Каждый четвертый

Редакционная статья

Каждый четвертый

Когда некоторые отечественные банки объявили, что не в состоянии вернуть зарубежные кредиты, банкиры и сочувствующие им СМИ заявили, что государство должно эти банки спасать, иначе кто же тогда будет кредитовать отечественную экономику?

Когда выяснилось, что многие студенты не смогут заплатить за свое обучение, то они и их родители, объединенные в Чрезвычайный комитет, заявили, что государство должно погасить их долги, иначе отчисленные молодые люди пополнят армию незанятого населения. А это чревато резким ростом преступности, проституции и административных правонарушений. О том, что студенты пойдут работать дворниками или официантами, речи не шло.

Так выяснилось, что банковская система таит в себе угрозу национальной экономике, а из студенческой среды выходят преступники и проститутки. Правительство не смогло отказать ни тем, ни другим.

Но подобно тому, как наши банки, получив прямую и косвенную поддержку государства, не спешат снижать ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса, так и студенты, для которых альтернативой учебе в вузе является лишь уход в криминал, вряд ли будут работать после получения диплома. Но если Агентство финансового надзора имеет специальные полномочия для регулирования численности потенциально опасных банков, то численность потенциально опасных студентов не контролирует никто.

По данным Агентства по статистике, в этом, точнее уже в прошлом учебном году в Казахстане было 633 тыс. студентов. Каждый четвертый казахстанец сегодня – студент. А в 2007/2008 учебном году их было даже 717 тыс.

Все аналитические справки последних лет говорят об одном и том же – рынок высшего образования перенасыщен. В прошлогоднем докладе Международного института современной политики о состоянии высшего образования в РК отмечается, что в мире в среднем на 320 тыс. человек приходится одно высшее учебное заведение. В нашей стране один вуз приходится на 84 тыс. По этому показателю мы намного обходим, например, Великобританию, где на 60,4 млн жителей всего-навсего 89 вузов. В чем мы отстаем, так это в государственных расходах на образование. Но даже если расходы будут увеличены, это будет означать не рост качества образования, а поддержку рынка торговли дипломами.

Обвинения вузов в низкой конкурентоспособности нелепы. Большинство из них частные, то есть коммерческие, следовательно, они просто субъекты рынка, рынка дипломов. Спрос на дипломы определяет их предложение. Профтехобразование нерентабельно, так как мало кто хочет платить за возможность получить диплом технического колледжа, не говоря уж про возможность работы электросварщиком или каменщиком. Государственная аттестация мало что даст в смысле улучшения качества образования, зато способна породить новый рынок – государственных аттестатов.

Число высших учебных заведений в стране сократилось со 181 в 2005/2006 году до 143 в 2008/2009 году, причем 18 вузов были закрыты в Алматы. Но южная столица по-прежнему остается столицей студенческой – здесь 48 вузов и 195 тыс. студентов. Это означает помимо прочего и то, что регионы находятся на голодном образовательном пайке.

Но каким бы сомнительным не было качество отечественного образования, кое-чему наши студенты, видимо, все же научатся. Те из них, кто смог добиться от государства оплаты их учебы (из бюджетных денег, то есть денег налогоплательщиков), завтра заставят нацкомпании расширять и без того чрезмерно раздутые штаты.

Трудно сказать, что упало ниже – качество высшего образования или его престиж. Наличие диплома не означает принадлежности к элите, поскольку не гарантирует даже элементарной грамотности. Необходимо вернуть высшему образованию его функцию формирования не только управленческой, но и интеллектуальной элиты. И если в условиях рынка нет другого способа ограничить число выдаваемых дипломов, кроме как повысив плату за обучение, надо повышать ее. Для небогатых, но умных открыты двери российских вузов. Для богатых открыты двери оксфордов и гарвардов. Но это не основание для того, чтобы превращать казахстанские вузы в отстойник для бедных троечников.