Веломарш к общей цели

Активная гражданская позиция позволяет инициативным группам добиться от властей принятия необходимых решений – это на своем опыте доказали алматинские велосипедисты

Веломарш к общей цели

Утром первого воскресенья июня проспект Абая – одна из самых оживленных трасс Алматы – была запружена велосипедистами. В основном молодежь, среди которой мелькали и дети, и представители старшего возраста, накручивая педали и оживленно галдя, ехали по проезжей части. Зрелище редкое в казахстанских городах – но на сей раз, по согласованию с акиматом, дорогу отдали любителям двухколесного транспорта – ведь алматинские байкеры провели «Веломарш». Первое подобное мероприятие, прошедшее в 2007 году, собрало около 30 человек. В нынешнем приняло участие около пяти сотен любителей активного отдыха. Нынешний марш запомнится им не только массовостью, но и тем, что на нем городские власти объявили, что в городе появится первая велодорожка. Мы, байкеры, добивались этого несколько лет.

Тоже люди

Пожалуй, главная проблема, с которой сталкиваются казахстанские велосипедисты – недружелюбное отношение со стороны водителей. Важную роль здесь играет менталитет: чем меньше транспортное средство в размерах, тем меньше его хозяина уважают на дороге. Многие водители вообще приравнивают «двухколесников» к пешеходам и требуют ездить по тротуарам. Что, кстати, прямо противоречит Правилам дорожного движения (ПДД).

Велосипедисты в лице общественного объединения «Вело-Алматы» пытается исправить ситуацию, ведя активную информационную кампанию. Например с помощью недавно изданного тиражом 15 тыс. экземпляров яркого информационного буклета. В нем рассказывается о наиболее часто встречающихся типах дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием велосипедистов, даются схемы ДТП, приводятся необходимые сведения из ПДД. Отдельным списком размещены телефоны медицинских учреждений, экстренных служб. За основу дизайна буклета взята листовка санкт-петербургского клуба «Вело-Питер» (с разрешения последнего).

Для многих водителей информация, содержащаяся в буклете, оказывается полным сюрпризом – мало кто помнит, что велосипедисты – равноправные участники дорожного движения, и тоже пользуются определенными правами. Особую актуальность листовке придает отсутствие велосипедных дорожек в городе: хочешь не хочешь, а приходится делить одну проезжую часть на всех.

А делить ее придется еще долго, так как развитую сеть велосипедных дорожек мы дождемся не скоро. Причин здесь много, и начать нужно, пожалуй, с менталитета – в том числе государственных мужей.

Дороги не для всех

[inc pk='1691' service='media']

Еще в советское время для Алма-Аты были разработаны проекты отдельных велосипедных магистралей. Но в период перестройки и всеобщей разрухи (особенно в научных институтах) уже полностью готовые проекты были утеряны, территории, выделявшиеся для такого благого дела, застроены.

С ростом популярности велосипедов как городского транспорта тема велодорожек вновь стала актуальной. Еще бы – по неофициальным оценкам, в Алматы живет около 10 тыс. активных велосипедистов. Но на все обращения нашей инициативной группы до недавних пор мы слышали лишь отказы. Начиная с «для парковки машин места нет, а вы с велодорожками тут!» до «по городу на велосипеде ездить – плохо для здоровья – выхлопы, пыль кругом, катайтесь за городом!». Причем доводы активистов о том, что как раз отсутствие велодорожек и ведет к обострению проблем с заторами на дорогах и росту количества выхлопов (ведь люди не пересаживаются с авто на велосипеды), во внимание практически не принимались.

Были просто курьезные моменты. Например, года полтора назад в ответ на наше письмо с просьбой рассказать, включены ли велосипедные дорожки в проекты реконструкции русел рек (еще недавно такое строительство активно велось), одно и то же управление природных ресурсов акимата одним письмом ответило положительно, другим – отрицательно. Вот и разберись тут!

Главным же аргументом для отказа было отсутствие денег. Нам говорили: «Что же вы до кризиса не пришли?», забывая, что активная работа по продвижению идеи строительства в Алматы велосипедной инфраструктуры началась еще до коллапса мировой финансовой системы (письмо с подписями более тысячи горожан было направлено в акимат еще осенью 2007 года!). Но и до кризиса денег для велосипедистов не нашлось. Зато нашлись на развязки – в среднем, по нашим данным, 60 млн долларов на каждую. На эти деньги можно было бы построить целую сеть велосипедных дорожек протяженностью около ста километров, пронизывающую город с севера на юг и с запада на восток. При этом все построенные развязки, во-первых, не предусматривают (а порой и категорически не позволяют из-за конструкции, обеспечивающей скоростное движение автотранспорта) движения по ним велосипедистов. Во-вторых, они буквально запирают (для велосипедистов) все основные магистрали города. И, в-третьих, что особенно печально, они заняли всю имевшуюся свободную площадь вокруг перекрестков. Теперь строительство изолированных велосипедных дорожек в узловых точках транспортных потоков города уже совершенно невозможно. А предложение обозначить велодорожки разделительными полосами на проезжей части на улицах вызывает резко отрицательную реакцию у всех заинтересованных ведомств. Нам говорят: «Вы же знаете наших водителей: езди потом – трупы собирай!».

Я знаю – трасса будет

И все же нам удалось добиться внимания к поднятой нами проблеме. Правда, для этого понадобилось выйти на уровень премьер-министра. После того как прошлой осенью представители «Вело-Алматы» обратились к главе кабмина Кариму Масимову через его блог, состоялась наша встреча с замминистра транспорта и коммуникаций Дулатом Кутербековым. Кроме того, в начале апреля активисты «Вело-Алматы» отправили открытое письмо акиму южной столицы Ахметжану Есимову, в котором попросили срочно принять меры по созданию условий для безопасного движения велосипедистов.

Несколько лет безостановочной активности дали положительный результат. Вскоре после встреч в министерстве стало известно, что акимат пошел навстречу велосипедистам. Предложение инициативной группы велосипедистов по разработке и строительству велодорожной инфраструктуры было «включено в план мероприятий Комплексной программы по снижению загрязнения окружающей среды города Алматы на 2009–2018 годы». Разработанную байкерами схему велосипедной инфраструктуры акимат пообещал включить в генплан города, а управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог уверило нас в официальном письме, что отныне во все проекты новых дорог и по возможности в проекты реконструкции существующих будет вноситься требование создания вдоль них велосипедных дорожек. А самый ощутимый результат – акимат пообещал построить первую в городе велодорожку протяженностью 4,5 км вдоль Малой Алматинки (по пешеходной зоне Терренкур). Кроме того, на финише «Веломарша» замначальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы Мурат Кесикбаев заверил велосипедистов, что в рамках программы обустройства временно незастроенных территорий (там, где строительство остановилось из-за кризиса) под велопарк будет выделен участок площадью 10 га в верхней части города.

Будьте настойчивы!

 

[inc pk='1692' service='media']

Какое будущее ждет велосипедный Алматы? К сожалению, не слишком радостное, даже несмотря на то что власти заняли конструктивную позицию. Дело в том, что при нынешней плотности транспортного потока городские власти отвергают (и, видимо, будут отвергать) предложения по созданию отдельных велотрасс, которые бы заняли всю проезжую часть. Поэтому велодорожки будут создаваться, скорее всего, на зеленых полосах (фактически между рядами деревьев) и в местах, где имеется неиспользуемое пространство в стороне от дороги. Таких улиц в центре города практически нет. Мы (по предложению акимата) нашли, где проложить первые 20 километров велодорожек направлением запад–восток: если все получится, дорожки пройдут вдоль основных магистралей города.

Теперь дело за городскими властями – найти деньги на проектирование и строительство, которое, очевидно, начнется не раньше 2010 года. Само проектирование, по заверениям проектных организаций, не занимает много времени. Гораздо больше уйдет на поиск денег и согласование («прохождение государственной экспертизы») проекта, а это может затянуться не на месяцы, на кварталы!

В любом случае – дело сдвинулось с мертвой точки. И заслуга в этом не только активистов инициативной группы, но и общества в целом. Оно на удивление заинтересованно откликается на информационную волну, запущенную «Вело-Алматы». Так, например, проведенный нами эксперимент, показавший, что велосипед в городе (даже стоящем на склоне гор, как Алматы) способен опередить другие виды транспорта, вызвал в СМИ просто шквал публикаций о проблемах велодвижения в Алматы. А после того как было опубликовано открытое письмо акиму города, мажилисмен Танирберген Бердонгаров заявил, что «хочет передать просьбу (в соответствующем депутатском запросе к премьер-министру Кариму Масимову. – «ЭК») молодежи, проживающей в Алматы, которая составляет одну треть всех жителей города, о возможности проведения ТЭО и расчетов на строительство дополнительных велосипедных дорожек и паркингов, в городе Алматы». Большой интерес вызвал июньский «Веломарш».

Есть у нас союзники и во власти. Так, заместитель акима Алматы Серик Сейдуманов, когда мы к нему пришли с просьбой организовать «Веломарш», предложил нам на выбор несколько улиц в центре города для организации на них временных велотрасс. Эти трассы будут перекрываться на несколько часов в воскресные дни, чтобы все алматинцы смогли безопасно кататься там и на велосипедах, и на роликах целыми семьями.

Эта ситуация наглядно отражает характер взаимоотношений власти и общества. Инициативные общественные группы могут добиться принятия решений, необходимых для реализации прав граждан – но для этого от них потребуется настойчивость, упорство, готовность дойти до самого верха властных структур. Только в этом случае можно рассчитывать на успех. Но это – действительно возможно.

Фото: Азиз Мамиров

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики