Смена формата, но не курса

Выступление президента на 12-м съезде «Нур Отана», прошедшем в Астане в середине мая, стало новым шагом к изменению статуса и места партии в политической системе и структуре государственной власти Казахстана

Смена формата, но не курса

Доклад президента был выдержан в классическом стиле 90-х годов и не содержал ни экономических неологизмов, ни футурологических прогнозов.

Хотя Нурсултан Назарбаев и сказал, что «основной вопрос повестки дня — роль партии «Нур Отан» в преодолении последствий мирового кризиса и обновлении Казахстана», эти слова не следует понимать буквально. Партия как общественная организация не имеет прямого отношения ни к ВВП, ни к банкам, ни к социальным выплатам. Но, являясь в глазах общества партией президента, партией Назарбаева, она принимает на себя политическую ответственность за те экономические проблемы, которые придется решать правительству и региональным властям.

Базовые принципы Плана посткризисного прорыва экономики Казахстана президент представил на рассмотрение партии «Нур Отан». Но все направления развития экономики, конкретные цифры и проекты были, естественно, отнесены им к области компетенции и ответственности правительства. В завершение экономического блока Нурсултан Назарбаев сказал: «Теперь всю ответственность за эффективность работы по диверсификации возлагаю на правительство и персонально премьер-министра, которые будут отчитываться передо мной каждые полгода». Зато задачи по повышению авторитета партии были теми же, которые президент изложил еще в феврале на встрече с бюро политсовета партии.

В рамках системы политической коммуникации партия подтвердила свои преимущества перед иными каналами (СМИ, выступления чиновников и др.), по которым прежде транслировались оптимизм, уверенность в своих силах и надежда на перемены к лучшему. С плеч правительства, которое еще год назад решало эту задачу практически единолично, снята ответственность за информационно-пропагандистское сопровождение президентского курса. Но одновременно правительство утратило свой статус инструмента (по умолчанию небезупречного, но все же точного) реализации экономического курса президента.

Как отмечал наш журнал, партия стала выполнять функции громоотвода, принимая на себя ответственность за действия правительства (см. «Системо-образующая партия», «Эксперт Казахстан» № 17–18 от 11 мая 2009 года). Но это происходит лишь в формате отношений власть — общество. Внутри самой системы государственной власти за партией закреплена иная функция — оценка и интерпретация событий и явлений, а также результатов работы органов государственного управления.

Президент снова указал на контрольную функцию партии: «Чтобы наши планы воплощались в жизнь ежедневно, мы должны обеспечить мониторинг их исполнения. Партия «Нур Отан» должна взять под свой контроль эту работу». Поскольку законодательно контрольная функция партии никак не подкреплена, это поручение открывает перед партийным аппаратом простор для выстраивания оптимальных для себя взаимоотношений и с правительством, и с акиматами.

Вновь оказались обмануты в своих ожиданиях те, кто ждал от президента реформ и новаций в направлении ухода от монопольного положения «Нур Отана» в структурах исполнительной и законодательной власти. Система государственной власти создана с использованием «Нур Отана» в качестве цементирующей и связующей силы. Поэтому все реформы, вне зависимости от их официального названия, будут направлены на изменение формата и схем стыковки возможностей партии и задач правительства.

Статьи по теме:
Казахстан

Месторождения культуры

В музее «Иссык» начнет работать выставка «Золотая карта музеев Алматинской области», где будут представлены 22 музея

Люди и события

Deutsches Theater в гостях у “ARTиШОКа”

С 27 по 31 марта свои спектакли на сцене “ARTиШОКа” покажет Республиканский немецкий драмтеатр

Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос