Без шоу и пыли

Миланский мебельный салон доказал, что дизайнерские находки остаются востребованными в любые времена

Без шоу и пыли

Страх – именно с этим чувством дизайнеры, байеры и мебельщики ждали в этом году открытия Миланского мебельного салона Salone Internazionale del Mobile (I Saloni). За 48 лет своей истории салон приобрел статус крупнейшего события в мире дизайна мебели. В 2008 году, несмотря на экономический кризис, организаторам удалось выдержать взятый темп. Но что будет в 2009-м? Ограничится ли дело заменой шампанского на недорогое игристое вино (как предсказывал английский дизайнер Том Диксон) или все будет гораздо хуже: мебельщики привезут прошлогодние коллекции, а покупатели ограничатся знакомством с выставкой через Интернет?

Напряжение спало только в конце апреля, когда в Милане открылась выставка «500 лет эволюции итальянской мебели», предварявшая I Saloni. Судя по обилию представителей европейского бомонда, собравшихся в парадном зале миланского королевского дворца Palazzo Reale, стало ясно – невнимание публики салону не грозит.

На следующий день гигантская парковка перед Миланским выставочным центром «Ро» оказалась запружена малолитражками, на которых ездит вся Европа. Аншлаг был полный. Почти полтысячи компаний остались за бортом салона – им попросту не хватило места. Те же 2,7 тыс. участников, что сумели попасть на салон, и почти 300 тыс. посетителей из разных стран, кажется, не разочаровались ни в чем. Хватало и минимализма, который вполне смотрелся бы в IKEA, и роскоши – золота, кожи, хрусталя, и мебели high-tech. Не хватило лишь одной детали, весьма существенной для гостей из Казахстана. Но об этом позже.

Стиль – это сочетание

Первый день салона. Восемь тридцать утра. Мы с коллегами – казахстанскими журналистами выходим из вагона миланского метро прямо посреди огромного выставочного центра I Saloni, заставленного павильонами с мебелью. Никакого торжественного открытия, никакого шоу – все сразу включаются в работу. В очередях к рамкам контроля и столикам с регистрацией – самая разношерстная публика. Арабы в арафатках, китайцы и японцы в деловых костюмах, сикхи в тюрбанах. И, конечно, европейцы – в джинсах и футболках. Много пожилых дам – casual, без макияжа и с естественной сединой. Но все выглядят на удивление стильно. Иногда сочетания деталей одежды кажутся невероятными – прямо перед нами рамку проходит пожилая дама в деловом костюме и черных кроссовках со стразами Swarowski. «Это немыслимо, но… на ней смотрится органично!» – вырывается у моей спутницы. Вообще много дам в кроссовках. Если в первый день время от времени слышался цокот каблучков, то на второй день он практически исчез. Видимо, обойти на шпильках 220 тыс. квадратных метров салона просто невозможно.

[inc pk='1679' service='media']

Мебель в бутиках вокруг – под стать публике. Стулья плоские, выпуклые, выгнутые из множества тончайших трубок. Безыскусные деревенские кухни – и по соседству с ними футуристические диваны, словно взятые из декораций к фильму Star Trek. Стили чередуются, как в калейдоскопе: гламур, минимализм, техно, опять гламур. «Боже!» – опять восклицает моя спутница, показывая на черный, покрытый кожей столик в окружении таких же стульев. Кожаное покрытие стола снизу отвисло – и оттуда вываливаются длинные черные ленты, похожие на кишки. «C’est amusant!*» – мимо проносится давешняя дама в черных кроссовках.

Стресс удается снять в одном из соседних бутиков. Мы запросто скидываем обувь и забираемся с ногами на кресла. Кресла как кресла, но вот вокруг – ширма, будто сотканная из цветов сакуры.

Продавайте идеи

За пять дней, когда выставка открыта для прессы и специалистов, ознакомиться со всеми коллекциями невозможно. Чемоданы на колесиках, которые публика набивает проспектами, брошюрами, каталогами, распухают на глазах. И даже в шестой день, когда посмотреть мебель приходят более 30 тыс. миланцев, не удается осмотреть все.

Но в целом картинка складывается. Страхи, что производители привезут прошлогодние коллекции или сделают упор на политкорректные в эпоху кризиса бюджетные варианты, не сбылись. I Saloni осталась тем же праздником дизайна, что и всегда была.

Из достижений салона хотелось бы отметить линейку авангардных стульев от Филиппа Старка, розовые коллекции Карима Рашида. Хитом выставки, по единодушному мнению русскоязычных журналистов, стали работы Гаэтано Пеше – он продемонстрировал диваны, напоминающие горные хребты. Бренд Edra отметился разноцветными моделями из самых разных материалов: меха, кожи, драгоценных металлов. Алессандро Мендини постарался поразить публику линейкой «Магия цветов, волшебство материалов» с буйной расцветкой. А датчанин Эдвард Ван Влиет представил разработанные для компании Moroso наборы мягкой мебели Sushi Collection, напоминающие роллы и суши. Японский антураж дополнили рисунки рыб и цветов. Роскошно и практично.

[inc pk='1680' service='media']

Джорджио Армани обошелся без традиционной вечеринки по случаю презентации своей коллекции. Но совсем удержаться от роскоши не сумел – и показал публике стол, покрытый 24-каратным золотом. И даже готов был продать за 38 тыс. долларов. Купили или нет – неизвестно, но отказать себе в удовольствии потрогать золотой стол не смогли многие. И вообще на салоне можно было потрогать, пощупать, присесть (а то и прилечь) практически на всё. Привычных по эсэнговским мероприятиям выставочных девочек, твердящих зазубренные тексты и вежливо отгоняющих посетителей от образцов, не было и в помине – доброжелательные консультанты появлялись в поле зрения только тогда, когда были нужны. И, казалось, не было вопроса, на который они не смогли бы ответить.

Нашлось место и для классики. Причем классическую мебель – роскошную, тяжелую, с бархатом и позолотой – I Saloni представил едва ли не специально для дорогих гостей из стран СНГ и Персидского залива. Возле нее мы и встретили наших соотечественников. Многие приехали на миланский салон со своими байерами – последние внимательно выслушивали пожелания покупателей.

Во время встречи с руководством соорганизатора выставки, компанией Cosmit, мы не удержались от комплимента:

– Глядя на всю эту вселенную кресел и диванов, понимаешь, почему Италия была и остается экспортером мебели № 1 в мире.

– Вы не поняли сути! – не купился на лесть глава Cosmit Манлио Армеллини. – Италия экспортирует не мебель. Италия экспортирует стиль и дизайнерские идеи. Просто они воплощены в креслах и диванах.

Даже чаю не попьёте…

[inc pk='1681' service='media']

Конечно, не все компании порадовали творческими прорывами. Подчас завсегдатаи салона узнавали в выставленных образцах прошлогодние или даже позапрошлогодние образцы, хотя и в новой цветовой гамме. Но это нормально – великие идеи рождаются не каждый год. Зато I Saloni-2009 привлек внимание аудитории не только мебелью. Параллельно с салоном прошла выставка дизайна в освещении. По креативу она, пожалуй, не уступила мебельному салону. Посетители поневоле останавливались около причудливых фонтанов из электрического света, люстр из водопадов кристаллов, ниспадающих с потолка на пол, и люстр, распластавшихся под потолком, подобно гигантской плоской медузе. И здесь тоже не было отбоя от гостей. Плюс по всему Милану проходили показы мод, дизайнерских коллекций в самых разных областях искусства – всего, по подсчетам гида Interni, в дни салона прошло 380 ивентов.

Уставшая от впечатлений и ходьбы по мероприятиям публика, возвращавшаяся в салон, без сил плюхается прямо на газоны, разбитые в павильоне I Saloni. Или поглощает в несметных количествах терпкий кофе, а ближе к вечеру – шампанское. Несмотря на все опасения, оно никуда не исчезло.

Единственное, чего не было в меню – чая. Банального чая. В ответ на нашу просьбу налить чашечку бармены лишь разводят руками. В итоге некоторым казахстанским журналистам приходится приносить с собой пакетики из гостиницы и макать их в чашки с кипятком, объясняя иностранцам: «Понимаете… Мы из Казахстана… Мы без чая не можем».

Но, кажется, кроме нас, никто из трехсот тысяч посетителей выставки от отсутствия заварки не пострадал.

Фото предоставлены организаторами Миланского мебельного салона Salone Internazionale del Mobile (I Saloni)

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики