Экспортные миражи

Вместо диверсификации экспорта нефти Казахстану стоит обратить внимание на замещение поставок сырья продажами за рубеж высококачественных продуктов глубокой переработки

Экспортные миражи

В освоении нефтяных месторождений Казахстана с участием иностранных инвесторов приоритетом являются проекты экспортных трубопроводов, обеспечивающие вывод добываемого сырья на мировой рынок. В настоящее время практически создана система, дающая нефтедобывающим компаниям, работающим в Казахстане, возможность выбора рынков сбыта. Казахстану доступны следующие направления экспорта углеводородов. Первое — это нефтепроводы, проходящие по территории России: Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и Атырау—Самара. Второе — транскаспийские перевозки и экспорт по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). Третье — транспортировка в Китай по нефтепроводу Атасу — Алашанькоу.  Железнодорожным транспортом нефть поставляется в порты Таллин (Эстония), Одесса, Южный, Ильичевск (Украина) и далее танкерами в страны Европы. Общая мощность этих маршрутов составляет около 65 млн тонн в год.

В транзите казахстанской нефти на мировые рынки сегодня лидирует Россия. На долю этого направления приходится более 70% всего нефтяного экспорта Казахстана. Основным рынком сбыта для Казахстана является Европа (более 87%), затем идет Китай (9%).

Следует отметить, что еще несколько лет назад Астана, основываясь на ускоренном освоении месторождений казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), заявляла о намерении к 2010 году только с морских месторождений добывать до 40 млн тонн нефти в год и к 2015 году экспортировать более 120 млн тонн. Однако реалии (здесь и неудачи на участках Тюб-Караган, Курмангазы, Аташ, и очередной — на конец 2013 года — перенос начала добычи на Кашагане) развеяли миражи заоблачных цифр прогнозов добычи и экспорта. Властям пришлось отказаться от форсированных темпов нефтедобычи и смириться со значительно более умеренными.

В результате к 2015 году экспорт не превысит 90 млн тонн нефти. Таким образом, к этому сроку республике необходимы дополнительные мощности в 25–30 млн тонн. Заявленные же мощности расширяемых действующих нефтепроводов и прочих экспортных систем уже превысили 150 млн тонн.

Трубы, рельсы…

Планы по увеличению экспорта заставляют задуматься о развитии транспортной инфраструктуры. Особые надежды возлагаются на нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. Власти Казахстана активно поддерживают проект его расширения с нынешних почти 33 млн тонн до 67 млн тонн. И это понятно: из них казахстанская квота составит 50 млн тонн. При этом 17 млн тонн предназначаются для последующей транспортировки по проектируемому нефтепроводу Бургас—Александруполис.

Главный пользователь КТК, увеличивающее объемы нефтедобычи СП «Тенгизшевройл» (ТШО), заинтересован в скорейшем расширении трубопровода. В 2009 году добыча на Тенгизе по сравнению с предыдущим годом должна вырасти на 10 млн тонн — до 24–25 млн тонн.

Из-за затянувшегося процесса согласования между акционерами КТК условий расширения компания стала наращивать экспорт сырья по железной дороге. В частности, если за весь 2007 год железнодорожные поставки нефти в Одессу составили около 600 тыс. тонн, то в 2008-м они достигли 300 тыс. тонн в месяц. В целом ежемесячные поставки на экспорт по железной дороге по сравнению с 2007 годом удвоились. Большая протяженность этого транспортного плеча для ТШО, не успевающая за увеличением объемов добычи скорость обращения цистерн заставили компанию обратить внимание на азербайджанское направление и начать перевозку нефти танкерами из Актау в Баку (откуда с 2008 года началась ее транспортировка по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан). Но эти виды доставок обходятся ТШО значительно дороже перекачки по КТК.

Следующий по объемам транспортировки — введенный в строй еще в 1970 году нефтепровод Узень — Атырау — Самара. Среди главных поставщиков — «Разведка Добыча “КазМунайГаз”», «Мангистаумунайгаз», а также компании второго эшелона. Учитывая планируемый рост объемов добычи нефти в Западном Казахстане, АО НК «КазМунайГаз» совместно с российским ОАО «АК “Транснефть”» прорабатывают вопрос увеличения мощности нефтепровода до 26 млн тонн в год. Ожидается, что строительство должно быть завершено к 2015 году.

В соответствии с российско-казахстанским протоколом по транзиту нефти на 2009 год в текущем году по нефтепроводу Атырау—Самара будет прокачано не менее 17,8 млн тонн нефти. Как и ранее увеличение пропускной способности будет обеспечиваться за счет использования противотурбулентных присадок.

С вводом в эксплуатацию нефтепровода Атасу — Алашанькоу крупным претендентом на казахстанскую нефть становится Китай. С завершением в октябре текущего года второго этапа строительства, ветки Кенкияк — Кумколь, общая мощность нефтепровода Казахстан — Китай достигнет 20 млн тонн. Китайские компании имеют в своем распоряжении нефтяные активы в Казахстане, но для полной загрузки этой трубы добываемой ими нефти пока недостаточно. Дело в том, что согласно подписанным соглашениям часть нефти они должны поставлять на НПЗ в Шымкенте и в КТК. Поэтому объемы прокачки невелики (в 2007 году — 4,8 млн тонн, в 2008-м —5,1 млн тонн), и надежды на заполнение трубы связываются с российской нефтью. Ее поставки возможны благодаря построенной еще в конце 1980-х годов трубе Омск — Павлодар — Чимкент. Таким образом, с появлением казахстанско-китайского нефтепровода мощности по транспортировке нефти опередили рост ее добычи в стране.

С экономической точки зрения очень привлекателен иранский маршрут. Однако его реализация пока невозможна по политическим причинам — сложные отношения Ирана с администрацией США. В обозримой перспективе нежизнеспособен и проект транзита нефти через Украину по нефтепроводу Одесса — Броды.

…и море

Важнейшим экспортным направлением для казахстанских нефтяных компаний является порт Актау на Каспийском море. На нефтеналивные терминалы порта нефть поставляется по существующему нефтепроводу Каламкас — Каражанбас — Актау, а также железнодорожным транспортом с месторождений Мангистауской, Атырауской, Актюбинской и Кызылординской областей. Затем танкерами экспортируется в иранский порт Нека (своп-операции), российскую Махачкалу (с дальнейшей поставкой по нефтепроводу Махачкала — Новороссийск), азербайджанский Баку (с дальнейшей поставкой железнодорожным транспортом до черноморского порта Батуми). Возможности наращивания вывоза нефти через Актау ограничены — порт мелководен, и его нефтеналивные причалы не способны принимать танкеры с дедвейтом выше 13,8 тыс. тонн.

Власти работают над новым амбициозным экспортным маршрутом, известным как Казахстанская каспийская система транспортировки (ККСТ), разработанным для доставки нефти из Кашагана и Тенгиза на мировые рынки в обход России. Этот маршрут будет включать новый 740-километровый трубопровод Ескене — Курык с начальной пропускной способностью в 23 млн тонн в год и последующим увеличением до 35–56 млн тонн. Прокладка трассы этой трубы в одном техническом коридоре с действующим нефтепроводом Узень — Атырау — Самара позволит оптимизировать капитальные затраты на строительство. Специализированный флот 60000-тонных танкеров будет перевозить сырье через Каспийское море в Азербайджан, где нефть будет загружаться в трубопровод БТД и поставляться на турецкое средиземноморское побережье.

По оценкам «КазМунайГаза», общая стоимость создания проекта ККСТ составляет три миллиарда долларов, причем за счет внешних заимствований. Осуществление проекта все еще находится на ранней стадии, и многие сомневаются, что он будет запущен в соответствии с планом к 2014 году.

«Ахиллесовы пяты» экспорта

Сейчас нефти у Казахстана на новые проекты не хватает, не появится она и через пять лет. Последние результаты буровых работ на казахстанском шельфе пока Астану не порадовали. Таким образом, вопрос актуальности строительства всех этих маршрутов упирается в срок начала промышленной добычи нефти на Кашагане. Но газа там может оказаться больше ожидаемого: из пяти открытых месторождений проекта Актоты и Юго-Западный Кашаган оказались конденсатными, а не нефтяными.

Поставщики системы Казахстан — Китай могут столкнуться с рядом проблем. Среди них привязка к одному покупателю — Китаю (в котором началось замедление темпов роста экономики, а значит, возможно и падение спроса на нефть) и сильная зависимость заполнения трубы от поставок нефти из России.

Мировой экономический кризис резко ограничил внешние и внутренние источники финансирования новых проектов по развитию инфраструктуры. Приоритетной задачей нефтегазового комплекса Казахстана должно стать не создание разветвленной системы экспортных трубопроводов, а модернизация существующих НПЗ и строительство нефтехимических предприятий с целью замещения экспорта углеводородного сырья высококачественными продуктами его глубокой переработки.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее