекватные решения и работать над преодолением существующих проблем. А проблемы, стоящие перед нами, невозможно решить на том уровне мышления, на котором мы их создали», — добавляет он.

Лицом к людям

Одним из нетрадиционных решений станет разворот СК к неохваченной части рынка, то есть к рознице. Но на этот шаг страховые компании идут очень осторожно. Одни игроки намерены привлекать клиентов из массового сегмента, другие, напротив, развивать более дорогие элитарные программы. По мнению заместителя председателя правления АО «КК ЗиМС “Интертич”» Дмитрия Надирова, сегодня есть смысл предлагать рынку продукты, соответствующие потребностям разных групп потребителей, различные программы страхования, отличающиеся набором услуг и стоимостью.

Но, как говорилось выше, не только СК неохотно работают с физическими лицами, но и сами они не горят желанием приобрести страховой полис, предпочитая в расчетах с медиками оперировать наличными. К тому же стоимость медстраховки не всем по карману, тем более сегодня, когда падает уровень благосостояния. Понимая это, некоторые СК намерены менять свою ценовую политику и разрабатывать более дешевые продукты.

«Мы хотим предложить клиентам со средним достатком не очень дорогие программы страхования экстренных случаев, — говорит г-н Поцелуйко. — Например, человек загрипповал, он может пойти в нормальную поликлинику, где ему помогут без всяких очередей. Вообще, мы планируем ввести несколько видов страховок. Даже бог с ним, с гриппом, — человек может сам пролечиться. А вот если аппендицит, то его прооперируют бесплатно. Вот такие страховки хотим внедрить — скорая помощь и экстренный стационар, кто-то, возможно, выберет страховку на лекарства».

Пока большинство компаний разрабатывают новые продукты в рамках страхования корпоративных клиентов. Так, к перспективным направлениям ДМС г-н Григорчук относит программы, которые предусматривают не только медицинское обслуживание, но и профилактику заболеваний. «Важно формировать у застрахованных ответственное поведение по отношению к собственному здоровью, — уверен он. — Мы разработали ряд программ, которые позволяют снизить синдром профессионального “выгорания” (синдром профессионального стресса) у работников компаний. Проводимые в рамках медицинского страхования предупредительные мероприятия и профилактическое лечение позволяют существенно снизить риск профессионального “выгорания”».

Наиболее интересным новым продуктом в классе ДМС, по мнению г-на Усенова, является лечение за рубежом, которое предлагают некоторые страховщики для топ-менеджеров компаний: «С клиентом заключается договор на обычное медицинское обслуживание сотрудников на территории Казахстана. А вот для руководства страховая компания может организовать лечение или проведение операции при необходимости в лучших зарубежных клиниках. Страховой полис при этом стоит, естественно, дороже, потому что это действительно эксклюзивный продукт».

Пока работа с физическими лицами для страховщиков скорее исключение и сущест-вует в большей степени как дополнение к основному бизнесу — страхованию корпоративных клиентов. Так, г-н Усенов сом-невается, что ближайшее будущее ДМС связано с розницей. Он считает, что это возможно не раньше, чем лет через пять. Сначала страховщикам нужно создать надежные ресурсную и инфраструктурную базы — клиники, систему андеррайтинга, IT-системы, чтобы отслеживать каждого клиента, его историю болезни, только тогда они готовы будут развивать розничное медстрахование. При условии, что появится платежеспособный спрос со стороны потенциальных клиентов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности