Спекулянту все хорошо

Рынку Forex в Казахстане мошенничество и финансовая неграмотность населения наносят больший ущерб, чем мировой финансовый кризис

Спекулянту все хорошо

Несмотря на то, что финансовые рынки в нашей стране сейчас переживают тяжелые времена, валютный рынок Forex по-прежнему привлекает инвесторов и новые компании. Как отмечают участники рынка, Forex в нашей стране динамично развивается несмотря на кризис. «Если традиционно рынок Forex в Казахстане был интересен в большей степени для профессиональных участников, то уже сегодня он стал доступнее и для частных лиц, в первую очередь, благодаря бурному развитию широкополосного и высокоскоростного Интернета», – считает начальник отдела брокерского обслуживания департамента казначейства Банка ЦентрКредит Рустем Амиров.

Как отмечает директор филиала BroCo Астана Алексей Кияница, изначально (в 1999–2000 годах) Forex стал популярен именно из-за относительной доступности входа в бизнес (торговлю на рынке можно начинать с одного доллара) и возможности использования широкими слоями населения, которые знали не больше чем несколько фраз: «поиграть на бирже», «рынок», «валюта». И несмотря на то, что сейчас существует очень большой выбор инструментов для торговли, Forex, как отмечает г-н Кияница, остается самым популярным рынком среди новых клиентов.

Однако, несмотря на то, что рынок развивается, количество казахстанских трейдеров составляет не более пяти тысяч. Одни граждане не склонны рассматривать это направление для вложений, считая, что их обманут, другие просто не знают ничего об этом рынке.

В Казахстане работает примерно два десятка дилинговых центров, предоставляющих услуги по торговле на рынке Forex, но лишь три-четыре компании пользуются относительным доверием у трейдеров, давно работающих на рынке. Большинство казахстанских компаний испытывают трудности из-за того, что у них мало клиентов (не более сотни), и депозиты каждого из этих клиентов часто не превышают двух тысяч долларов. В результате компания не может выводить деньги на международный валютный рынок Forex, что она должна делать, и начинает использовать различные схемы мошенничества, чтобы выжить.

Новые конкуренты

Среднестатистический трейдер на рынке Forex в Казахстане, как отмечает большинство опрошенных игроков, – это мужчина от 20 лет со средним и выше среднего уровнем дохода, то есть имеющий возможность инвестировать свободные средства. Трейдеры, как правило, активные интернет-пользователи, стремящиеся к независимости. Имеют высшее образование, но лишь в немногих случаях экономическое. Обычно трейдеры получают стабильный доход от основной работы и используют Forex как дополнительный заработок, что одобряют в дилинговых центрах. «Очень часто приходится отговаривать будущих клиентов от того, чтобы они не бросали основную работу после ряда успехов, – это уже вопросы психологии…» – рассказывает г-н Кияница.

Большую часть казахстанского рынка Forex занимают представительства иностранных компаний, в основном пришедшие к нам из России. Среди наиболее известных можно отметить FIBO Kazakhstan, Forexclub, «Альпари», TeleTRADE – чаще именно эти компании вызывают наибольшее доверие у казахстанцев и составляют основу рынка. TeleTRADE имеет самую широкую филиальную сеть, открыв офисы в восьми городах страны. Большинство компаний ограничиваются одним-двумя офисами и работают в регионах через агентов, которые ищут потенциальных клиентов.

Несмотря на то, что в Казахстане открываются все новые дилинговые центры, многие участники рынка считают, что еще есть место как для новых игроков, так и для расширения старых. При этом возможно появление конкуренции со стороны других финансовых рынков.

«Сейчас большую конкуренцию именно брокерским компаниям (и не только на Forex, но и на других рынках) начинают составлять банковские структуры», – говорит Алексей Кияница. В первую очередь он отмечает Банк ЦентрКредит (БЦК), который работает с SaxoBank S.A., и предоставляет под своим лейблом торговый терминал.

Появление торговой платформы Банка ЦентрКредит в январе прошлого года, с помощью которой можно, в том числе, торговать на Forex, упомянули и другие участники рынка. Помимо БЦК, подобной платформой обладает БТА Банк. Несмотря на то, что остальные банки пока не объявляли о начале предоставления услуг на рынке Forex, уже имеющихся платформ хватило, чтобы встревожить дилинговые центры, поскольку велика вероятность, что банки заберут лучших клиентов. Любой банк, появившийся на этом рынке, расценивается как серьезный конкурент, поскольку имеет известность на финансовом рынке, клиентскую базу, крупные ресурсы для продвижения своих продуктов, подпадает под государственное регулирование (что является положительным фактором в глазах клиентов) и т.д.

Валюта вне кризиса

Пока остальные финансовые рынки (в особенности фондовый) находятся под негативным давлением мирового финансового кризиса, для валютного рынка Forex кризис не стал проблемой, участникам рынка он, скорее, приносит пользу.

«Кризис в основном затронул инвестиционную функцию финансового рынка. Спекулятивная составляющая рынка живет своей обособленной жизнью, и здесь период жизни сделок не превышает, как правило, нескольких месяцев, и часто составляет несколько дней. Кризис не очень сказывается на спекулянтах (к их числу относится и большинство трейдеров), потому как они могут зарабатывать на любом рынке – растущем и падающем. Причем именно в кризисы спекулянты зарабатывают намного больше, чем в периоды подъема рынка», – рассказывает г-н Кияница.

Все казахстанцы, торгующие на Forex, – спекулянты. Падение одной валюты означает рост другой, более того, кризис придал рынку дополнительную волатильность, что дает больше возможностей для спекулятивного заработка. Хорошие трейдеры могут зарабатывать 50–100% в месяц. В период кризиса компанию иногда покидают неопытные клиенты, снимающие деньги на экстренные нужды, а вот игроки со стажем, наоборот, становятся более активными.

Для некоторых иностранных компаний кризис даже стал стимулом к экспансии на новый рынок. «Компания «Альпари» начала свою работу в Казахстане в октябре 2008 года, открыв офис в Алматы. Здесь мы увидели такой же потенциал, как в России после кризиса 1998 года. Тогда кризис сопровождался падением фондового рынка и последующим бешеным ростом. Как раз в это время в России стали появляться первые трейдеры и деятельность начала становится популярной, – рассказывает директор филиала ГК «Альпари» в Казахстане Александр Петров. – В Казахстане не было кризиса в те годы, поэтому работа на финансовых рынках набирает обороты только сейчас, когда страна переживает свой первый кризис. Таким образом, только сейчас сложились благоприятные условия для выхода на рынок Казахстана, хотя и давно рассматривали вопрос открытия офиса, так как казахские клиенты составляют достаточно большой процент от общего числа (количество клиентов компании в РК насчитывает две тысячи)».

Бесконтрольный рынок

Основные проблемы рынка Forex в Казахстане – низкая финансовая грамотность потенциальных клиентов и отсутствие регулирования рынка.

«На наш взгляд, основной проблемой в Казахстане на данный момент является недостаток действительно квалифицированных преподавателей биржевого дела», – считает г-н Петров.

Практически каждый дилинговый центр предлагает курс обучения трейдингу, длящийся несколько недель. При этом, как отмечает консультант компании GDFX.kz Даниил Виталиев, часто представители брокеров заинтересованы только в том, чтобы клиент открывал счета и приступал к торговле. Обучение в этом случае становится лишь средством рекламы.

Эта проблема заинтересовала компанию «Альпари» – услуги по обучению являются основной статьей ее дохода, а в планах развития россиян в нашей стране основное место занимает создание обучающего центра трейдеров.

Поскольку многие потенциальные клиенты имеют плохое представление о том, что такое рынок Forex и как с ним работать, появляется возможность для деятельности мошенников. «Главный недостаток Forex в том, что это нерегулируемый рынок, поэтому и стало возможным в свое время открытие многих мелких дилинговых центров, привлекающих новых клиентов на основе сетевого маркетинга или с предложениями дальнейшего трудоустройства», – говорит г-н Кияница. Мелкие дилинговые центры, большинство из которых занимаются финансовыми махинациями, пару лет назад привели к серьезному подрыву репутации рынка Forex в нашей стране. В последние годы с появлением более крупных и устойчивых игроков доверие к рынку постепенно восстанавливается. Однако при этом мошенничество на рынке Forex по-прежнему процветает.

Валютное казино

Как отметил один из участников рынка, «одной из основных проблем на рынке Forex являются так называемые дилинговые центры. Человек порой сам не знает, с кем он заключает договор. Это может быть так называемый филиал некой зарубежной компании либо компания, зарегистрированная в офшоре, и так далее… Также большой проблемой является то, что деньги трейдера не поступают на мировой рынок, а остаются здесь, в том же дилинговом центре. То есть дилинговый центр выступает не в роли брокера, а в роли казино. Выигрыш немногих выплачивается за счет проигрыша основной массы». Так, например, по статистике, до 80% новичков теряют свои депозиты. Схему работы по «принципу казино», о которой идет речь, использует большинство казахстанских компаний. Многочисленные исследования показывают, что количество трейдеров, имеющих убытки на рынке Forex, всегда выше количества трейдеров, получающих доходы. Такие дилинговые центры не выводят деньги на рынок Forex, а лишь регистрируют сделки внутри компании. При работе с такими участниками рынка трейдер часто по нескольку недель или месяцев не может забрать заработанные им деньги.

«Принцип казино» в работе большинства дилинговых центров также приводит к тому, что они настроены сделать все возможное, чтобы клиент терпел убытки, – это один из факторов, стимулирующих развитие мошенничества на рынке. Схемы обмана очень разнообразны, инновации в этой сфере появляются ежечасно.

Самый простой метод работы недобросовестного дилингового центра базируется на том, что новичок проигрывает свои первые депозиты. Главная задача сотрудников компании – мягко подтолкнуть клиента к началу работы, затем убедить его совершать больше сделок, с большими суммами, вопреки убыткам. Здесь трудно найти противозаконные действия дилингового центра – глупость клиента и жадность сами делают свое дело. Неподготовленные люди могут легко поддаться азарту. Среди трейдеров часто можно услышать истории об их друзьях и знакомых, потерявших на Forex все свои сбережения, продавших машины, квартиры и т.д. Мошенничество заключается лишь в том, что потерянные клиентом деньги забирает не рынок, как должно быть, а дилинговый центр.

Существуют и более технологичные схемы. Одной из самых популярных является предоставление ложных курсов валют. Здесь существует много эффективных схем, дилинговый центр может, например, зарабатывать на разнице между реальным курсом валют и тем, который он дает клиенту.

Недобросовестную работу дилера обычно можно наблюдать при небольшом количестве у него клиентов (обычно менее 200). Когда дилинговый центр имеет большое количество клиентов, их сделки перекрывают друг друга, и в мошенничестве нет необходимости. Компания здесь превращается в большой клиринговый центр, осуществляющий взаимозачет позиций. Клиенты уже забирают деньги не у компании, а друг у друга, а дилинговый центр зарабатывает на комиссиях. Это стандартный принцип работы крупных российских и западных брокеров.

Уход казахстанцев

Ввиду широкого распространения мошенничества в казахстанских компаниях многие профессиональные трейдеры предпочитают работать напрямую с европейскими и российскими компаниями. Большое количество клиентов и длительная история работы на рынке иностранных брокеров вызывает доверие и привлекает к ним новых клиентов.

В Европе, в отличие от Казахстана, услуги Forex – это регулируемый рынок. У компаний есть лицензии, страхование ответственности перед клиентами, они предоставляют финансовые отчеты и т.д.

Работа казахстанских трейдеров с иностранными компаниями стимулирует последних выходить в Казахстан. Новые представительства у нас открываются регулярно (как минимум по нескольку в год), и кризис никак не приостановил этот процесс.

Например, в апреле 2009 года в Астане открылось представительство группы компаний BroCo. «И в первую очередь это было нужно для поддержки уже существующих клиентов нашей компании», – отмечает Алексей Кияница. По той же причине, для поддержки уже имеющихся клиентов, открываются большинство новых представительств иностранных компаний.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?