Гонка за трубами

Российско-турецкие договоренности в энергетической сфере по значимости перекрывают июльское соглашение пяти стран – участниц европейского проекта Nabucco. Но реализовать достигнутые с турками соглашения «Газпрому» будет нелегко

Гонка за трубами

Главным итогом состоявшегося в начале августа визита премьера России Владимира Путина в Турцию стало подписание межправительственных протоколов о сотрудничестве в газовой и нефтяной сферах. Российская сторона получила от Турции добро на проведение изыскательских работ в ее территориальных водах по проекту «Южный поток». Были подтверждены планы по строительству газопровода «Голубой поток – 2» (см. «Три трубы»).

Взамен Москва согласилась на создание совместной рабочей группы по реализации проекта строительства нефтепровода Самсун – Джейхан, который будут прокладывать итальянская Eni и турецкая Calik Holding и по которому каспийская нефть будет перекачиваться с Черного моря к Средиземному по турецкой территории, обходя перегруженный Босфорский пролив. Ранее интереса к этому проекту Россия не проявляла, что неудивительно – эта труба является, по сути, дублером реализуемого совместными усилиями России, Болгарии и Греции нефтепровода Бургас – Александруполис.

Безусловно, действия России стали реакцией на заключение 13 июля многостороннего договора по проектированию и строительству газопровода Nabucco между Турцией, Австрией, Венгрией, Болгарией и Румынией. Осуществление этого проекта может заметно снизить роль России как поставщика энергоносителей для Европы.

Турецкий марш

В безусловном выигрыше оказывается участвующая и в европейских, и в российских трубопроводных проектах Турция. Перспектива стать крупнейшей страной – транзитером углеводородов в страны Европы и Средиземноморского бассейна приобретает для Анкары все более реальные очертания. Более того, договоренность по проекту газопровода «Южный поток», не создавая для Турции препятствий в реализации проекта Nabucco, может стать для нее своеобразной страховкой при провале последнего.

Умело лавируя между Европой и Россией и получая под свой контроль новые транзитные топливные потоки, Анкара обретает рычаги влияния на Брюссель, и вскоре Евросоюз, обеспокоенный уязвимостью энергопоставок, может оказаться в не меньшей зависимости от Турции, чем сегодня от России. Ведь Анкара не будет довольствоваться ролью передаточного звена в транзитной цепочке: она уже не раз поднимала вопрос о снижении закупочных цен на газ и заявляла о желании получить право на его реэкспорт.

Как известно, при подписании договора по Nabucco последняя идея не прошла. Однако в 2011 году истекает срок действия контракта на поставку российского газа по так называемому западному коридору (через Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию), и в новом договоре Турция (имея «красивые» контракты на поставки газа из Азербайджана и Ирана), несомненно, попытается прописать свои условия. Согласно некоторым сообщениям, не исключено, что Турция уже договорилась с Россией о праве перепродажи части российского газа в страны Европы.

Практически не имеющая подземных газохранилищ (ПХГ) Турция достигла соглашений с российской стороной об их строительстве. Это не только позволит обезопасить страну от перебоев с поставками газа, которые она испытывает каждую зиму, но и создать базу для его реэкспорта. По мнению ряда аналитиков, в Анкаре рассчитывают, что реализация намечаемых газовых и нефтяных проектов позволит Турции восстановить свое влияние в регионах, откуда ее вытеснили в предшествующие века. Это Каспий, Центральная Азия, возможно даже Юго-Восточная Европа.

Прощание славянки?

Похоже, что Россия в погоне за обильной рекой нефтедолларов увлеклась гонкой газонефтепроводов с не меньшим азартом, чем в свое время Советский Союз гонкой вооружений, диверсифицируя экономику все больше на словах. При этом Москве пришлось определиться с приоритетами углеводородного экспорта и, сделав выбор в пользу газа, решить часть проблем с диверсификацией маршрутов его поставок.

Как известно, первоначально трасса газопровода «Южный поток», проект которого Россия пытается реализовать с 2007 года, должна была проходить в украинской экономической зоне Черного моря. Однако Москве не удалось добиться от Киева разрешения на это. «Добро» Анкары позволит «Южному потоку» поставлять газ на юг Европы в обход скандальной Украины и дает начало переговорам по проекту «Голубой поток – 2». Россия поставляет Турции 64% всего необходимого ей газа и может поставлять еще больше. Тем не менее выгоды для России не столь однозначны, как для Турции.

Во-первых, снижая транзитную зависимость от Украины, России нельзя не принимать во внимание амбиции Анкары, претендующей, как отмечают эксперты, на роль «моста между Западом и Востоком» и пытающейся повысить свою значимость превращением в региональный узел нефтяных и газовых коммуникаций.

Во-вторых, активное участие России в проекте нефтепровода Самсун – Джейхан приведет к существенному сдвигу сроков реализации разработанному Россией же проекта Бургас – Александруполис, который позволит транспортировать российскую и каспийскую нефть из портов Черного моря до порта Бургас (Болгария) танкерами, а затем по нефтепроводу в порт Александруполис (Греция). Мощность нефтепровода Бургас – Александруполис должна составить на первом этапе 35 млн тонн с последующим увеличением до 50 млн тонн. России в этом проекте принадлежит 51%, Болгарии и Греции – по 24,5%.

С учетом этого аналитики полагают, что участие Москвы в турецком проекте будет, по-видимому, символическим. Вместе с тем турецко-российские договоренности могут повлиять на позицию Болгарии, правительство которой заявило о намерении из-за кризиса приостановить свое участие в строительстве трубопроводов Бургас – Александруполис и «Южный поток».

Похоже, что Россия делает ставку на Турцию как на важного партнера в энергетическом транзите. Сегодня эта, на протяжении нескольких столетий бывшая геополитическим противником страна, вызывает у Москвы больше доверия, чем Украина. А ведь, несмотря на заманчивые перспективы, имеющийся опыт сотрудничества с Турцией при реализации «Голубого потока–1» удачным назвать никак нельзя. Еще на стадии его строительства произошел ряд коррупционных скандалов в среде турецких чиновников: пять руководителей турецкой газопроводной госкомпании BOTAS, связанные с реализацией проекта, были осуждены за коррупцию. Кроме того, оказалось, что Турция не готова потреблять значительные объемы российского газа. Хотя договор о поставках был подписан на условиях «take or pay», когда покупатель обязан либо забирать товар вовремя, либо платить неустойку, в марте 2003 года Турция прекратила импорт газа, и некоторое время газопровод фактически бездействовал. Российский газовый концерн потратил почти пять месяцев на урегулирование проблем с турецкими партнерами. Лишь осенью 2003 года, когда «Газпром» снизил цену для BOTAS до 75 долларов за тысячу кубометров, были заключены контракты на поставку газа в 2004 году. До сих пор «Голубой поток – 1» не используется на полную мощность (16 млрд куб. м), и реальные поставки по нему существенно ниже планового графика: по российско-турецкому соглашению 1997 года они еще к 2005 году должны были составить 12 млрд куб. м. Но в прошлом году по газопроводу перекачали лишь 10 млрд куб. м газа. Всего «Газпром» поставил в эту страну 23,8 млрд куб. м.

«Дровишки» и цена

Новые договоренности, подписанные Владимиром Путиным в Анкаре, не стоит считать окончательными. Противостояние Nabucco и «Южного потока» только начинается.

Проблема не столько в том, что они направлены на обеспечение газом одних и тех же потребителей, сколько в нехватке сырья для одновременного заполнения этих труб, рассчитанных на одни и те же источники. Но российско-турецкие договоренности более реальны (их подписала страна-поставщик и страна-транзитер), чем соглашение по Nabucco (в котором поставщики газа отсутствуют). Несмотря на то что Азербайджан выступил в поддержку Nabucco, эксперты предостерегают, что недавно заключенное страной соглашение с «Газпромом» может негативно повлиять на способность Баку стать одним из основных поставщиков этого проекта.

Следует также отметить, если ресурсной базой «Южного потока» может стать российский, а также среднеазиатский и каспийский газ, то о том, какой газ пойдет в «Голубой поток – 2», нигде не упоминается.

Нет ответа и на вопрос, какой нефтью будет заполняться нефтепровод Самсун – Джейхан мощностью в 50 млн тонн. Анкара заявляет, что в него может поставляться как российская, так и каспийская нефть. Однако обязательства России по заполнению этого нефтепровода бумерангом ударят по наполняемости нефтепровода Бургас – Александруполис пропускной способностью также в 50 млн тонн сырья.

При этом Россия не может рассчитывать ни на будущую покладистость Турции, ни на то, что достигнутые в Анкаре договоренности непременно осуществятся. Не добавляет уверенности и сделанное сразу после отлета Владимира Путина заявление турецкого министра энергетики Танера Йылдыза: «Турция может стать партнером российского газопроводного проекта «Южный поток», но сохранит верность продвигаемому Евросоюзом Nabucco». Такое желание Анкары играть одновременно на двух досках выглядит как приглашение к продолжению торга. Все это заставляет задуматься о готовности Москвы заплатить столь высокую цену за освобождение от «транзитного диктата» Украины в обмен на возможный «транзитный диктат» Турции и, соответственно, о жизнеспособности планируемых энергетических проектов.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так