На барометре – без бурь

Представители делового сообщества считают, что экономическая ситуация в стране постепенно становится более благоприятной для бизнеса, и ожидают, что положение в их компаниях если не улучшится, то останется стабильным

На барометре – без бурь

Консалтинговая компания ICC Business Advisors представила свое исследование бизнес-сегмента KZ Business Barometer по итогам второго квартала. Исследование проводилось среди руководителей компаний разного уровня и рядовых сотрудников. Последний опрос показал, что предприятия малого и среднего бизнеса по-прежнему испытывают трудности с финансированием и нарушением цепочек поставок-платежей, в то же время представители крупного бизнеса отмечают, что ситуация постепенно улучшается, а рядовые сотрудники чувствуют себя в определенной степени уверенно в отношении своих рабочих мест на сегодняшний день.

Постепенное потепление

Индекс уверенности бизнес-лидеров (BLCI – Business Leaders Confidence Index) проводится с целью измерения уверенности и отношения лидеров рынков к состоянию экономики в краткосрочной перспективе. В исследовании участвуют первые руководители ряда крупных компаний, работающих в Казахстане.

Исследование показало, что бизнес-лидеры испытывают определенный оптимизм в отношении перспектив развития экономики. Большинство из опрошенных (63%) отметили, что за последние шесть месяцев ситуация в глобальной экономике несколько улучшилась и в ближайшие шесть месяцев продолжит улучшаться. Подобной оценки они придерживаются и в отношении отечественной экономики в целом. Улучшения экономической ситуации в стране к концу года ожидают 50% респондентов, 38% ждут ее ухудшения.

При этом, говоря об изменениях конкретно в своей отрасли, 50% респондентов отмечают существенное ухудшение за последние полгода, но в ближайшем будущем 62% опрошенных ожидают изменения ситуации в отрасли в лучшую сторону. Лишь четверть опрошенных думает, что положение в их отрасли станет хуже.

Среди факторов, которые будут вызывать наибольшее беспокойство респондентов в следующие шесть месяцев, самые популярные: общий экономический климат, погашение долгов и доступ к финансированию/инвестициям.

В ближайшие полгода большинство опрошенных бизнес-лидеров ждет роста инфляции. Наиболее сильно на оценку изменения уровня инфляции влияют уровень спроса на товары и услуги и изменение уровня цен на нефть и газ, на третьем месте – изменения в стоимости недвижимости. При этом 50% опрошенных заверили, что намерены снизить цены на свои товары и услуги, еще 38% отметили, что оставят цены на прежнем уровне.

Более 60% респондентов считают, что до конца года не будут иметь больше возможностей для повышения цен, чем сейчас. Половина опрошенных в качества фактора, который помешает им поднять цену, отмечают госрегулирование.

Участники опроса разделились примерно поровну на тех, кто ожидает увеличения численности персонала в ближайшие полгода в своей организации, и тех, кто ожидает его уменьшения. В случае приема новых сотрудников большинство из них, вероятно, будет осуществлять замену персонала в существующих подразделениях компании. Основная возможная причина уменьшения численности персонала – сокращение штатов.

Проблемы в экономике, вероятнее всего, приведут к изменению уровня конкуренции на различных рынках, поскольку степень влияния кризиса на ту или иную компанию различна – это подтвердили участники опроса. Большинство бизнес-лидеров (63%) отмечают, что за последние три года конкуренция в их отраслях выросла, но 50% ожидают ее снижения в ближайший год. Четверть опрошенных считают, что уровень конкуренции не изменится. Наиболее важный конкурентный фактор, который компании сильнее всего ощущают в своем бизнесе, – ценовое давление.

Большинство крупных компаний (более 60%) уверено, что в ближайшие полгода увеличится уровень слияний и поглощений. Однако три четверти участников опроса говорят, что сами предпочитают органический рост, а не приобретение и слияние.

Добиться сохранения уровня доходов, а тем более его роста в период кризиса особенно тяжело. Рост своих доходов крупнейшие компании планируют обеспечивать за счет внедрения новых товаров и услуг (32% опрошенных), а также повышения производительности (21%) и привлечения новых потребителей на существующих рынках (21%). А такие методы наращивания доходов, как выход на новые рынки и повышение цен, находятся сейчас в аутсайдерах. Половина респондентов ожидает в целом сокращения объема своих инвестиций, остальные считают, что этот показатель останется на прежнем уровне или снизится. При этом в ближайшие полгода бизнес-лидеры намерены оставить на прежнем уровне вложения в «Исследования и развитие» (R&D), это отметили 38% респондентов. Почти 40% опрошенных намерены увеличить инвестиции в IT, однако такая же доля компаний намерена снизить объем инвестиций в это направление.

Как показал опрос, пытаясь справиться с социально-политическими вопросами, крупные корпорации опираются в первую очередь на такие тактики, как лоббирование регулирующими агентствами и государственными учреждениями, СМИ и PR, публичные выступления первых руководителей. Именно это считается наиболее эффективным. Все респонденты отметили, что когда компания пытается решить социально-политические вопросы, то фактически инициативу берет на себя председатель правления компании или председатель совета директоров, и именно он и должен это делать.

Как и следовало ожидать, большинство респондентов считает, что крупные корпорации вносят в целом позитивный вклад в развитие общества. И наибольшую пользу приносят такие сектора экономики, как финансовые услуги и сельское хозяйство, на третьем месте – производство. Основную роль, которую крупные корпорации играют в обществе, можно охарактеризовать как генерирование высокой прибыли владельцам компании, но с соблюдением баланса с необходимостью вклада на благо всего общества.

Прогноз – осторожный

При составлении индекса уверенности малого и среднего бизнеса (SMECI) в опросе принимали участие преимущественно владельцы компаний, первые руководители и директора ключевых департаментов. Компании представляли широкий перечень отраслей от производства, маркетинга, IT до инжиниринга и фармацевтики. Более 80% участников опроса – это казахстанские компании, в большинстве из них работает от одного до 50 человек.

Вопросы в исследовании касались и основных проблем, с которыми столкнулся сектор МСБ в период кризиса: ограничение доступа к банковскому финансированию, повышение требований поставщиков, задержка платежей клиентов и т.п. Более 40% опрошенных заявили, что получить внешнее финансирование от банков и из других источников стало труднее, но четверть респондентов отметила, что их уровень доступа к финансированию не изменился. И только треть компаний, принявших участие в опросе, отметили существенное виляние на их бизнес дальнейшего ужесточения условий банковского кредитования. 44% опрошенных также сообщили, что имеют доступ к альтернативным источникам финансирования внешнего долга.

Проблемы с получением кредитов – лишь одна из основных проблем МСБ, актуальных на сегодняшний день. Кризисные тенденции в экономике привели к нарушению цепочки платежей. Более половины участников опроса отмечают, что за последние шесть месяцев поставщики стали чаще обращаться с просьбой об ускорении оплаты услуг и товаров, поставленных им. Почти 50% респондентов сказали, что им приходится в той или иной мере чаще обращаться к поставщикам с просьбой о предоставлении отсрочки по платежам. Но и клиенты компаний задерживают оплату. Абсолютное большинство респондентов (почти 90%) отмечает заметное влияние таких задержек на бизнес.

Нарушение цепочки поставок-платежей, недостаток оборотных средств и прочие трудности, вызванные текущим экономическим кризисом, приводят к тому, что компании вынуждены искать способы сокращения расходов. И один из популярных способов – сокращение штата сотрудников или урезание заработных плат. В отношении этой проблемы опрос вселяет определенный оптимизм. Почти 50% респондентов ожидают, что в течение следующего полугода общий уровень заработной платы в их бизнесе останется на прежнем уровне. Только около 23% опрошенных ожидают некоторого снижения заработных плат.

Такие факторы, как падение цен на недвижимость и укрепление евро по отношению к доллару, по словам большинства респондентов (примерно 60%), никак не влияют на их бизнес. Негативное влияние этих факторов на бизнес отметили примерно 20% опрошенных. В отношении падения цен на недвижимость 16% респондентов говорят и о позитивном влиянии этого процесса на их бизнес.

Текущие трудности приводят к тому, что часть компаний вынуждена прекратить свое существование. Более 50% опрошенных уверены, что прошлый опыт неудачного создания бизнеса будет рассматриваться финансовыми организациями как негативный фактор при выдаче кредита. Что, разумеется, осложнит предпринимателям открытие новых компаний.

Некоторые из мер, предпринимаемых правительством для поддержки МСБ, о которых шла речь в опросе, пока не оказывают особого влияния. Большинство участников опроса (более 60%) говорят о том, что попытки правительства упростить доступ предпринимателей малого бизнеса к контрактам по государственным закупкам безуспешны либо их результативность очень невелика. Подобным образом представители МСБ отзываются и о создании социально-предпринимательских корпораций (СПК). Их начали создавать в 2007 году для поддержки развития малого и среднего бизнеса в регионах страны путем обеспечения доступа к высоким технологиям и финансовым ресурсам. 46% опрошенных отметили, что ничего не знают о реальной деятельности СПК. 42% респондентов говорят, что СПК никак не влияют на их работу. Лишь 8% опрошенных отметили позитивное влияние социально-предпринимательских корпораций на их бизнес.

Проясняющиеся перспективы

Индекс уверенности в карьере (СaСI – Career Confidence Index) проводится с целью измерения уверенности рынка труда в занятости. В этом исследовании приняли участие сотрудники различных организаций, имеющие полную занятость, с использованием метода случайного отбора. Большинство респондентов относились к категории высококвалифицированных специалистов, аналитиков и менеджеров. Но также среди перечня должностей респондентов были, например, консультанты, руководители департаментов, преподаватели и др.

Это исследование показало, что простые сотрудники компаний иначе смотрят на ситуацию в стране, чем представители бизнес-лидеров. Большинство опрошенных считают, что экономическая ситуация в стране за последние шесть месяцев осталась на прежнем уровне (более 40%) или ухудшилась (также более 40%). Текущее состояние своей компании-работодателя большинство респондентов считают нейтральным (44%), избегая таких оценок, как устойчивое или неустойчивое.

Результат опроса относительно перспектив трудоустройства можно было ожидать. Половина респондентов считают, что количество рабочих мест в стране за последние полгода уменьшилось, и около 40% считают, что не изменилось. А найти работу для рядового сотрудника стало труднее, особенно сложнее стало тем, кто был уволен по сокращению штатов. Почти 50% опрошенных отмечают: существует вероятность того, что в ближайшие полгода они сами будут искать новое место работы. При этом почти 60% считают, что, скорее всего, не попадут под сокращение штатов. Большинство опрошенных также не ждет сокращения своей заработной платы в ближайшее время.

Можно сказать, что рядовые сотрудники придерживаются очень осторожных оценок текущего положения своего работодателя и своих личных перспектив, но в целом большинство респондентов не ожидают, что будут уволены или им понизят уровень заработной платы.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?