«Художник должен быть голодным»

Соучредитель группы компаний DASM Антон Буравлев считает, что кризис даст толчок к росту и развитию креатива на рынке.

«Художник должен быть голодным»

– Как именно сказался кризис на деятельности рекламных агентств?

– Рынок сократился, и на этом рынке стало сложнее работать и зарабатывать. Когда случается кризис и денег становится меньше, то очень большую роль играет лояльность к тому или иному бренду. Если в благополучное время вы относитесь нормально к двум-трем маркам, то с наступлением кризиса вы будете отдавать предпочтение только одному – так называемому top of mind. Все остальные бренды сразу же начинают проседать. Поэтому при подготовке к кризису рекламодателям было важно создать позитивный образ бренда.

Как ни странно, рекламодателю сейчас нужно рекламироваться и за время кризиса даже расширить свою долю. Плоды этих рекламных инвестиций он пожнет через два-три года, когда его конкуренты, которые не рекламировались, совсем выпадут из рынка.

– Поможет ли кризис повысить профессионализм сотрудников рекламных агентств?

– Конечно. Все критические и экстремальные условия всегда заставляют людей проявлять их скрытые качества. Этот кризис, безусловно, с одной стороны, сдует какую-то пену с рынка. С другой стороны, очень многие люди, которые не могли раскрыться или проявить себя, поскольку это было не нужно, теперь получат хороший шанс это сделать.

Кроме того, сейчас есть хорошая возможность приглашать сотрудников из России и Украины. По деньгам мы можем конкурировать с работодателями из этих стран, где рекламный рынок развит лучше, чем в Казахстане.

– Каковы ваши основные трудности в кризис как группы рекламных агентств?

– Их три. Первая – тендерные и баинговые сессии, которые проходили в конце предыдущего года, сейчас они растянулись до мая текущего, что не позволяет планировать бюджет рекламным агентствам и средствам массовой информации. Вторая – это трудозатраты. Теперь резко повышены требования рекламодателей: на те же самые, а порой и сниженные агентские комиссии, приходится инвестировать больше ресурсов – человеческих, денежных и информационных. Снижается и очень резко обрушается норма прибыли для агентства. Третья – это платежи уже согласованных объемов работ. Часто происходят проблемы с платежами от рекламодателей. Все затягивается и приводит к нежелательным проблемам.

– В чем заключается оптимизация процессов в эпоху кризиса?

– Бывает, что многие функции дублируются несколькими сотрудниками, что есть люди, которые загружены на 30 или 20%, или есть люди, которые переоценены на рынке. В период бурного развития какие-то топовые позиции были высоко ликвидными, и человек быстро мог найти работу за аналогичные деньги в аналогичной компании, поэтому эти позиции достаточно сильно переоценены на рынке. В период кризиса происходит отрезвление и у сотрудников, и у работодателей, потому что за такую работу столько платить нельзя. Не приносит эта деятельность такой нормы прибыли, такой добавочной стоимости. Работодатель не то что не хочет столько платить, он просто физически не может этого сделать, и он вынужден договариваться с сотрудником, а сотрудник понимает, что он уже не такой ликвидный на рынке. Происходит оптимизация процессов.

Когда было много денег на рынке, было и много работы, сейчас наша группа компаний занята процессом оптимизации и реструктуризации. Сейчас один из вариантов как выжить – это заняться тем, что происходит внутри.

– Какова рентабельность рекламного агентства?

– Невелика. Это вопрос закрытый, у каждого агентства она своя. Но я хочу сказать, что при снижении рынка на 30% маржинальность бизнеса снижается процентов на 80, потому что постоянные затраты сохраняются. Сейчас весь рекламный бизнес работает на грани рентабельности, когда основная задача не столько выстроить прибыль, сколько пройти по рентабельности.

– Что важнее для работника в креативном бизнесе – опыт, образование, личностные навыки?

– Важен профессионализм. Мы очень много встречаем талантливых ребят, которые приходят устраиваться к нам на работу, но они не имеют опыта и не понимают, как это делается. Если человек талантлив, он может придумать суперидею и хорошо ее продать, но профессионализм заключается в том, чтобы рождать эти идеи регулярно. Реклама – это своеобразное искусство, это конвейер. И задача этого конвейера – не создавать продукт, которым будут восхищаться веками, а создавать продукт, который будет продаваться здесь и сегодня. В рекламе, как в бизнесе, основным мерилом успеха является коммерческий успех. Поэтому здесь нельзя говорить о творчестве в чистом виде.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?