В очередь за небом

Выход новых игроков на рынок региональных авиаперевозок сделает его более конкурентным и может привести к снижению цен на авиабилеты

В очередь за небом

АО «Авиакомпания “Евро-Азия Эйр”», принадлежащая НК «КазМунайГаз», заявила о намерении выйти на региональный рынок авиаперевозок. Как сообщили представители авиакомпании во время недавней встречи с министром транспорта и коммуникаций РК Абельгази Кусаиновым, они уже заручились предварительной поддержкой со стороны АО «Международный аэропорт “Астана”» – не случайно во встрече принял участие вице-президент по экономике и финансам аэропорта Даулет Мамеков, который вместе с первым вице-президентом «Евро-Азия Эйр» Талгатом Жолдыбаевым проинформировал министра о состоянии и перспективах развития перевозчика. В ответ г-н Кусаинов, в целом поддержав концепцию, поручил председателю Комитета гражданской авиации (КГА) Радильбеку Адимолде изучить планы авиаперевозчика.

Вероятно, в ближайшее время стоит ждать выхода в сегмент региональных авиаперевозок и других игроков – они сделают рынок более конкурентным.

Гандикап перевозчика

Пока «Евро-Азия Эйр» объявила о планах работы на направлениях Алматы – Костанай, Алматы – Семей, Алматы – Кызылорда и других, в перспективе по чартерным программам компания будет летать в ближнее зарубежье. Начать рейсы перевозчик планирует уже в конце сентября. Правда, слоты авиаперевозчик еще не получил. В сентябре Минтранскомом будет проведен тендер по распределению регулярных маршрутов, в котором компания собирается выиграть заявленные маршруты. Отметим, что «Евро-Азия Эйр» выходит на маршруты, где до сих пор эксплуатируются АН-24 и Як-40, при этом компания собирается поставить на рейсы самолеты западного производства.

Контракт на два реактивных самолета Bombardier CRJ-700-900 (70 пассажиров, дальность – до 3,6 тыс. км). Он получит их уже в сентябре. При этом самолеты «Евро-Азия Эйр» будет брать в финансовый лизинг – по окончании срока лизингового соглашения самолет перейдет в собственность авиакомпании. «Компания сознательно избегает схемы операционного лизинга, которая вынуждает авиакомпании существенно уплотнять график полетов, – поясняет г-н Жолдыбаев. – Далеко не всегда плотный график способствует качеству и безопасности полетов: и это еще очень мягко сказано. С другой стороны, финансовый лизинг позволит нам приобрести самолеты в собственность».

По словам г-на Жолдыбаева, на первоначальном этапе к финансированию программы закупа новых машин привлекут банки, лизинговые компании, причем основную часть инвестиционных средств составят оборотные средства и доходы компании. Сегодня в «Евро-Азия Эйр» не готовы говорить о суммарных объемах инвестиций и долях, которые займут собственные и привлеченные средства. «Каждый закупаемый нами новый самолет, – уточняет г-н Жолдыбаев, – будет стоить в пределах 25–28 миллионов долларов».

Много званых

Новая техника должна позволить перевозчику установить выгодные цены и сократить время полетов. Закупаемые реактивные Bombardier обладают крейсерской скоростью 850 км/ч. К примеру, перелет из Алматы в Костанай сейчас на АН-24, летающем со скоростью 490 км/ч, занимает почти четыре часа, тогда как на новых самолетах время перелета сократится до двух часов.

При этом Bombardier потребляют больше топлива, чем АН-24. Но на канадских самолетах выигрыш достигается за счет оптимизации расходов на оплату экипажа. Так, на АН-24 летают три пилота и один бортпроводник, на Bombardier – два пилота и два бортпроводника. По данным г-на Жолдыбаева, компания за счет оптимизации пилотного состава получит полуторакратную экономию на персонале.

Опрошенные нами участники рынка не исключают, что за «Евро-Азия Эйр» последуют и другие игроки. Интерес к региональным авиаперевозкам растет: Air Astana объявляла, что намерена расширить свое присутствие в этом сегменте. Примеру «Евро-Азия Эйр» могут последовать небольшие компании – например Berkut Air, Elite Air, AiAircompany MEGA, AtAtyrau Aue Zholy, KaKazair West и другие. Пока они не объявляли о таких намерениях, но, учитывая, что большинство из них сейчас занимается перевозками по чартерным программам, которые в условиях кризиса становятся все менее востребованными, в ближайшие годы можно ожидать передела рынка региональных авиаперевозок.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее