Экспортные миражи

Вместо диверсификации экспорта нефти Казахстану стоит обратить внимание на замещение поставок сырья продажами за рубеж высококачественных продуктов глубокой переработки

Экспортные миражи

В освоении нефтяных месторождений Казахстана с участием иностранных инвесторов приоритетом являются проекты экспортных трубопроводов, обеспечивающие вывод добываемого сырья на мировой рынок. В настоящее время практически создана система, дающая нефтедобывающим компаниям, работающим в Казахстане, возможность выбора рынков сбыта. Казахстану доступны следующие направления экспорта углеводородов. Первое — это нефтепроводы, проходящие по территории России: Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и Атырау—Самара. Второе — транскаспийские перевозки и экспорт по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). Третье — транспортировка в Китай по нефтепроводу Атасу — Алашанькоу.  Железнодорожным транспортом нефть поставляется в порты Таллин (Эстония), Одесса, Южный, Ильичевск (Украина) и далее танкерами в страны Европы. Общая мощность этих маршрутов составляет около 65 млн тонн в год.

В транзите казахстанской нефти на мировые рынки сегодня лидирует Россия. На долю этого направления приходится более 70% всего нефтяного экспорта Казахстана. Основным рынком сбыта для Казахстана является Европа (более 87%), затем идет Китай (9%).

Следует отметить, что еще несколько лет назад Астана, основываясь на ускоренном освоении месторождений казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), заявляла о намерении к 2010 году только с морских месторождений добывать до 40 млн тонн нефти в год и к 2015 году экспортировать более 120 млн тонн. Однако реалии (здесь и неудачи на участках Тюб-Караган, Курмангазы, Аташ, и очередной — на конец 2013 года — перенос начала добычи на Кашагане) развеяли миражи заоблачных цифр прогнозов добычи и экспорта. Властям пришлось отказаться от форсированных темпов нефтедобычи и смириться со значительно более умеренными.

В результате к 2015 году экспорт не превысит 90 млн тонн нефти. Таким образом, к этому сроку республике необходимы дополнительные мощности в 25–30 млн тонн. Заявленные же мощности расширяемых действующих нефтепроводов и прочих экспортных систем уже превысили 150 млн тонн.

Трубы, рельсы…

Планы по увеличению экспорта заставляют задуматься о развитии транспортной инфраструктуры. Особые надежды возлагаются на нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. Власти Казахстана активно поддерживают проект его расширения с нынешних почти 33 млн тонн до 67 млн тонн. И это понятно: из них казахстанская квота составит 50 млн тонн. При этом 17 млн тонн предназначаются для последующей транспортировки по проектируемому нефтепроводу Бургас—Александруполис.

Главный пользователь КТК, увеличивающее объемы нефтедобычи СП «Тенгизшевройл» (ТШО), заинтересован в скорейшем расширении трубопровода. В 2009 году добыча на Тенгизе по сравнению с предыдущим годом должна вырасти на 10 млн тонн — до 24–25 млн тонн.

Из-за затянувшегося процесса согласования между акционерами КТК условий расширения компания стала наращивать экспорт сырья по железной дороге. В частности, если за весь 2007 год железнодорожные поставки нефти в Одессу составили около 600 тыс. тонн, то в 2008-м они достигли 300 тыс. тонн в месяц. В целом ежемесячные поставки на экспорт по железной дороге по сравнению с 2007 годом удвоились. Большая протяженность этого транспортного плеча для ТШО, не успевающая за увеличением объемов добычи скорость обращения цистерн заставили компанию обратить внимание на азербайджанское направление и начать перевозку нефти танкерами из Актау в Баку (откуда с 2008 года началась ее транспортировка по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан). Но эти виды доставок обходятся ТШО значительно дороже перекачки по КТК.

Следующий по объемам транспортировки — введенный в строй еще в 1970 году нефтепровод Узень — Атырау — Самара. Среди главных поставщиков — «Разведка Добыча “КазМунайГаз”», «Мангистаумунайгаз», а также компании второго эшелона. Учитывая планируемый рост объемов добычи нефти в Западном Казахстане, АО НК «КазМунайГаз» совместно с российским ОАО «АК “Транснефть”» прорабатывают вопрос увеличения мощности нефтепровода до 26 млн тонн в год. Ожидается, что строительство должно быть завершено к 2015 году.

В соответствии с российско-казахстанским протоколом по транзиту нефти на 2009 год в текущем году по нефтепроводу Атырау—Самара будет прокачано не менее 17,8 млн тонн нефти. Как и ранее увеличение пропускной способности будет обеспечиваться за счет использования противотурбулентных присадок.

С вводом в эксплуатацию нефтепровода Атасу — Алашанькоу крупным претендентом на казахстанскую нефть становится Китай. С завершением в октябре текущего года второго этапа строительства, ветки Кенкияк — Кумколь, общая мощность нефтепровода Казахстан — Китай достигнет 20 млн тонн. Китайские компании имеют в своем распоряжении нефтяные активы в Казахстане, но для полной загрузки этой трубы добываемой ими нефти пока недостаточно. Дело в том, что согласно подписанным соглашениям часть нефти они должны поставлять на НПЗ в Шымкенте и в КТК. Поэтому объемы прокачки невелики (в 2007 году — 4,8 млн тонн, в 2008-м —5,1 млн тонн), и надежды на заполнение трубы связываются с российской нефтью. Ее поставки возможны благодаря построенной еще в конце 1980-х годов трубе Омск — Павлодар — Чимкент. Таким образом, с появлением казахстанско-китайского нефтепровода мощности по транспортировке нефти опередили рост ее добычи в стране.

С экономической точки зрения очень привлекателен иранский маршрут. Однако его реализация пока невозможна по политическим причинам — сложные отношения Ирана с администрацией США. В обозримой перспективе нежизнеспособен и проект транзита нефти через Украину по нефтепроводу Одесса — Броды.

…и море

Важнейшим экспортным направлением для казахстанских нефтяных компаний является порт Актау на Каспийском море. На нефтеналивные терминалы порта нефть поставляется по существующему нефтепроводу Каламкас — Каражанбас — Актау, а также железнодорожным транспортом с месторождений Мангистауской, Атырауской, Актюбинской и Кызылординской областей. Затем танкерами экспортируется в иранский порт Нека (своп-операции), российскую Махачкалу (с дальнейшей поставкой по нефтепроводу Махачкала — Новороссийск), азербайджанский Баку (с дальнейшей поставкой железнодорожным транспортом до черноморского порта Батуми). Возможности наращивания вывоза нефти через Актау ограничены — порт мелководен, и его нефтеналивные причалы не способны принимать танкеры с дедвейтом выше 13,8 тыс. тонн.

Власти работают над новым амбициозным экспортным маршрутом, известным как Казахстанская каспийская система транспортировки (ККСТ), разработанным для доставки нефти из Кашагана и Тенгиза на мировые рынки в обход России. Этот маршрут будет включать новый 740-километровый трубопровод Ескене — Курык с начальной пропускной способностью в 23 млн тонн в год и последующим увеличением до 35–56 млн тонн. Прокладка трассы этой трубы в одном техническом коридоре с действующим нефтепроводом Узень — Атырау — Самара позволит оптимизировать капитальные затраты на строительство. Специализированный флот 60000-тонных танкеров будет перевозить сырье через Каспийское море в Азербайджан, где нефть будет загружаться в трубопровод БТД и поставляться на турецкое средиземноморское побережье.

По оценкам «КазМунайГаза», общая стоимость создания проекта ККСТ составляет три миллиарда долларов, причем за счет внешних заимствований. Осуществление проекта все еще находится на ранней стадии, и многие сомневаются, что он будет запущен в соответствии с планом к 2014 году.

«Ахиллесовы пяты» экспорта

Сейчас нефти у Казахстана на новые проекты не хватает, не появится она и через пять лет. Последние результаты буровых работ на казахстанском шельфе пока Астану не порадовали. Таким образом, вопрос актуальности строительства всех этих маршрутов упирается в срок начала промышленной добычи нефти на Кашагане. Но газа там может оказаться больше ожидаемого: из пяти открытых месторождений проекта Актоты и Юго-Западный Кашаган оказались конденсатными, а не нефтяными.

Поставщики системы Казахстан — Китай могут столкнуться с рядом проблем. Среди них привязка к одному покупателю — Китаю (в котором началось замедление темпов роста экономики, а значит, возможно и падение спроса на нефть) и сильная зависимость заполнения трубы от поставок нефти из России.

Мировой экономический кризис резко ограничил внешние и внутренние источники финансирования новых проектов по развитию инфраструктуры. Приоритетной задачей нефтегазового комплекса Казахстана должно стать не создание разветвленной системы экспортных трубопроводов, а модернизация существующих НПЗ и строительство нефтехимических предприятий с целью замещения экспорта углеводородного сырья высококачественными продуктами его глубокой переработки.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики