Тарковский в глянце и пакетик с чипсами

Отечественные художники время от времени радуют алматинскую публику то экспериментами с гламуром, то с товарами пищевой промышленности

Тарковский в глянце и пакетик с чипсами

Алматинские кофейни и ночные клубы все чаще предоставляют свои площадки для кино, выставок, встреч с авторами книг и других творческих акций. В четверг на прошлой неделе в клубной жизни Алматы произошло сразу два культурных события. Открытие персональной выставки фотографа Дениса Оболенского Like Tarkovsky put a spell в сопровождении музыкальной программы братьев-диджеев Бажановых в кофейне ДК Almaty и нойз-перформанс Александра Чикмакова и Катерины Никоноровой «Стрельба из лука по неподвижной мишени» в ночном клубе Da Freak. К сожалению, таких экспериментальных мероприятий в Алматы не так много, как хотелось бы. А круг людей прогрессивного искусства узок и далек от народа.

Гламурный эксперимент

Как оказалось, знаменитый режиссер к выставке Дениса Оболенского отношения не имеет. Как пояснил сам фотограф, название выставки появилось из-за того, что обстановка, в которой происходила съемка Ромы и Кости Бажановых, ставших моделями, вызвала у них ассоциации с картинами Тарковского. Учитывая то, что диджеи позировали в подвале в окружении труб, а с потолка капала вода, то, видимо, речь идет о фильме «Сталкер».

Стиль Дениса кажется более близким к эстетике гламура, культуре общества потребления. Хотя сам автор фотографий с этой точкой зрения не согласен: «Смотря что подразумевать под гламуром. Это слово сильно избили. В моем понимании это fashion, репортажная съемка, фотосессия для журнала мод. Может быть, гламур – это VIP, но я не ставлю перед собой такой цели, даже если снимаю для журнала, не так чтобы модель смотрелась со всех сторон <как> облизанная. Я надеюсь, что делаю нестандартные креативные работы. По крайней мере, стремлюсь к этому».

Если взглянуть на фотоработы Оболенского, то сразу бросается в глаза, что они выполнены в манере, присущей в большей степени глянцевым журналам. «Я больше люблю эксперимент, нежели глянец и гламур. Но и с последним пытаюсь экспериментировать». На вопрос, в чем заключается характер эксперимента, на что фотограф ставит акцент: на технику съемки, выбор объектов или что-то другое, Денис ответил, что эксперимент в том, как преподнести модель или вещь. «Например, поместить человека или предмет в какое-то нестандартное для них окружение, интерьер, в котором бы они смотрелись необычно. Я пытаюсь сопоставить эти вещи», – уточнил Денис.

От улыбки станет всем светлей

[inc pk='1677' service='media']

Для эстетики гламура важно не что фотографируется или изображается, а как. На фотографиях Дениса можно видеть яркие цвета, плавные, летящие линии, красивые лица или, по крайней мере, привлекательные. Когда смотришь на них, то приходишь к выводу, что задача художника – преломить жизнь через яркий спектр, сделать ее красивой и легкой.

– Вы стремитесь снимать роскошные вещи и интерьеры. На фотографиях рекламируется продукция известных лейблов. Вы коммерческий фотограф?

– Я не ориентируюсь на что-то одно. Снимаю все: от макросъемки до мельчайших деталей. И вполне отдаю себе отчет, что люблю превозносить, преувеличивать вещи, делая их лучше и привлекательнее. Каждую деталь предмета, интерьера или портрета хочу представить так, чтобы она запомнилась. Поскольку я делаю фотографии на заказ, мне платят.

– Вы ориентируетесь на желания и вкусы заказчика? Стремитесь, чтобы работа понравилась?

– Я пытаюсь снять так, как чувствую и вижу. Прислушиваюсь, но не всегда делаю по желанию заказчика. Обычно мои заказчики знают, к кому они обращаются. У меня не было ни единого случая, когда бы заказчик указывал мне, что снимать. Возможно, попробуй так-то и так-то. Я снимаю по-своему. Всегда будет что-нибудь мною добавленное, выставленный свет или вещь.

– Как вы относитесь к документализму? Жизнь зачастую бывает не такой яркой, в ней есть и грязь, и боль, и простота, и бедность, и спонтанность.

– У меня есть серия работ, посвященных индийцам. Планирую выставить их в Индии. Я снимал людей, живущих в бедности, но, несмотря на это, у них на лице всегда улыбка. В портретах для меня важны позитивные нотки – я не любитель негатива.

– Для вас актуально делить жизнь на белые и черные полосы, позитивное и негативное?

– Я не припомню, чтобы делал фотографии, где бы присутствовал негатив. Всегда слушаю музыку, когда работаю, обрабатываю фотографии. В моей жизни всегда есть место музыке. Она причина такого взгляда на жизнь.

Чтобы прыщи смотрелись

– В ваших работах много вещей и интерьеров без людей. А если есть люди, то и они часть интерьера. Для вас неодушевленные предметы обладают самостоятельной ценностью? Как вы рассматриваете человека?

– На моем сайте в разделе «Макро» есть такая фотография – я взял линзу, подсветил ее тремя источниками света и сделал макросъемку. После этого уже трудно было понять, что это. Так можно снять любую вещь. Подойти к ней с душой. Увидеть в ней не то, что мы привыкли видеть повседневно, а нечто необычное, деконструирующее привычный взгляд.

– Вы активно пользуетесь компьютерными программами?

– Я не привык менять фотографию настолько, чтобы она потеряла свой первоначальный вид. Во всех моих работах использован фотошоп, но только в контрасте или с целью затемнения, но в целом фотография остается живой. В них ничего не добавлено. Я не умею этого делать. А могу только что-то высветить, оттенить, поиграть с цветом. Мне даже друг-дизайнер сказал – зачем тебе фотошоп, пусть этим занимаются дизайнеры. Пусть фотографии облизывают мастера.

– Кто-то еще работает с вашими фотографиями?

– Да, бывало в журналах. Когда речь идет о крупном заказчике, когда нужно почистить лицо, улучшить фигуру, отдаю знакомым. Я не умею убирать ни прыщи, ни морщины, просто стараюсь, чтобы и они выглядели красиво.

Герои фотографий Дениса Оболенского – модные подростки: роллеры, рэперы, диджеи, а также известные (и не только в Казахстане) медийные лица. Его фотоперсонажами стали также дети из экзотических стран. Лица постоянно меняются, меняются люди. На сайте фотографа работы классифицированы по видам: лица, дети, праздники, природа, спорт и т.д. Денис фотографирует уже больше 20 лет.

Хрустеть с фантазией

[inc pk='1678' service='media']

В тот же день состоялось другое неординарное событие. В полумраке клуба Da Freak, в подсветке в красно-черных тонах, зрителям продемонстрировали передовые коллекции мировых производителей sound vision – единство звуков и визуальных образов. Наконец на клубную сцену поднялись акционеры перформанса – сначала Катя, которая уселась за стол, положила перед собой пакетики с кириешками и чипсами и начала ими хрустеть. Чуть позже появился Шура с гитарой и стал то ли настраивать ее, то ли импровизировать.

Цель перформанса – продолжить традицию проекта <antiparty gang> (см.Under-, alter- и antiмузыка 0+1 «Эксперт Казахстан» № 20 от 3 октября 2005 года) серией клубных вечеринок. Происходящее можно описать на границе стилей нойз и эмбиент. По событиям такого экспериментального авангардного плана публика соскучилась. «В Алматы есть много людей, которые не ходят в клубы потому, что им там неинтересно, как, впрочем, и нам. Мы хотим делать вечеринки другого формата, где можно послушать музыку и выступить самим. Если это будут новые, молодые группы, то это будет открытая площадка».

Концепция представления была связана не только со звуком, значение передавалось и визуализацией действий. Целью было сопоставить и достичь резонанса между источником звука, способом его извлечения и самим звуком. Но была еще и абстрактная идея. Как рассказала Катя, это осмысление оппозиции музыкант–слушатель, творец–потребитель: «Хотелось отразить связь между ними, характерную для нашего времени: музыкант играет, а слушатель шуршит бумажками, разговаривает, занимается своими делами. Но так кажется на первый взгляд. Если копнуть глубже, то слушатель и исполнитель – как бы первый ни демонстрировал свое потребительское отношение или пренебрежение, а музыкант ни обижался и ни пытался дистанцироваться от него – оказываются частью одной композиции». К тому же хрустеть пакетиком с чипсами можно и в унисон, особенно если исполняется что-нибудь в стиле нойз (см. «Порядок из хаоса» «Эксперт Казахстан» № 38 от 16 октября 2006 года). Если на танцполе слушатель-танцор понимает музыку и двигается в ритм, это вдохновляет музыканта. Так и в радикальном нойзе (шуме, представляющем материал, инструмент) возможен этот креативный контакт, соучастие художника и адресата.

Деструкция тоже искусство

Катя хрустела пакетами с самыми звучными товарами нашей пищевой промышленности, к которым были прикреплены контактные микрофоны. Когда слушатель видит и слышит, что звук извлекается из пакетика, то это один уровень восприятия. Другой уровень – когда пакетик становится инструментом перкуссии. Хотя звук и не обрабатывался на компьютере – на гитаре были фильтры, трансформирующие звук. Когда Шура делал перегрузку – заводились колонки. Это тоже стало частью звуковой концепции. Шура в какой-то момент закрыл Катю своей спиной, и уже невозможно было понять, что она делает и при помощи чего издает звуки. Движение тела в пространстве сопровождается звуками. У нас есть стереотипы о предметах, какие из них и как издают звуки. Но всегда есть возможность услышать что-то необычное. Это и предоставили пришедшим в клуб этим вечером художники-акционеры. «Все критикуют Шуру за то, что он может сесть на сцену или повернуться к слушателям спиной. Но это своего рода защита от публики, которая хрустит орехами, общается и не обращает внимания на музыку. Задачей нашей импровизации было продемонстрировать то деструктивное начало, которое нередко исходит со стороны потребителей», – резюмировала Катя.

Фото Лианы Бахаловой

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее