Покупатель у запертых ворот

Намерение российско-канадского консорциума приобрести часть акций совместного предприятия GM Uzbekistan было демонстративно проигнорировано узбекской стороной

Покупатель у запертых ворот

В начале июня глава Сбербанка России Герман Греф заявил, что российский банк, входящий в консорциум с канадским производителем автозапчастей Magna International, может выкупить 25-процентную долю обанкротившегося американского автогиганта General Motors в совместном предприятии GM Uzbekistan. Неудивительно – ведь аналитики полагают, что GM без сожаления расстанется со своими евразийскими активами для того, чтобы сосредоточиться на китайском рынке, где продажи автомобилей растут, несмотря на кризис. Но вот захочет ли главный акционер СП – правительство Узбекистана – допустить на завод россиян – большой вопрос.

Такая корова нужна самому

Узбекский автозавод – достаточно привлекательный для поглощения актив. Президент Узбекистана освободил GM Uzbekistan до 2013 года от уплаты всех налогов, а также таможенных платежей при импорте комплектующих и технологий, а предприятия-производители комплектующих – от уплаты НДС и налога на прибыль. Завод выпускает модернизированную Nexia, а также методом крупноузловой сборки Chevrolet Captiva и Epica. В прошлом году компания выпустила 195 тыс. автомобилей (на 13,5% выше, чем в 2007-м), а к 2010 году на заводе, выпускающем Daewoo Nexia и Matiz, планируют наладить производство Chevrolet Lacetti (30 тыс. автомобилей в год), вложив 47,7 млн долларов.

С таким предприятием GM и сам не горит желанием расставаться. В рамках реструктуризации американского автогиганта концерн будет разделен на две компании. В первую войдут наиболее убыточные подразделения GM, во вторую – наиболее прибыльные. GM Uzbekistan, где сегодня собираются помимо Daewoo и Chevrolet, попадает в категорию хороших активов. По словам директора по коммуникациям GM Central and Eastern Europe Марка Кемпе: «В настоящий момент мы находимся в процессе перестройки производства на выпуск еще большего количества Chevrolet на заводе GM Uzbekistan. В отношении будущего нашего совместного предприятия с узбекскими партнерами нет никаких сомнений».

Официальные узбекские лица в один голос утверждают, что даже если GM и продаст свой пакет акций, это никак не отразится на планах компании. Более того, не исключено, что правительство республики решит само выкупить пакет. Ведь развитие национального автопрома стало в Узбекистане фактически нацпроектом. В стране реализуется целевая Программа локализации и импортозамещения производства легковых автомобилей. На месте организовано производство кузовных частей автомобилей, бамперов, внутренней обшивки салона, сидений, инструментальной панели, жгутов и проводов, топливных баков, колес, каталитических нейтрализаторов и аккумуляторных батарей.

Активно привлекаются в страну зарубежные производители запчастей. Южнокорейская фирма ERAE CS Ltd планирует во второй половине 2009 года запустить в Узбекистане два производства – выпуск автомобильных проводов мощностью 130 тыс. км в год и стоимостью 13 млн долларов, а также генераторов методом механообработки мощностью 360 тыс. автокомплектов и стоимостью 19 млн долларов. «Основная часть продукции будет направляться на GM Uzbekistan в рамках программы локализации», – подчеркнул аналитик AFS-Research Вячеслав Лучкин.

Индийская компания Ashok Minda намерена в этом году построить в Узбекистане завод по производству переключателей, панелей приборов и замков для легковых автомобилей мощностью 250 тыс. автокомплектов в год. Стоимость проекта – 25 млн долларов. Наконец, GM Powertrain Uzbekistan начал строительство завода по выпуску силовых агрегатов, который планируется запустить в конце марта 2011 года. Стоимость этого проекта превышает 0,5 млрд долларов.

Внутренний спрос

Правда, у россиян остается рычаг для давления на Ташкент. Около 60% всего производства GM Uzbekistan идет на экспорт, главным образом в Россию. Перекрыв асакскому заводу экспортный канал, Москва могла бы попробовать сделать правительство Узбекистана сговорчивее. Но узбекская сторона уже вносит коррективы в сбытовую политику СП, переориентируясь на внутренний рынок. Официальные дилеры GM Uzbekistan по ремонту и сервисному обслуживанию автомобилей освобождены сроком на пять лет от НДС.

Продажа собственных автомобилей в Узбекистане до последнего времени была ограничена из-за большого объема экспортных поставок. Стоимость седана Nexia официально составляла 11 тыс. долларов, но ждать его приходилось до полугода. Аналогичная машина на авторынке стоила уже от 18 до 20 тыс. Сегодня новый автомобиль Nexia можно получить уже через неделю после размещения заявки, и стоить он будет от 10 до 11 тыс. долларов.

Хотя производство на GM UZbekistan в январе и феврале этого года упало – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14%, прогноз для индустрии в целом благоприятен. «Сегодня на всех автопредприятиях в мире наблюдается в той или иной степени падение производства и экспорта... Но, заглядывая на пять лет вперед, мы, безусловно, оптимистичны относительно нашего бизнеса в Узбекистане», – считает Марк Кемпе.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?