«Кризис нас не остановил»

Президент и главный исполнительный директор GE Transportation Лорензо Симонелли считает, что Казахстан и в эпоху кризиса не теряет своей инвестиционной привлекательности

«Кризис нас не остановил»

3 июля в Астане состоялось открытие завода по сборке локомотивов. Это первый завод в области локомотивостроения в Казахстане, в реализации которого участвует компания General Electric Transportation. С казахстанской стороны в софинансировании проекта участвует нацкомпания «Казахстан темир жолы» (КТЖ), а оператором проекта стало ТОО «Lokomotiv Leasing». Цена проекта – 141 млн долларов, срок окупаемости – девять лет. Американцы предоставили 15 млн долларов, остальные деньги изыскал КТЖ.

У астанинского завода пока нет названия – «дочка» КТЖ АО «Локомотив» (контролирующее ТОО «Lokomotiv Leasing») пока проводит конкурс на лучшее наименование. Но планы предприятия уже конкретизированы. На заводе будут выпускать локомотивы пятого поколения серии Evolution (стоимость одного локомотива оценивается примерно в 3,4 млн долларов), первый опытный экземпляр которого должен появиться уже в этом году. В следующем году планируется собрать 28 тепловозов. С учетом прироста производственных мощностей, к 2015 году мощность предприятия вырастет до 150 локомотивов в год.

Американцы не собираются ограничиваться казахстанским рынком. Наряду с обновлением локомотивного парка РК в перспективе завод станет сервисным центром для всего СНГ. Поэтому Казахстан стоит воспринимать как стартовую площадку General Electric Transportation для экспансии американских тепловозов на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья.

Подготовка к прыжку

Еще в 1995 году GE Transportation подписала с КТЖ первый контракт на модернизацию локомотивов советского образца. В общей сложности американцы модернизировали 254 казахстанских тепловоза. Это позволило продлить срок службы парка тепловозов не менее чем на 15 лет.

В начале 2000-х годов GE попыталась выйти на российский рынок (для этого американцы модернизировали российский локомотив и провели тестовые испытания), но столкнулась с противодействием со стороны РЖД. Это заставило GE сконцентрировать свое внимание на казахстанском рынке – и в 2006-м компания подписала контракт с КТЖ на поставку 310 новых локомотивов серии Evolution. В первой декаде мая текущего года КТЖ получила десятый и последний тепловоз, изготовленный в США. Оставшиеся 300 тепловозов привезут в страну до 2012 года в разобранном виде – их последующей сборкой займется новый завод. Это означает, что американцы предоставляют партнерам технологии по сборке тепловозов в Казахстане. Цена контракта превысила 650 млн долларов. При этом GE учла существенный нюанс подобного рода крупных сделок, предоставив КТЖ рассчитываться по контракту в рассрочку.

Примечательно то, что GE и КТЖ договорились скоординировать запуск завода в Астане и сервисное соглашение по обслуживанию локомотивов серии Evolution. Совместные инвестиции сторон в организацию производства составили около 160 млн долларов, причем 15 млн долларов – доля GE Transportation. Сервисный контракт на сумму 500 млн долларов рассчитан на 15 лет. Согласно условиям соглашения GE Transportation будет предоставлять услуги по обслуживанию и проведению капитального ремонта локомотивного парка GE, действующего на территории РК.

Кризис – не помеха, но…

Казахстан нуждается в модернизации и замене устаревших локомотивов. Большая часть тяговой силы произведена еще в СССР. В настоящее время износ локомотивного парка в республике превышает 70%. Председатель Национальной ассоциации международных экспедиторов Казахстана Нигматжан Исингарин оценивает потребность отечественной железнодорожной отрасли в локомотивах примерно в 400 единиц.

Так что после выполнения соглашения с GE по 310 локомотивам для полного счастья необходимо еще 50 локомотивов.

Американцам казахстанский рынок интересен. По мнению г-на Исингарина, не последнюю роль в приходе американского инвестора сыграла и емкость казахстанского железнодорожного рынка. Протяженность казахстанских железных дорог достигает 14 тыс. километров, а расположение населенных пунктов предполагает большой объем железнодорожных перевозок. Правда, эксперты осторожничают. По утверждениям представителей железнодорожных компаний, пока еще неизвестно, как американский локомотив поведет себя на наших дорогах. Считается, что Evolution тяжелы и будут оказывать разрушающее действие на наши дороги. Кроме того, возникают вопросы по обеспечению сервисного обслуживания тепловозов.

В самой компании считают, что эти упреки необоснованны. Вес локомотива – 138 тонн – вполне сопоставим с весом эксплуатируемых на наших дорогах тепловозов 2ТЭ10 и 2ТЭ10МК, хотя его мощность – 4400 лошадиных сил – чуть меньше мощности конкурентов (около 4500–4600 л.с.).

О перспективах продвижения продукции компании GE Transportation на казахстанском рынке и в странах СНГ и о перспективах астанинского предприятия нам рассказал глава компании GE Transportation Лорензо Симонелли.

Проба рынка

– Господин Симонелли, почему компания General Electric согласилась участвовать в создании предприятия по сборке локомотивов в Казахстане? Чем интересны компании казахстанский рынок и рынки соседних стран?

– Взаимоотношения GE и конкретно GE Transportation с Казахстаном начались в 1997 году с проекта по модернизации существующих тепловозов. Тогда свою роль сыграло и географическое местоположение Казахстана – между Россией и азиатскими странами. Кроме этого, изношенный локомотивный парк в Казахстане требовал скорейшего обновления.

Прошло время, изменилась ситуация, и к 2007 году GE расширила сферу сотрудничества. Было подписано новое соглашение. Этот шаг был продиктован тем, что у казахстанской стороны было огромное желание продвигаться вперед в области применения новых технологий, локализации различных производств. А компания General Electric является одним из крупнейших в мире обладателей самых современных технологий в целом ряде областей.

– Сказался ли экономический кризис на планах развития предприятия в Астане? Если да, то как именно были скорректированы планы?

– Кризис не остановил ни инвестиций в Казахстан, которые мы осуществляем, ни продвижения вперед по нашим проектам. Мы в компании GE считаем, что даже когда в экономике трудности, когда сложно, надо все равно думать о новых возможностях, о расширении объемов производства, о поиске новых решений. Поэтому мы продолжаем реализовывать проект по сборке в Казахстане локомотива – самого экономичного с точки зрения потребления топлива, самого дружелюбного к окружающей среде.

– На открытии завода президент Назарбаев отметил, что между General Electric и Казахстаном достигнута договоренность построить еще несколько заводов. О каких заводах идет речь?

– Как я уже упомянул, в 2007 году было подписано общее соглашение о сотрудничестве между всей компанией GE и Казахстаном. После этого целый ряд подразделений GE начал проработку вариантов возможного сотрудничества с представителями различных компаний, организаций, в том числе с фондом «Самрук-Казына». Наиболее вероятны совместные проекты в нефтегазовой, медицинской отрасли, а не только в железнодорожной сфере.

Большие амбиции

– Каковы перспективы работы предприятия после выполнения заказа НК «Казахстан темир жолы»? Может ли новое предприятие стать центром экспансии американских локомотивов на постсоветском пространстве?

– Проект <по сборке локомотивов> очень амбициозный. Как сегодня уже упоминалось, проектная мощность завода, после того как все заработает в полную силу, будет 150 тепловозов в год. Такие объемы позволят не только закрыть внутренние потребности Казахстана, но и дадут возможность экспортировать продукцию в другие страны СНГ.

– Однако локомотивы Evolution тяжелее, чем те, которые курсируют по дорогам СНГ сейчас. Потребителя могут останавливать лишние затраты на ремонт путей. Первоначально шла речь о снижении веса локомотивов. Что-то уже сделано?

– Если рассматривать массу нашего локомотива Evolution и сравнить ее с массой тех локомотивов, которые сейчас эксплуатируются на дорогах СНГ, то ничего неконкурентного об Evolution сказать нельзя. Если рассмотреть тяговую силу локомотива, его КПД, на экономичность обратить внимание, то один тепловоз Evolution выигрывает.

Возможно, такие разговоры идут потому, что не всем хочется видеть в этом регионе локомотивы Evolution.

– Например, «Трансмашхолдингу»?

– Без комментариев.

– До какой степени может быть локализовано производство? Когда заключалось соглашение по строительству этого завода, говорилось о локализации 8% с последующим доведением до 38%.

– При заключении соглашения, когда мы работали над целевыми показателями, то работали только с теми, которые считали реалистичными. Как вы видите, КТЖ проделана уже большая работа по этому проекту. Завод заработал, открылся, и мы активно работаем над тем, чтобы понять, что можно уже сейчас производить в Казахстане, что можно производить в скором будущем, чтобы в итоге выйти на те показатели по локализации, которые предусмотрены в нашем соглашении. Это хорошо для Казахстана, потому что приведет к созданию дополнительных рабочих мест и приобретению опыта по созданию некоторых узлов и агрегатов.

– А планируемая комплектация тепловоза – на казахстанской раме, с казахстанским кузовом, топливным баком – это скорая или далекая перспектива?

– Локализация – это перспектива ближайших лет. Мы уже общаемся с некоторыми местными компаниями – потенциальными поставщиками того или иного оборудования по производству отдельных комплектующих. У нас была возможность наработать связи с поставщиками – производителями оборудования в рамках первого проекта по модернизации. Какая-то база поставщиков уже есть, но мы продолжаем искать новых партнеров.

– GE подписала соглашение о том, что в течение 15 лет будет предоставлять сервисное сопровождение КТЖ. Займутся этим подразделения GE или сервисные подразделения будут привлекаться на аутсорсинге?

– Уже сейчас соглашением предусмотрено, что мы будем использовать мощности местного депо для технического обслуживания локомотивов здесь, в Казахстане.

– Правда ли, что у компании есть намерения на этом заводе осуществлять сборку маневровых тепловозов?

– Правдой является то, что мы сейчас рассматриваем различные возможности сотрудничества, которые будут включать и маневровые тепловозы. Их можно собирать на той же самой линии, на которой собираются и магистральные.

– Каков будет вклад GE в работу завода, помимо поставок машинокомплектов?

– Сотрудничество организовано таким образом, что GE поставляет комплект, в который входят такие агрегаты, как двигатель, а это высокотехнологичный продукт. Из этого комплекта с учетом местного содержания добавляются узлы, которые произведены здесь. В результате получается тепловоз.

Акционер на перспективу

– Почему General Electric не вошла в уставный капитал завода? Чем вызвана выжидательная позиция GE?

– Мы сейчас проводим активные переговоры с фондом «Самрук-Казына» и с КТЖ по поводу нашего участия и по поводу того, какая доля у нас будет в этом заводе. Мы с КТЖ – партнеры, и у нас обязательно будет определенная доля в уставном капитале. Нам надо согласовать конкретную цифру. Мы рассматриваем нашу долю в диапазоне от 15 до 20 процентов.

– На каких условиях General Electric предоставила казахстанской стороне свои технологии? Будет ли у казахстанской стороны право модифицировать тепловозы, собираемые на новом заводе?

– Есть определенная гибкость в области объемов выпускаемой продукции, а что касается самого тепловоза, то это один из самых совершенных тепловозов в мире, так что я не ожидаю, что будут внесены какие-то изменения в конструкцию. Естественно, нам надо будет пристально следить за обеспечением качества продукции.

– Известно, что машинокомплекты для сборки локомотивов будут производиться на одном из ваших заводов в американском городе Эри. Каковы будут логистические издержки, как они скажутся на цене машинокомплектов?

– Сейчас у меня этих цифр нет, но, учитывая рост локализации, то, что все больше агрегатов будет производиться здесь и меньше поставляться издалека, то можно сказать, что транспортная составляющая будет уменьшаться. Так что я не думаю, что расходы на транспортировку станут значительной частью общих затрат.

– Как компанией будет осуществляться обучение казахстанских кадров?

– У нас уже реализуется соответствующая программа. Ряд специалистов КТЖ, других представителей компаний, участвующих в проекте, выезжали на наше сборочное предприятие в Пенсильванию для обучения, дальше – планируется обучать сотрудников из Казахстана по соответствующим направлениям, квалификациям. Вы упомянули, что некоторые иностранные компании приходили в Казахстан, говорили о передаче технологий, о различных проектах, но часто ничего не получалось. Я думаю, что этот пример, который мы сейчас рассматриваем, это пример реального сотрудничества, реалистичного подхода. Мы, как я уже говорил, начали сотрудничество в 1997 году с модернизации существующих локомотивов, сейчас готовы собирать новые. Это пример реального сотрудничества, которое началось с общей концепции, и теперь мы видим его плоды.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики