Процентом меньше

«КазТрансОйл» снизил транспортировку нефти по системе магистральных нефтепроводов на 1%. Это в первую очередь связано со снижением уровня добычи нефти в РК приблизительно на такой же уровень

Процентом меньше

АО «КазТрансОйл» (КТО), недавно принявшее участие в “народном IPO”, подвело итоги производственной деятельности за 2012 год. По плану на 2012 год компания должна была транспортировать 51,6 млн тонн, но превысила его на 4%, и общий объем транспортировки достиг 53,5 млн тонн. Однако этот показатель на 1% ниже достигнутого годом раньше (54 млн тонн). Правда, эти цифры компания предоставляет без учета результатов дочерних и совместно контролируемых организаций.

Грузооборот по системе магистральных нефтепроводов «КазТрансОйла» составил 34,5 млрд тоннокилометров; компания превысила план на 2%, но опять-таки это на 3% ниже показателей 2011 года. Объем подачи волжской воды потребителям Атырауской и Мангистауской областей по водоводу Астрахань - Мангышлак составил 22,8 млн кубометров. 

Одной из причин спада производственных показателей КТО является снижение добычи нефти в РК. По данным АО «Информационно-аналитический центр нефти и газа», объем добычи нефти и газового конденсата в РК в прошлом году уменьшился по сравнению с 2011 годом на 1,1%. Поставки нефти для переработки на НПЗ составили чуть менее 14 млн тонн, что на 6% выше показателей 2011 года.

Другая причина - сокращение поставок российской нефти, которое произошло в начале этого года. К примеру, общий объем транспортировки российской нефти по трубопроводу «Омск - Павлодар» за прошлый год снизился до 6 млн тонн, это на 8% ниже показателей 2011 года. Не производились и транзитные поставки российской нефти в Китай по этому нефтепроводу.

В результате КТО показал сокращение чистой прибыли к прошлогоднему показателю на 16%, хотя на 46% выше заявленного плана на 2012 год - 24,8 млрд тенге. Доход компании от основной деятельности увеличился на процент, достигнув почти 124 млрд тенге.  

"<span>Необходимо отметить, что с 1 декабря 2012 года тарифы на услугу по перекачке нефти по системе магистральных трубопроводов АО «КазТрансОйл» были повышены: для экспорта – с 3 331 до 4 732,6 тенге за одну тонну на 1000 км (без НДС), для поставок на внутренний рынок – с 1 303 до 1 954,5 тенге за одну тонну на 1000 км (без НДС)", - указывают в компании. </span>Независимый аналитик Олжас Байдильдинов считает, что именно повышение тарифа сгладило негативные производственные показатели КТО.

Если говорить о финансовых и производственных перспективах КТО, по мнению г-на Байдильдинова, они достаточно туманны. "Кашаган до сих пор не заработал, на крупных месторождениях добыча почти на прежнем уровне, рост транзита в Китай тоже под вопросом. Одним увеличением тарифов здесь «не отыграться». При этом чистая прибыль, из которой определяется величина дивидендов, снизилась. Вероятнее всего, в ближайшее время мы увидим снижение интереса к бумагам этой компании", - прогнозирует он. Также собеседник "Эксперта Казахстан" отмечает, что в мировой практике снижение чистого дохода в процентом соотношение большем, чем снижение дохода от реализации свидетельствует о неэффективном управлении расходами.

Напомним, что КТО, входящий в состав НК «КазМунайГаз», является главным оператором транспортировки казахстанской нефти по системе магистральных нефтепроводов. Он же обеспечивает перекачку воды на Мангышлак. Общая протяженность используемых для этого трубопроводов - около 8 тыс. километров. В настоящее время компания осуществляет транспортировку около 60% всей добываемой в Казахстане нефти.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики