Народный ковер и хрущевские балконы

Народный ковер и хрущевские балконы

Как рассказала алматинская художница, участница туринской выставки Екатерина Никонорова, на создание проекта TURN:TURK ее вдохновил лист ватмана, который стоял все годы ее обучения в архитектурном институте за дверью и мог не падать годами, чего не скажешь о какой-нибудь пресловутой коробке. «Архитекторов издавна интересовала форма спирали в строительстве, более естественная и природная, чем параллелепипед. Характерный элемент тюркского орнамента — кос-муйыз — выступает основой оригинальной пространственной структуры. Сама по себе форма является настолько устойчивой и самоподдерживающей, что может обходиться без дополнительных швов, узлов, креплений. То есть такая спираль вполне может быть прототипом активно эксплуатируемой архитектуры в сейсмоопасных районах (что актуально для регионов Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана). Причем форма свернутого ковра прямо коррелируется со среднеазиатским контекстом. Ковры — неизменный атрибут традиционного жилища любого региона Центральной Азии.  В настоящее время архитекторами ведется активный поиск в направлении национализации архитектуры, регионального выразительного языка. Правительство выдвигает определенные требования к оформлению зданий и сооружений — все они должны иметь национально-исторические символы. Это влечет за собой повсеместное строительство зданий со стилизацией под средневековую мусульманскую архитектуру, цитирование ее элементов и форм. Предложенный проект можно рассматривать и с градостроительной точки зрения. Жилой микрорайон с коврами вместо домов на генплане очень сильно напоминает казахский ковер-текемет с национальным орнаментом», — пояснила она концепцию.

Вторая работа Кати называется Self soviet architecture («Самая советская архитектура»). Это фотографии балконов хрущевок, которые люди пытались как-то сами декорировать. Люди украшают фасад, который изначально был без какого-то декора. В западных городах, кажется, даже запрещено законом менять по своему произволу внешний облик зданий. По словам Кати, итальянских зрителей удивило такое лицо нашего города: «На мой взгляд, если здание выглядит бедно и его декор не предусмотрен, то люди, живущие в нем, могут декорировать его сами. Например, австрийский архитектор живописец Хундертвассер в одной из работ про окна пытался показать, что человек вправе менять пространство вокруг своего окна как хочет. Пусть себе рисует, то есть пусть индивидуализирует внешний вид своего жилища как может. В последнее время этого не происходит, новые дома строятся вроде как с дизайном, и ничего интересного в них нет. Частью проекта было придумать названия к этим фотографиям. Я пыталась представить, кто бы мог жить в квартирах с такими балконами. Артист театра оперы и балета, заведующая КСК или медсестра?».

Статьи по теме:
Люди и события

Дефиле к юбилею

В Алматы завершился двадцатый сезон Kazakhstan Fashion Week

Политика и экономика

В поиске стабильности

Канада заинтересована в еще более тесном сотрудничестве с Казахстаном, но на предсказуемых условиях

Спецвыпуск

Недра, о которых забыли

Еще не пройдя ценовой кризис, горнодобывающий сектор страны на полном ходу входит в ресурсный

Казахстан

Музыка нас связала

В казахстанский прокат вышла весенняя комедия «Оралман из Питера» — творческий кинодебют композитора Армана Дуйсенов и клипмейкера Алена Ниязбекова