Сила – есть!

Редакционная статья

Сила – есть!

В последнее время у отечественных экономистов, имеющих статус независимых экспертов, вошло в привычку выражать сомнения в наличии у нашего правительства когнитивных способностей – проще говоря, ума. Сомнения эти, возможно, небезосновательны, но абсолютно неуместны. Доблесть правительства заключается в исполнительской дисциплине, а не в аналитических или прогностических способностях. На то должны быть мозговые центры, институты и прочая королевская рать, которую и должны составлять в том числе независимые и зависимые эксперты.

Зато ни у кого не вызывает сомнений то, что у нас есть сила – руководящая и направляющая. Это «Нур Отан» – президентская партия, завершающая процесс трансформации из партии власти в правящую партию.

В своем классическом виде любая политическая партия состоит из лидеров, партийной бюрократии, мозгового штаба (идеологов), партийного актива и рядовых членов партии. Если партия добивается успеха на выборах, в ее составе появляются члены партии – законодатели или члены правительства. Все это у «Нур Отана» уже имеется. И парламентарии, и министры – все свои. С формальной точки зрения партии даже на пост президента удалось провести своего человека.

Президент советуется с партийной фракцией, формируя правительство, премьер-министр просит партийной поддержки для своих программ. Недавно был сделан новый шаг к превращению партии в ядро всех государственных организаций, которое придает планомерный научно обоснованный характер их борьбе за разработку и выполнение программы индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010 – 2014 годы.

Нурсултан Назарбаев, выступая на открытии очередной сессии парламента, вновь указал на роли, которые отведены различным государственным институтам. Правительству – готовить законы, юридически закрепляющие сложившуюся практику, «чтобы мы этой работой занимались законно». Парламенту – принимать эти законы. Партии – стоять во главе всех этих процессов, при этом контролируя их исполнение.

Партия, по Конституции являющаяся всего лишь общественной организацией, все больше включается в процесс управления экономическими процессами. То, что ее парламентская фракция не пользуется своим правом на законодательную инициативу, выглядит уже не недостатком, а особенностью оргструктуры, ведь правительство разрабатывает законы по поручению лидера партии, а не премьер-министра. Правительство в этой схеме кажется похожим на экономический отдел горкома партии советских времен.

Но в реальной жизни правительство, несмотря на то что большинство министров – члены партии «Нур Отан», в своей работе предельно деполитизировано. Регулирующие и стимулирующие функции в отношении различных секторов национальной экономики оно выполняет без оглядки на партийных функционеров и интеллектуальный клуб «Орлеу». Когда президент говорит о том, что надо найти оптимальный баланс между рыночными подходами и государственным регулированием, от лица государства будет действовать именно кабинет министров в компании дружественных ему Агентства финансового надзора и Нацбанка. Именно внутри этих структур действуют те самые государственные механизмы, которые в соответствии с поручением президента должны системно усиливать и дополнять рыночные принципы.

Но одновременно существует партия, а у партии есть своя социально-экономическая программа, с которой была одержана победа на выборах. Следовательно, экономический курс, которым движется Казахстан, должен пролагаться нуротановскими штурманами, с которых и надлежит спрашивать за рост цен и безработицы. Не зря же существуют общественные приемные «Нур Отана», куда можно подать жалобу на исполнительную власть – как местную, так и центральную. И при этом не дергать лишний раз министров, исполняющих поручения этой самой партии.

Не наделяя «Нур Отан» реальными полномочиями – да и некого наделять, аналитического аппарата же у нее нет, – не наделяя экспертами и помощниками, на партию формально возлагают ответственность за происходящее в стране. А как иначе? Любой уважающей себя организации нужен зицпредседатель, который будет важно надувать щеки в то время, пока счетоводы и заготовители копыт будут работать. Впрочем, не стоит полагать, что в нашем случае зицпредседателю придется, как и полагается по должности, отправлять представительские функции не только за конторским столом, но и в каталажке. Судя по всему, кризис заканчивается. Победа над экономической турбулентностью неизбежна. А победителей не судят.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее