Казбек нальет и даст прикурить

Несмотря на спад на рынке газированных напитков, казахстанский рынок все еще остается привлекательным для иностранных игроков

Казбек нальет и даст прикурить

Грузинская компания по производству пива, лимонада и других безалкогольных напитков «Казбеги» (Казбек – груз.) объявила о намерении построить завод по розливу лимонада в Алматы. Предприятие начнет работу до конца этого года. «Это будет совместное с казахстанскими партнерами предприятие, в создание которого согласно договоренности стороны вложат по пять миллионов долларов», – заявила информационному агентству «Интерфакс» руководитель по связям с общественностью компании Тея Схиерели. Она не назвала казахстанского участника и отказалась обсуждать детали проекта, а лишь добавила, что завод будет импортировать сырье – концентраты и ароматизаторы будут закупаться в Грузии.

Рынок на пузырьках

К газированным относится весь спектр напитков, состоящих из насыщенной углекислым газом воды, – от лимонада до колы, то есть сегмент, в котором собирается работать у нас «Казбеги». По объемам продаж газнапитки занимают второе место на рынке, но при этом их доля падает. По оценке аналитика отдела маркетинга компании Tetra Pak Дмитрия Мишакова, казахстанский рынок газированных напитков в прошлом году упал на 2,5%, с 502 млн литров в 2007 году до 490 млн литров в 2008-м. Газировку теснят сокосодержащие напитки, холодные чаи и энергетики. Эксперты Nielsen в Казахстане считают, что самыми перспективными сегментами на данный момент являются сокосодержащие негазированные напитки и холодный чай. Но, несмотря на то что в ассортименте «Казбеги» в Грузии представлены эти категории продукции, ставку в Казахстане компания решила сделать все же на лимонад.

Это неудивительно. Любовь же к лимонаду пришла к нам из советского прошлого – «Буратино» за 10 копеек в тяжелой бутылке из коричневого стекла был любимым напитком октябрят и пионеров. Капитализм привнес изменения в предпочтения потребителей – и новое поколение выбрало колу. По оценкам экспертов, Pepsi и Coca-Cola поделили между собой около 65% казахстанского рынка газированных безалкогольных напитков. Успеху немало поспособствовал многолетний опыт маркетинговых структур транснациональных корпораций. А возродить популярность традиционного лимонада (доля которого около 15–20%) в какой-то мере мешает и то, что отечественные компании не могут повторить вкус напитка, срок хранения которого в Советском Союзе не превышал семи дней. Сейчас лимонад разливают ряд отечественных компаний – «Либелла Боттлерс», «Обис», пивоваренные заводы, например АО «Первый пивоваренный завод» в Алматы. По мнению одного из участников рынка, пожелавшего остаться неназванным, эта ниша еще не насыщена и любой новый игрок при правильной стратегии и продуманной маркетинговой политике сможет на нем закрепиться. «У нас очень много привозных напитков, а это значит, что любое новое производство, базирующееся в Казахстане, сможет потеснить импортные напитки на рынке», – считает анонимный источник. Прогнозы аналитиков Tetra Pak относительно рынка достаточно оптимистичны – после падения продаж газированных напитков в 2009 и 2010 годах наступит уверенный рост, и объем рынка 2012 года превысит аналогичный показатель 2008-го.

Хорошо там, где…

К выходу на казахстанский рынок «Казбеги» подталкивает и экономическая ситуация в Грузии. В начале лета учредитель и основной акционер компании, бизнесмен Гоги Топадзе заявил грузинской прессе, что августовские события прошлого года негативно отразились на грузинском рынке и на тех законах, которые власти устанавливают бизнесу. В частности, президент «Казбеги» посетовал на высокие налоги для отечественных производителей и их отсутствие для производителей иностранных. Он сообщил, что планирует направить свои усилия на завоевание внешних рынков. Первыми стали Казахстан и Украина. «В долгосрочной перспективе предусматривается расширить производство грузинских безалкогольных напитков и в других регионах Казахстана», – отметила г-жа Схиерели. Она добавила, что в настоящее время руководство компании ведет переговоры с одной из украинских бизнес-групп в целях организации производства и в Украине. Если компании удастся закрепиться на нашем рынке, то вероятно, что после запуска производства лимонада «Казбеги» начнет варить здесь пиво или расфасовывать табачные изделия.