Танцуют все!

Экономический кризис, рост явной и скрытой безработицы, сокращение рабочего времени занятого населения придали новый импульс развитию школ танцев

Танцуют все!

В период экономической нестабильности люди начинают экономить на развлечениях. Вместо ресторанов горожане отправляются в гости к друзьям и меняют дорогие фитнес-центры на бюджетные тренажерные залы в подвале. Тем парадоксальнее на первый взгляд тот факт, что по мере развития кризисных явлений в экономике школы танцев сталкиваются со все большим наплывом посетителей. Тут есть прямая связь. Как признался недавно один мой знакомый банковский работник, попавший под сокращение, «появилось свободное время – и я решил потратить его на обучение танго. Давно мечтал, да все никак выбраться не мог». Подобной же логикой руководствуются многие новички, приходящие сегодня в танцзалы. Благо, цены там достаточно невелики – в Алматы вилка составляет от 4–12 тыс. тенге в месяц для занимающихся в группах до 2–15 тыс. тенге при индивидуальных занятиях – и по карману большинству горожан. Особенно популярны стали школы так называемых социальных танцев – они предъявляют минимальные требования к кошельку занимающихся и уровню их подготовки. Правда, в скором времени двери танцшкол могут закрыться перед новыми учениками: существующие залы заполнены, а расширять бизнес танцорам не позволяют нехватка помещений и административные барьеры.

Неслучайный интерес

Сильнее всего танцевальный бум заметен в Алматы. «Как ни странно, в связи с кризисом увеличилось количество людей, которые хотят заниматься. Для нас это парадокс, потому что мы ожидали обратного эффекта в связи с тем, что люди зарабатывать станут меньше, доход упадет. А эффект получился обратный – у нас увеличился набор. Возможно, появилось больше свободного времени. Либо люди просто находят в танцах отдушину, снимают стресс таким образом», – полагают тренеры алматинской школы социальных танцев «Havana Buenos Aires» Евгения Купина и Олег Джумаханов.

Тренеры из других школ если и отмечают незначительное снижение посещаемости, то связывают это с социальным положением отдельных категорий своих учеников. «Среди обучающихся нашей школы есть как представители крупных компаний, так и обычные домохозяйки. Если для второй категории кризис скорректировал бюджет и планы в отношении обучения танцам, то первые как танцевали, так и продолжают танцевать», – поясняет тренер школы современных и бальных танцев «Пять звезд» Антон Цой. Стоит отметить, что если до сих пор основной наплыв посетителей был в школы социальных танцев, то в последнее время растет интерес к танцам бальным. По словам руководителя танцевально-спортивной студии «Камелия» Владимира Федоренко, нет отбоя от желающих научиться танцевать вальс: «Многие клиенты хотят научиться этому танцу перед свадьбой. Сейчас буквально бум на этот вид танца. Люди начали стремиться к эстетике. Меньше устраивают какие-то шоу-программы. Больше внимания уделяют собственному творчеству».

Танцы есть – мест нет

Неудивительно, что многие танцевальные школы задумались о расширении своего бизнеса. Вопрос этот упирается прежде всего в наличие помещений. Причем оборудованных гардеробными, туалетными комнатами, не говоря уже о качественном покрытии полов и наличии зеркал. В настоящее время большинство танцевальных школ таких помещений в собственности не имеют. Преподавание ведется на арендуемых площадях. Правда, сейчас аренда уменьшается – один из тренеров на условиях анонимности сказал, что для него цену снизили с 30 до 20 долларов за квадрат. Но некоторые преподаватели, напротив, говорят, что аренда дорожает. Это создает сложности для школ, особенно социальных танцев, ориентированных на широкие слои населения. «Мы стремимся к тому, чтобы снизить сумму оплаты до минимума, чтобы как можно большее количество людей могло позволить себе научиться танцевать. А нынешние ставки аренды зачастую заставляют многие танцевальные школы поднимать оплату, превращая обучение танцам в элитарное занятие», – делится мнением Евгения Купина. В целом опрошенные нами участники рынка говорят, что плата за обучение танцами остается неизменной, но из-за роста издержек доходы школ упали – у некоторых на 30%.

Многие танцевальные школы-студии, существующие на базе средних учебных заведений, значительно сократили свою деятельность по причине запрета акиматом проводить в школах учебные занятия после 8 часов вечера. «В нашей школе занятия проводились в основном по вечерам, с учетом графика занятости детей. После введения такого запрета многие дети просто перестали заниматься. Фактически их лишили такой возможности. Мы все-таки смогли добиться разрешения преподавать по вечерам. Но наша школа – скорее исключение», – рассказывает Владимир Федоренко.

По сути, танцевальные школы являются проводниками идей здорового образа жизни. Однако в большинстве случаев эта деятельность не встречает поддержки городских властей, и организаторы школ вынуждены самостоятельно решать свои проблемы. «Я знаю случай, когда танцевальную школу выселили из занимаемого помещения, которое впоследствии передали в распоряжение местному офису партии “Нур Отан”, – поделился один из тренеров. Поиск и аренда площадей для занятий, организация тематических вечеринок, соревнований, пошив дорогостоящих костюмов – лишь небольшой перечень вопросов, которые приходится решать собственными силами.

Бизнес в ритме танца

Несмотря на многочисленные проблемы, стоящие перед организаторами, последние довольно оптимистично оценивают будущее танцевальных школ в Казахстане. При этом отмечается значительное повышение спроса именно на преподавание социальных танцев. По словам Олега Джумаханова: «Приходит масса просьб и писем со всего Казахстана, но, к сожалению, только частного характера. Люди интересуются, где можно начать заниматься этим видом танцев в их городах. Актау, Астана, Караганда, Усть-Каменогорск, Павлодар – вот лишь неполный перечень городов, откуда регулярно поступают запросы о филиалах нашей школы. На мой взгляд, есть большая потребность и есть хорошие перспективы, если этим заниматься. К примеру, мы уже подготовили тренеров, которые со следующего сезона начнут преподавание в новых залах, но пока только в Алматы».

В то же время перед танцевальными школами стоит ряд задач организационного характера. По словам Антона Цоя, слабое развитие танцевальной культуры объясняется отсутствием стратегии, ориентированной на дальнейшее развитие. «Многие школы просто топчутся на месте. При этом необходимо решить две проблемы: больший охват потенциальных клиентов и конкуренция между школами. В частности, второе я считаю большим минусом, поскольку существует явная приверженность танцующих к своим школам. В таких условиях сложно говорить о дальнейшем развитии танцевального сообщества», – считает он. Правда, как можно решить проблему конкуренции на рынке в нынешних условиях – он не пояснил.

В условиях растущего спроса и ограниченных возможностей расширения бизнеса будущее танцевальных школ будет зависеть от позиции местных властей. Особенно это относится к регионам. Если они поддержат этот действительно социально ориентированный бизнес, способствующий культивированию здорового образа жизни, позволяющий широким слоям казахстанцев организовать свой досуг – прежде всего помощью в выделении помещений (в обмен, например, на скидки для обучения танцам представителям социально незащищенных слоев общества), то рынок будет расти. Если нет – рано или поздно он упрется в потолок из-за нехватки помещений.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики