Затянувшаяся мобилизация

В ТОО «ENRC Logistics» опасаются рисков концессионного проекта строительства железнодорожной линии Коргас – Жетиген

Затянувшаяся мобилизация

В конце июня председатель правления ТОО «ENRC Logistics» Орифджон Шадиев и его заместитель Эдуард Каплан отчитались перед чиновниками Минтранскома по реализации проекта строительства железнодорожной линии Коргас – Жетиген, которая свяжет РК и КНР. По словам бизнесменов, сегодня уже выполнен основной объем работ над проектом строительства ветки, но проект может столкнуться с рядом препятствий. Прежде всего это вопрос распределения рисков между концессионером и государством.

Второе окно в Китай

В настоящее время Казахстан имеет лишь один железнодорожный погранпереход с КНР: Достык – Алашанькоу, введенный в эксплуатацию в 1991 году. Общая пропускная способность перехода – 7,5 млн тонн грузов в год. В прошлом году через него проследовало транзитом около трех миллионов тонн груза – то есть через Достык прошли три тонны груза из четырех, миновавших казахстанско-китайскую границу. Казалось бы, у перехода есть неплохой резерв транзитных мощностей. Но в действительности уже скоро ограниченная пропускная способность транспортных артерий станет узким местом на пути развития торговых отношений между РК и КНР. Грузооборот растет опережающими темпами. Ожидается, что к 2020 году объемы грузооборота вырастут более чем в 10 раз по сравнению с прошлым годом. И одного Достыка уже не хватит. При этом проект создания международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос», который должен был стать партнером Достыку, затягивается – китайская сторона сдала объекты инфраструктуры в конце прошлого года, тогда как казахстанская столкнулась с проблемами по привлечению инвестиций.

Казахстанские участники рынка все острее чувствуют необходимость в укреплении транспортных связей с Китаем. Например, в минувшем мае стало известно, что холдинг ENRC купил за 14,5 млн долларов 50% акций ферросплавного завода Xinjiang Tuoli Taihang Ferro-Alloy Co. Ltd в Синьцзян-Уйгурском автономном округе КНР. Это одно из крупнейших ферро-хромных предприятий Китая мощностью 120 тыс. тонн продукции в год, на которое ENRC поставляет 70% необходимой хромовой руды.

Неудивительно, что накануне сделки новый акционер озаботился проблемой развития транспортной инфраструктуры на китайском направлении. Еще в марте прошлого года ТОО «ENRC Logistics» был признан Минтранскомом победителем тендера на строительство почти 300-километровой однопутной железной дороги Коргас – Жетиген (должна пройти рядом с МЦПС «Хоргос»). Стоимость концессионного проекта оценивается в 769 млн долларов, срок строительства – четыре года (в том числе один год подготовительного периода), срок концессии рассчитан на 24 года.

У рисков глаза велики

Ожидается, что в 2012 году новая линия будет сдана в эксплуатацию. Однако пока выполнены только проектные работы. И существует целый ряд факторов, которые могут отложить запуск линии. Например, по словам г-на Шадиева, актуальной остается проблема с несовершенством существующего законодательства. Глава компании не стал подробно объяснять, что он имеет в виду, но можно предположить, что речь идет о госгарантиях. Дело в том, что концессионер несет все коммерческие риски по проекту. Так, существует риск того, что объем перевозок через новый погранпереход будет ниже того уровня, который заложен в проекте (пять миллионов тонн в год после запуска и до 23 млн тонн через 20 лет). Такая ситуация может возникнуть из-за планируемого увеличения пропускной способности железнодорожного участка Актогай – Достык, нехватки локомотивов и подвижного парка или недостаточной пропускной способности линии от казахстанского Жетигена до Алматы. «Государство должно быть также заинтересовано в снижении рисков для концессионера, как и сам концессионер, и способствовать эффективной реализации проекта, где это возможно. Например, предполагая для концессионера различные налоговые преференции», – отметил г-н Шадиев. Существуют также операционные и технические риски, риск увеличения стоимости заемных средств, увеличения курса тенге к валюте кредита (доллары США или евро. – Прим. «ЭК»), наконец, инфляционный риск – значимость последнего хорошо почувствовала на себе компания «Досжан темир жолы», обанкротившаяся после завершения строительства (на принципах концессии) железной дороги Шар – Усть-Каменогорск. Если проблемы с рисками не будут решены, то любое осложнение экономической ситуации может заставить концессионера отложить проект. Но он и так уже затянулся: первоначально ожидалось, что строительные работы начнутся в четвертом квартале прошлого года. Официально причины затягивания проекта не оглашаются. А неофициально участники рынка предполагают, что концессионер не торопится, опасаясь, что государство не разделит с ним риски по проекту, и не желая повторить судьбу «Досжан темир жолы».