Не прибедняясь

В начавшемся году, по прогнозам АКАБ, официальные автодилеры увеличат объемы продаж легковых автомобилей приблизительно на 30%. Наш же эксперт уверен в росте на уровне 50%. Положительное влияние на продажи окажут общее улучшение экономической обстановки в стране и сокращение предложений на вторичном рынке

Не прибедняясь

Официальные автодилеры Казахстана надеются реализовать в 2013 году около 120 тыс. автомобилей, что на 26% больше по сравнению с аналогичным показателем  2012 года, считает президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрей Лаврентьев.

По его мнению, рост  будет обеспечен  увеличением количества автомобилей в доступном ценовом сегменте, включая машины казахстанского производства, а также расширением брендовой линейки авто, выпускаемых в республике. «Повлияют и ряд мер, не позволяющих в больших объемах завозить подержанные автомобили в страну, и  необходимость обновлять автопарк. На сегодня более восьмидесяти двух процентов автопарка Казахстана состоит из автомобилей старше десяти лет», - сообщил «Эксперту Казахстан» г-н Лаврентьев.

Доля продаж казахстанских авто в общем объёме, по прогнозам главы ассоциации, составит около 30%. Сейчас этот показатель находится на уровне 22%.

Напомним: по данным АКАБ, на 1 декабря 2012 года в республике было продано 85,8 тыс. единиц легковых автомобилей и коммерческой техники. Почти 25% от общего количества проданных автомобилей – казахстанской  сборки.

Однако директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов видит другие причины и цифры. Г-н Алферов напоминает, что в 2011 году рынок новых авто вырос в 2,16 раза, в прошлом - в 2,12 раза. Собеседник также указывает, что в 2012 году  прирост ВВП страны сложился на уровне 7%, и, по оценке Всемирного банка, в 2013-2014 годах  темпы не упадут ниже 5,5-5,7%. С 2010 года реальные доходы казахстанцев  ежегодно растут в среднем на 7,5%. При этом аналитик отмечает, что в сложившейся рыночной ситуации макроэкономический фон  не является главным драйвером роста.

«Дело в том, что предложение на вторичном рынке неуклонно истощается. Как известно, именно вторичный рынок «откачивал» спрос из «белого» сегмента до недавнего времени. 400 тысяч автомобилей, ввезенных в период с 2008 года (включая время льготных таможенных тарифов), пока оказывают давление на сегмент новых авто», - считает г-н Алферов. По его словам, в 2011 году на подержанные авто приходилось 73,7% импорта, а к официальным дилерам обращались лишь чуть более четверти покупателей. Только за 2012 год доля б/у машин в структуре продаж упала до 5%.

Г-н Алферов считает, что остановка импорта секонд-хэнда имеет отложенный эффект, но это осознают далеко не все. «И этот эффект себя пока не проявил. Рынку только предстоит ощутить последствия этой трансформации. Процесс перераспределения спроса в пользу новых автомобилей далек от своего финала», - говорит директор Qncepto.

В качестве примера он приводит российский рынок, где процесс переключения спроса в «цивилизованный сектор» завершился. «Там действовал тот же таможенный режим, что сегодня работает в Казахстане, – напоминает он. - Емкость рынка России в 2012 году приблизилась к трехмиллионной отметке, и если мы экстраполируем структуру российского рынка на реалии РК, то целевым значением для республики будет коридор в 250-300 тысяч авто ежегодно».  Этот объем годового потребления, по словам Алфёрова, отвечает масштабам казахстанской экономики, уровню располагаемых доходов, состоянию автомобильного парка.

«Поэтому прогнозы жесткого проседания рынка лишены оснований. Средневзвешенный прогноз на сегодня лежит в отрезке между 45% и 50%, и планку в 150 тысяч автомобилей рынок в текущем году может взять», - сказал он.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики