Ликвидация неизбежного

За последнее время акимат Алматы заявил сразу о нескольких инициативах в транспортной сфере: строительство муниципальных автопарков, выделение спецполос для общественного транспорта, а также строительство новых линий метро.По словам представителей местных властей, все это призвано снизить количество пробок, а также улучшить экологическое положение в городе. Нововведений обещано много, но некоторые из них оцениваются специалистами скептически

Ликвидация неизбежного

Пока алматинский акимат в решении транспортной проблемы отметился строительством 16-ти развязок и Восточной объездной дороги, устройством паркингов, а также вводом в действие первой линии Алматинского метрополитена.

Среди будущих проектов, направленных на решение транспортной проблемы - выделение специальных полос для автобусов, строительство линий легкого рельсового транспорта. Заявлено также о создании еще одного автопарка, который будет стимулировать частников к использованию экотранспорта. “Я думаю, частные автопарки начнут еще быстрее работать, переводить свой автотранспорт на газ”, - пояснил инициативу градоначальник.

Однако экспертов беспокоит стихийность действий акимата, нацеленных на борьбу с пробками, так как в результате появляются новые сложности, непредвиденные властями города.

Так, например, в интервью интернет-газете Zonakz еще в сентябре прошлого года Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза, отметил, что построенные в центре города развязки - такие, как на Саина-Шаляпина и Саина-Джандосова, частично помогают разгрузить определенный район и пробки “рассасываются”. Тем не менее “потом, как компенсация быстрого движения, все это куда-нибудь упирается”, - заметил г-н Эдоков.

Кроме того, экологическое состояние города оставляет желать лучшего. По данным доклада КИСИ “Транспорт в Казахстане: современная ситуация, проблемы и перспективы развития”, Казахстан входит в лидирующую тройку среди стран СНГ по выбросам вредных веществ в атмосферу. При этом, “доля автотранспорта в загрязнении воздушного бассейна всей страны составляет 60%, в Алматы – 90%”.

“Зеленый” занавес

В январе администрация южной столицы сообщила об еще одной инициативе: ограничении въезда иногороднего транспорта в центр Алматы. Теперь, чтобы попасть в город, нужно будет через экологические посты пройти проверку на токсичность. В связи с этим гостям города предложили пересесть со своих автомобилей на общественный транспорт. Для этого власти обещают построить четыре новых автопарка на въезде в город, для которых будет приобретено 400 муниципальных автобусов, работающих на газе.

Эксперты и специалисты, работающие в транспортной и экологической сферах, неоднозначно относятся к подобным методам в решении транспортной проблемы.

Как рассказал “Эксперту Казахстан” глава Союза водителей транспортных средств РК Булат Уражанов, инициатива акимата может положительно повлиять на ситуацию с пробками, так как город перегружен. Он уверен, что большинство ДТП в городе происходят по вине таксистов, приезжающих из других регионов страны. Количество автонарушителей может уменьшиться благодаря намеченным городской администрацией мерам, заявляет специалист.

Андрей Лаврентьев, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), также благосклонно относится к последним действиям акимата в борьбе с пробками. Он отмечает, что подобные меры уже доказали свою эффективность в Японии, Великобритании и многих других развитых странах, прецеденты есть, и алматинским властям нужно просто перенять мировой опыт.

По поводу ограничения доступа иногороднего автотранспорта специалист также высказывается положительно, потому что фильтрация потока неэкологичных машин на въезде в Алматы, является подготовкой к переходу на Евро-3. “Все должны понимать, что это необходимая мера”, - утверждает г-н Лаврентьев.

Более скептически настроен Алмаз Ахметов, эксперт “Программы изменения климата и устойчивой энергетики” Регионального экологического центра Центральной Азии. Он считает, что “карательные” меры - такие, как запрет на въезд неэкологичного транспорта, не можут служить панацеей. Напротив: это может служить только еще одной возможностью для коррупционной деятельности.

Не ускользнули от внимания экспертов и некоторые противоречия “антитоксичного” нововведения. Г-н Уражанов замечает, что есть некоторые вопросы в плане равных прав автомобилистов, так как в подобном случае приоритет отдается интересам алматинцев за счет иногородних жителей, у которых права на въезд ограничиваются.

Наряду с г-ном Уражановым эксперт из экологического центра Ахметов обращает внимание на неправомерность такого нововведения. “Что делать с токсичным автотранспортом, уже зарегистрированным в Алматы? Депортировать? Арестовывать?”, - задается вопросом специалист.

Транспортная проблема в самом крупном мегаполисе страны остается одним из самых обсуждаемых вопросов, а реформы местных властей вызывают неоднозначные мнения специалистов. Тем не менее, в условиях постоянно растущего населения и количества автотранспорта в Алматы многочисленные инициативы акимата подтверждают то, что нужны быстрые и эффективные меры.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?