Бензиновая лихорадка

Бензиновая лихорадка

На минувшей неделе постановлением правительства экспортную пошлину на светлые нефтепродукты увеличили с 59,87 до 67,29 доллара за тонну. При этом согласно документу ставка таможенной пошлины на экспортируемую сырую нефть, как и ранее, осталась нулевой.

Эти действия стали реакцией на повышение цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в Южном регионе страны. В частности, в последние недели подорожал бензин в Алматинской и Жамбылской областях, причем отдельные талдыкорганские АЗС отпускали его лишь по талонам. Особенно отличилась имеющая свой НПЗ Южно-Казахстанская область (ЮКО), в которой с середины июля зафиксировано значительное увеличение цен на ГСМ. Стоимость литра бензина АИ-80 достигала 72 тенге (рост на 33%), АИ-92 – 88 тенге (22%), дизтоплива – 55 тенге (7,8%).

В Агентстве по защите конкуренции (АЗК) причины взлета цен выяснили быстро. Подорожание в Казахстане ГСМ, полагают в АЗК, обусловлено 9,5-процентным снижением их производства в стране, подорожанием импортируемой российской нефти и нефтепродуктов, увлечением крупных давальщиков нефти и поставщиков ГСМ, а также Атырауского и Шымкентского НПЗ экспортом за рубеж: в Киргизию, Украину, Китай. Так, по данным таможенного контроля по ЮКО, за семь месяцев текущего года из области экспортировано 177,8 тыс. тонн дизельного топлива и 42,9 тыс. тонн бензина. За июль вывезено бензина на 61,7%, а дизтоплива на 81,9% больше, чем в июне. По данным АЗК, нефтеперерабатывающий завод в Шымкенте (PKOP) за семь месяцев текущего года произвел бензина 456,8 тыс. тонн (снижение 14%), дизтоплива – 746 тыс. тонн (снижение на 15,2%). Однако, по заявлению главы ТОО «Торговый дом ПетроКазахстан» г-на Го И, завод, чью продукцию реализует торговый дом, «работает на 75% мощности», поскольку сокращены объемы поставок давальческой нефти.

Руководство Южно-Казахстанской области предложило ряд мер для стабилизации и улучшения ситуации на рынке ГСМ. Среди них включение реализации ГСМ через АЗС в номенклатуру продукции товаров и услуг, регулируемых государством, ограничение или запрет экспорта ГСМ в период проведения сельскохозяйственных работ, исключение аффилированных компаний – посредников на рынке, увеличение таможенных пошлин на экспорт вслед за ростом цены на нефтепродукты за пределами республики. В целях определения причин повышения цен на ГСМ в акимате также предложили провести комплексные проверки «от производителей нефтепродуктов и по этой цепочке вплоть до автозаправочных станций».

Но правительство предпочло пойти по стандартному пути и изменило тарифную политику. Более того, председатель АЗК Мажит Есенбаев ранее пригрозил, что если уполномоченные органы не решат вопрос с поставками давальческой нефти на НПЗ, то власти могут применить «административный метод: мы введем запрет на экспорт нефти».

А ведь давно понятно, что подобными действиями проблему регулирования цен на ГСМ решить невозможно. Необходимо не только очистить рынок ГСМ от заполонивших его многочисленных посредников (что позволит значительно увеличить его прозрачность и контролируемость), но и создать систему регулирования, работающую на опережение, а не по случившимся фактам.

Здесь не надо изобретать колесо. Во многих развитых странах мира давно сформированы системы государственного регулирования цен, в которых активно применяются как прямые меры воздействия (ограничение цены в заданном коридоре), так и косвенные (налогообложение, финансово-кредитные механизмы и т.д.). И главное – все попытки правительства обеспечить страну стабильными поставками топлива должного качества и по приемлемым ценам будут малоэффективны без полной модернизации и реконструкции существующих и строительства двух-трех новых казахстанских НПЗ.

Однако нефтепереработка до сих пор остается «золушкой» казахстанской нефтянки. Правительством разработана Программа реконструкции нефтеперерабатывающего сектора, рассчитанная на семь лет, но возможность ее реализации (учитывая захвативший и нашу страну глобальный финансовый кризис, перекосы экономической и промышленной политики) вызывает большие сомнения.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее