Бензиновая лихорадка

Бензиновая лихорадка

На минувшей неделе постановлением правительства экспортную пошлину на светлые нефтепродукты увеличили с 59,87 до 67,29 доллара за тонну. При этом согласно документу ставка таможенной пошлины на экспортируемую сырую нефть, как и ранее, осталась нулевой.

Эти действия стали реакцией на повышение цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в Южном регионе страны. В частности, в последние недели подорожал бензин в Алматинской и Жамбылской областях, причем отдельные талдыкорганские АЗС отпускали его лишь по талонам. Особенно отличилась имеющая свой НПЗ Южно-Казахстанская область (ЮКО), в которой с середины июля зафиксировано значительное увеличение цен на ГСМ. Стоимость литра бензина АИ-80 достигала 72 тенге (рост на 33%), АИ-92 – 88 тенге (22%), дизтоплива – 55 тенге (7,8%).

В Агентстве по защите конкуренции (АЗК) причины взлета цен выяснили быстро. Подорожание в Казахстане ГСМ, полагают в АЗК, обусловлено 9,5-процентным снижением их производства в стране, подорожанием импортируемой российской нефти и нефтепродуктов, увлечением крупных давальщиков нефти и поставщиков ГСМ, а также Атырауского и Шымкентского НПЗ экспортом за рубеж: в Киргизию, Украину, Китай. Так, по данным таможенного контроля по ЮКО, за семь месяцев текущего года из области экспортировано 177,8 тыс. тонн дизельного топлива и 42,9 тыс. тонн бензина. За июль вывезено бензина на 61,7%, а дизтоплива на 81,9% больше, чем в июне. По данным АЗК, нефтеперерабатывающий завод в Шымкенте (PKOP) за семь месяцев текущего года произвел бензина 456,8 тыс. тонн (снижение 14%), дизтоплива – 746 тыс. тонн (снижение на 15,2%). Однако, по заявлению главы ТОО «Торговый дом ПетроКазахстан» г-на Го И, завод, чью продукцию реализует торговый дом, «работает на 75% мощности», поскольку сокращены объемы поставок давальческой нефти.

Руководство Южно-Казахстанской области предложило ряд мер для стабилизации и улучшения ситуации на рынке ГСМ. Среди них включение реализации ГСМ через АЗС в номенклатуру продукции товаров и услуг, регулируемых государством, ограничение или запрет экспорта ГСМ в период проведения сельскохозяйственных работ, исключение аффилированных компаний – посредников на рынке, увеличение таможенных пошлин на экспорт вслед за ростом цены на нефтепродукты за пределами республики. В целях определения причин повышения цен на ГСМ в акимате также предложили провести комплексные проверки «от производителей нефтепродуктов и по этой цепочке вплоть до автозаправочных станций».

Но правительство предпочло пойти по стандартному пути и изменило тарифную политику. Более того, председатель АЗК Мажит Есенбаев ранее пригрозил, что если уполномоченные органы не решат вопрос с поставками давальческой нефти на НПЗ, то власти могут применить «административный метод: мы введем запрет на экспорт нефти».

А ведь давно понятно, что подобными действиями проблему регулирования цен на ГСМ решить невозможно. Необходимо не только очистить рынок ГСМ от заполонивших его многочисленных посредников (что позволит значительно увеличить его прозрачность и контролируемость), но и создать систему регулирования, работающую на опережение, а не по случившимся фактам.

Здесь не надо изобретать колесо. Во многих развитых странах мира давно сформированы системы государственного регулирования цен, в которых активно применяются как прямые меры воздействия (ограничение цены в заданном коридоре), так и косвенные (налогообложение, финансово-кредитные механизмы и т.д.). И главное – все попытки правительства обеспечить страну стабильными поставками топлива должного качества и по приемлемым ценам будут малоэффективны без полной модернизации и реконструкции существующих и строительства двух-трех новых казахстанских НПЗ.

Однако нефтепереработка до сих пор остается «золушкой» казахстанской нефтянки. Правительством разработана Программа реконструкции нефтеперерабатывающего сектора, рассчитанная на семь лет, но возможность ее реализации (учитывая захвативший и нашу страну глобальный финансовый кризис, перекосы экономической и промышленной политики) вызывает большие сомнения.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности