Запретный плод слаще

Запретный плод слаще

О картине «Между небом и землей» рассказывает ее режиссер Хана Дуз.

— Хана, почему вы решили снять фильм именно о чеченских беженцах? Планировали ли вы рассказать о жизни иммигрантов?

— Я знала эту семью, и мне интересно все, что касается ее жизни: что там было на войне, когда они приехали и как сейчас живут в Германии? Ожидание стало самым важным в их жизни. Сначала я думала, что буду рассказывать о войне в Чечне. Но со временем поняла, что все-таки важнее, почему иммигранты не могут получить разрешение и жить нормальной жизнью в Германии.

— Стояли ли перед фильмом социально-политические задачи?

— В фильме есть критика немецкой бюрократии. Описанный случай не уникален. Такое в Германии бывает часто и касается не только беженцев из Чечни. Но я хотела показать и немецких чиновников, и иммигрантскую семью, три поколения которой находятся в замкнутом кругу и не выходят из него. Бабушка одной ногой в могиле. Родители уже семь лет в Германии, но не хотят учить язык, поэтому все время в депрессии. Дети хоть и ходят в школу, но плохо интегрируются в общество. И это уже третье поколение. Я хотела показать, что они тоже должны что-то делать. Но они не стараются. Поэтому им так нелегко живется. И все же я хотела снять фильм о человеческих чувствах, а не телерепортаж.

— Иммиграция неизбежное явление современного мира, которое уже имеет свои последствия, в том числе для развитых стран. Как вы относитесь к ней? Нужно ли ее регулировать более жестко?

— Невозможно, чтобы любой человек, приехавший в Германию, получил сразу гражданство. Об этом не может быть и речи. Я за то, чтобы власти Германии принимали тех людей, которые не могут жить в своей стране. Но и за то, чтобы их проверяли, действительно ли это так. Я сняла фильм про конкретную семью. И буду говорить только об этом. Но я против того, чтобы люди столько времени ждали решения своей участи. До сих пор решения не вынесли. Власти в Берлине тянут и не говорят, сколько ждать этой семье.

 — Кино неигровое, насколько в нем присутствует постановочный момент? Например, эпизоды, где герои фильма читают Пушкина или когда глава семьи Салин слушает Окуджаву на старом кассетном магнитофоне.

— Они на самом деле читают русскую литературу и слушают русскую музыку. Я спросила у Салина, что он слушает, когда ему плохо и он тоскует. И он поставил Окуджаву. Я хотела развеять стереотипы. У немцев представление об иммигрантах как о неграмотных, отсталых людях, которые только и знают, что смотрят телевизор. Я хотела показать, что и у них есть культурные интересы.

— Как вы относитесь к родовым традициям? Не считаете ли, что они пережиток прошлого?

— Я выросла в среде с западными ценностями. Но я уважаю традиции других народов и не могу осуждать их. Дочь Салима могла бы ходить на курсы, чтобы закончить школу. Но она этого не хотела, потому что должна была вести домашнее хозяйство. Я не стала ей говорить, что она неправа, потому что поняла, что и в нашей культуре они видят недостатки. Если бы я поинтересовалась <у героев картины> — как вы можете отдавать дочь в 13 лет замуж? — то этого фильма бы не было. Люди мне доверяли, и я уважаю это доверие.

— Вам не кажется, что семья Салгириевых не хочет рисковать, чтобы ее осуждали соплеменники, поэтому и говорит много о родовых традициях?

— В Берлине действительно сильная чеченская община. Они общаются только между собой и плохо интегрируются в немецкое общество. Есть другие семьи, которые еще больше привержены традициям, чем семья Салина. Он открытый человек, и я бы не нашла другой такой семьи, о которой бы могла снять фильм.

 — В фильме есть противоречие: с одной стороны, герои фильма говорят, что хотят получить немецкое гражданство и жить в Германии, с другой – что хотят вернуться на родину.

— Может быть, это психологическая реакция на долгое ожидание, просто они потеряли надежду получить вид на жительство в Германии. А может быть, это желание невозможного, запретного плода. Возможно, если бы они могли вернуться, то не захотели бы этого.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности