Сила – есть!

Редакционная статья

Сила – есть!

В последнее время у отечественных экономистов, имеющих статус независимых экспертов, вошло в привычку выражать сомнения в наличии у нашего правительства когнитивных способностей – проще говоря, ума. Сомнения эти, возможно, небезосновательны, но абсолютно неуместны. Доблесть правительства заключается в исполнительской дисциплине, а не в аналитических или прогностических способностях. На то должны быть мозговые центры, институты и прочая королевская рать, которую и должны составлять в том числе независимые и зависимые эксперты.

Зато ни у кого не вызывает сомнений то, что у нас есть сила – руководящая и направляющая. Это «Нур Отан» – президентская партия, завершающая процесс трансформации из партии власти в правящую партию.

В своем классическом виде любая политическая партия состоит из лидеров, партийной бюрократии, мозгового штаба (идеологов), партийного актива и рядовых членов партии. Если партия добивается успеха на выборах, в ее составе появляются члены партии – законодатели или члены правительства. Все это у «Нур Отана» уже имеется. И парламентарии, и министры – все свои. С формальной точки зрения партии даже на пост президента удалось провести своего человека.

Президент советуется с партийной фракцией, формируя правительство, премьер-министр просит партийной поддержки для своих программ. Недавно был сделан новый шаг к превращению партии в ядро всех государственных организаций, которое придает планомерный научно обоснованный характер их борьбе за разработку и выполнение программы индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010 – 2014 годы.

Нурсултан Назарбаев, выступая на открытии очередной сессии парламента, вновь указал на роли, которые отведены различным государственным институтам. Правительству – готовить законы, юридически закрепляющие сложившуюся практику, «чтобы мы этой работой занимались законно». Парламенту – принимать эти законы. Партии – стоять во главе всех этих процессов, при этом контролируя их исполнение.

Партия, по Конституции являющаяся всего лишь общественной организацией, все больше включается в процесс управления экономическими процессами. То, что ее парламентская фракция не пользуется своим правом на законодательную инициативу, выглядит уже не недостатком, а особенностью оргструктуры, ведь правительство разрабатывает законы по поручению лидера партии, а не премьер-министра. Правительство в этой схеме кажется похожим на экономический отдел горкома партии советских времен.

Но в реальной жизни правительство, несмотря на то что большинство министров – члены партии «Нур Отан», в своей работе предельно деполитизировано. Регулирующие и стимулирующие функции в отношении различных секторов национальной экономики оно выполняет без оглядки на партийных функционеров и интеллектуальный клуб «Орлеу». Когда президент говорит о том, что надо найти оптимальный баланс между рыночными подходами и государственным регулированием, от лица государства будет действовать именно кабинет министров в компании дружественных ему Агентства финансового надзора и Нацбанка. Именно внутри этих структур действуют те самые государственные механизмы, которые в соответствии с поручением президента должны системно усиливать и дополнять рыночные принципы.

Но одновременно существует партия, а у партии есть своя социально-экономическая программа, с которой была одержана победа на выборах. Следовательно, экономический курс, которым движется Казахстан, должен пролагаться нуротановскими штурманами, с которых и надлежит спрашивать за рост цен и безработицы. Не зря же существуют общественные приемные «Нур Отана», куда можно подать жалобу на исполнительную власть – как местную, так и центральную. И при этом не дергать лишний раз министров, исполняющих поручения этой самой партии.

Не наделяя «Нур Отан» реальными полномочиями – да и некого наделять, аналитического аппарата же у нее нет, – не наделяя экспертами и помощниками, на партию формально возлагают ответственность за происходящее в стране. А как иначе? Любой уважающей себя организации нужен зицпредседатель, который будет важно надувать щеки в то время, пока счетоводы и заготовители копыт будут работать. Впрочем, не стоит полагать, что в нашем случае зицпредседателю придется, как и полагается по должности, отправлять представительские функции не только за конторским столом, но и в каталажке. Судя по всему, кризис заканчивается. Победа над экономической турбулентностью неизбежна. А победителей не судят.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности