В очередь за небом

Выход новых игроков на рынок региональных авиаперевозок сделает его более конкурентным и может привести к снижению цен на авиабилеты

В очередь за небом

АО «Авиакомпания “Евро-Азия Эйр”», принадлежащая НК «КазМунайГаз», заявила о намерении выйти на региональный рынок авиаперевозок. Как сообщили представители авиакомпании во время недавней встречи с министром транспорта и коммуникаций РК Абельгази Кусаиновым, они уже заручились предварительной поддержкой со стороны АО «Международный аэропорт “Астана”» – не случайно во встрече принял участие вице-президент по экономике и финансам аэропорта Даулет Мамеков, который вместе с первым вице-президентом «Евро-Азия Эйр» Талгатом Жолдыбаевым проинформировал министра о состоянии и перспективах развития перевозчика. В ответ г-н Кусаинов, в целом поддержав концепцию, поручил председателю Комитета гражданской авиации (КГА) Радильбеку Адимолде изучить планы авиаперевозчика.

Вероятно, в ближайшее время стоит ждать выхода в сегмент региональных авиаперевозок и других игроков – они сделают рынок более конкурентным.

Гандикап перевозчика

Пока «Евро-Азия Эйр» объявила о планах работы на направлениях Алматы – Костанай, Алматы – Семей, Алматы – Кызылорда и других, в перспективе по чартерным программам компания будет летать в ближнее зарубежье. Начать рейсы перевозчик планирует уже в конце сентября. Правда, слоты авиаперевозчик еще не получил. В сентябре Минтранскомом будет проведен тендер по распределению регулярных маршрутов, в котором компания собирается выиграть заявленные маршруты. Отметим, что «Евро-Азия Эйр» выходит на маршруты, где до сих пор эксплуатируются АН-24 и Як-40, при этом компания собирается поставить на рейсы самолеты западного производства.

Контракт на два реактивных самолета Bombardier CRJ-700-900 (70 пассажиров, дальность – до 3,6 тыс. км). Он получит их уже в сентябре. При этом самолеты «Евро-Азия Эйр» будет брать в финансовый лизинг – по окончании срока лизингового соглашения самолет перейдет в собственность авиакомпании. «Компания сознательно избегает схемы операционного лизинга, которая вынуждает авиакомпании существенно уплотнять график полетов, – поясняет г-н Жолдыбаев. – Далеко не всегда плотный график способствует качеству и безопасности полетов: и это еще очень мягко сказано. С другой стороны, финансовый лизинг позволит нам приобрести самолеты в собственность».

По словам г-на Жолдыбаева, на первоначальном этапе к финансированию программы закупа новых машин привлекут банки, лизинговые компании, причем основную часть инвестиционных средств составят оборотные средства и доходы компании. Сегодня в «Евро-Азия Эйр» не готовы говорить о суммарных объемах инвестиций и долях, которые займут собственные и привлеченные средства. «Каждый закупаемый нами новый самолет, – уточняет г-н Жолдыбаев, – будет стоить в пределах 25–28 миллионов долларов».

Много званых

Новая техника должна позволить перевозчику установить выгодные цены и сократить время полетов. Закупаемые реактивные Bombardier обладают крейсерской скоростью 850 км/ч. К примеру, перелет из Алматы в Костанай сейчас на АН-24, летающем со скоростью 490 км/ч, занимает почти четыре часа, тогда как на новых самолетах время перелета сократится до двух часов.

При этом Bombardier потребляют больше топлива, чем АН-24. Но на канадских самолетах выигрыш достигается за счет оптимизации расходов на оплату экипажа. Так, на АН-24 летают три пилота и один бортпроводник, на Bombardier – два пилота и два бортпроводника. По данным г-на Жолдыбаева, компания за счет оптимизации пилотного состава получит полуторакратную экономию на персонале.

Опрошенные нами участники рынка не исключают, что за «Евро-Азия Эйр» последуют и другие игроки. Интерес к региональным авиаперевозкам растет: Air Astana объявляла, что намерена расширить свое присутствие в этом сегменте. Примеру «Евро-Азия Эйр» могут последовать небольшие компании – например Berkut Air, Elite Air, AiAircompany MEGA, AtAtyrau Aue Zholy, KaKazair West и другие. Пока они не объявляли о таких намерениях, но, учитывая, что большинство из них сейчас занимается перевозками по чартерным программам, которые в условиях кризиса становятся все менее востребованными, в ближайшие годы можно ожидать передела рынка региональных авиаперевозок.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики