Пусть не решит он всех проблем…

Пусть не решит он всех проблем…

С падением в обществе уровней образования и культуры решение вопросов, связанных с религией, всегда усложняется. В том числе вопросов, относящихся к пониманию сути религиозных концепций.

Умение анализировать информацию и вычленять нужное от природы не дается. Эти навыки формируются начиная с раннего возраста, активную роль в этом процессе играют семья и школа. При этом и недостаток информации, и неумение с ней работать могут плохо отразиться не только на качестве жизни отдельных граждан, но и на состоянии общества, на политико-экономическом курсе развития страны. Учитывая рост, с одной стороны, безграмотности населения, с другой – религиозной напряженности в мире, можно понять желание властей регулировать и контролировать эти процессы.

В случае с религиоведением задача поставлена на государственном уровне. Вот как объясняет необходимость введения религиоведения в школах представитель Министерства образования и науки РК Серик Ирсалиев: «В этом году становится факультативным курс религиоведения. Если раньше он был по желанию учащихся, с этого года он становится обязательным для изучения всеми школьниками нашей страны. Мы полагаем, что основы религиозной толерантности должны закладываться еще в детском возрасте. Много страшных случаев можно приводить, когда, например, мальчик умер от того, что держал уразу, или еще что-то. Как раз этот предмет и вводится, чтобы избежать таких экстремальных вещей». По его словам, курс будет преподаваться в старших классах и вести его будут педагоги, имеющие опыт преподавания истории, культурологии, эстетики, прошедшие специальную переквалификацию.

Кроме того, не надо забывать, что для Казахстана вопрос религии имеет особую значимость. Вокруг нас – страны, в которых весьма распространены радикальные настроения среди уммы – приверженцев ислама.  Стоит вспомнить вспыхнувшую и перетекшую в религиозный конфликт гражданскую войну в Таджикистане, теракты и борьбу с радикальными исламскими организациями в Узбекистане и Киргизии. У нас государство светское, и религия не играет такой роли в социально-политической жизни, как, например, в типично исламских государствах наподобие Саудовской Аравии или Пакистана. Но представители радикально настроенных религиозных организаций постоянно пытаются вести проповедническую деятельность на территории Казахстана, и все мы слышали о судебных процессах, связанных с религиозным экстремизмом (например, с той же организацией «Хизб-ут-Тахрир»). Так что вопрос грамотной религиозной политики для нашей страны – вопрос политический, и регулирование накала религиозных страстей, в том числе с помощью системы образования, – вопрос национальной безопасности.

Ситуация в Казахстане иная, чем, например, в Таджикис-тане или Узбекистане, у нас население никогда не было происламистски настроенным, учитывая традиционный полиэтнический состав, хотя в последнее время он меняется – увеличилось количество коренных репатриантов из соседних стран. Как правило, это неграмотные сельские иммигранты. Низкий уровень жизни, здравоохранения, образования, отсутствие рабочих мест – вот самый общий и неполный перечень проблем, на почве которых может вспыхнуть религиозный экстремизм. Можно ли решить их введением религиоведения в школах? Очевидно – нет.

На словах объяснение целесообразности введения предмета звучит логично, но проблемы, как всегда, возникают «на местах». Одна из главных – нехватка квалифицированных педагогов. И это касается не только преподавания новомодных дисциплин, но и вполне традиционных предметов, без которых немыслимо классическое среднее  образование – математики, физики, литературы, истории и пр. Представьте, что детям может поведать о религии педагог-недоучка. Он, скорее всего, сможет лишь просто поделиться своими обывательскими соображениями, а то и начнет проповедовать собственные религиозные убеждения.

На мой взгляд, если бы естественно-научные, да и гуманитарные дисциплины преподавались в школах качественно, на уровне мировых стандартов, то роста религиозного экстремизма из-за необразованности масс можно было бы не опасаться. Ведь информация о религиях так или иначе присутствует и в истории искусства и культуры, и в этике, а преподавание истории человечества вообще немыслимо без нее. Вопросы, имеющие отношение к религиозной картине мира, могут возникать и при изучении физики, биологии, химии. Тезис о переквалификации педагогов истории, эстетики, культурологии  выглядит неубедительным, ведь профессионализм последних вызывает сомнения.

Если говорить о ее месте в системе научного знания, то это скорее область междисциплинарного исследования, нежели самостоятельная наука. Религия может стать предметом исторического, философского, психологического, искусствоведческого, литературного изучения. Сравнительный анализ, выводы, умозаключения в этой области возможны на стадии получения высшего образования и научных изысканий. Понимание многообразия религиозных представлений предполагает наличие широких знаний в области истории и культуры, эрудицию, способность самостоятельного суждения. Вряд ли такое возможно на уровне школярской дисциплины. Поэтому многое упирается в личность преподавателя. А этот фактор вступает в действие при условии, когда среднестатистические показатели в норме. Какой может быть разговор о творческом подходе и эрудиции педагогов, если их просто не хватает?

Если на бумаге задумка с введением обязательного преподавания религиоведения в школах выглядит разумной, то в контексте реального положения дел целесообразность ее теряется. В свете и без того низких зарплат преподавателей кампания по внедрению новой дисциплины рискует вылиться в очередную «нецелевую» трату госсредств.

Впрочем, вряд ли новая затея Минобразования будет иметь далеко идущие последствия.

Когда-то в советских школах вели такой предмет – «обществоведение», потом его сменило «обществознание». Были изданы и специальные учебники по этим предметам. Сейчас их в школах уже нет, но зато появились «самопознание», «человек и общество», «валеология». Очевидно, и век религиоведения будет недолог.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее