«Газпром» на обочине

Китайская компания PetroChina договорилась с американской ExxonMobil о 20-летних поставках в Китай сжиженного газа из Австралии. Сделка делает газопроводные проекты с «Газпромом» для Пекина малоинтересными

«Газпром» на обочине

В конце августа американский нефтегазовый гигант ExxonMobil заключил контракт с китайской PetroChina (дочернее предприятие нефтегазовой госкомпании CNPC) о продаже сжиженного природного газа (СПГ) с австралийского шельфового месторождения Gorgon. Сумма контракта, по которому PetroChina будет в течение 20 лет получать 2,25 млн тонн газа в год, оценивается в 41 млрд долларов. Однако это предельная сумма, рассчитанная с учетом возможного роста стоимости СПГ. В текущих ценах законтрактованный объем сжиженного газа стоит «всего» около 22 млрд долларов.

Проводя эту сделку, Китай в очередной раз продемонстрировал свое умение отделять экономику от политики. Подписанию договора не помешал ряд событий, осложнивших отношения между Канберрой и Пекином. Среди них недавний скандал с задержанием в Шанхае за получение незаконным путем «коммерческой информации» четырех сотрудников австралийско-британской горнодобывающей компании Rio Tinto, состоявшийся (несмотря на давление китайских дипломатов) визит в Австралию главы Всемирного уйгурского конгресса Ребии Кадир, которую Пекин обвиняет в организации беспорядков в Синьцзян-Уйгурском районе КНР.

Для Китая это не первая крупная сделка с Австралией. Так, в 2003 году был заключен 25-летний контракт, согласно которому Австралия будет ежегодно поставлять в Китай 3,7 млн тонн СПГ. Летом 2006-го в г. Шэньчжэнь южнокитайской провинции Гуандун была введена в действие первая очередь регазификационного терминала, где разгружен первый метановоз, доставивший СПГ из Австралии. В 2007-м подписан 20-летний контракт с Shell и австралийской Woodside на поставку четырех миллионов тонн топлива в год (5,4 млрд кубометров).

Ресурсная жажда Китая

Основным энергоресурсом Поднебесной до сих пор является уголь, но с середины 1990-х стало резко расти и потребление газа. И если в 1995 году страна потребляла всего 17,7 млрд кубометров газа, то в прошедшем – уже около 81 млрд кубометров. Однако рост собственной добычи отстает от спроса: в 2008 году объем газодобычи в Китае оказался на 4,6 млрд кубометров меньше объемов его потребления. Несмотря на большое число открытых в последние годы месторождений, многие из них отличаются сложными условиями добычи, и попытки их разработки нередко оказываются малоэффективными.

В обозримой перспективе ситуация не изменится, поэтому Китай вынужден активно восполнять дефицит топлива его экспортом. Китайские власти убеждены, что для обеспечения устойчивого роста экономики – а значит, и собственного политического выживания – им жизненно необходим доступ к дешевому сырью. Это, нацеливая Пекин на увеличение закупок за рубежом, превращает поиски и импорт сырьевых и энергетических ресурсов в сферу его ключевых стратегических интересов. К примеру, к 2010 году на восточном побережье Китая будут построены до десяти новых терминалов для приема сжиженного газа.

Согласно прогнозам в следующем году потребление СПГ в стране превысит 26 млн тонн, и Китай, несмотря на мировой кризис не испытывающий серьезных финансовых трудностей, продолжает охоту за новыми источниками сырья и энергоресурсов. В частности, австралийская горнодобывающая компания Fortescue Metals Group объявила о готовности в обмен на инвестиции в шесть миллиардов долларов со стороны Китая предложить ему железную руду по более низкой, чем Rio Tinto цене. Китайская ассоциация чугуна и стали тут же заявила, что воспользуется предложением Fortescue как аргументом на переговорах с тремя крупнейшими мировыми производителями железной руды.

Особенно привлекает внимание Пекина стремящаяся войти в лидирующую тройку мировых экспортеров СПГ Австралия. Тем более что соседи и во многом конкуренты Китая в регионе также прокладывают дорогу к австралийскому газу. Так, за неделю до китайцев контракт на ежегодные поставки 1,5 млн тонн СПГ с того же месторождения Gorgon заключила Индия.

Альтернативы для «Газпрома»

Заметным поставщиком газа в Китай намеревается стать Туркмения: с 2010 года должен заработать газопровод в КНР мощностью до 40 млрд кубометров в год. Вместе с тем Казахстан скорректировал свои планы по экспорту газа в сторону снижения, и в каком объеме они будут реализованы в итоге, пока не ясно.

Россия, много лет ведущая с Пекином переговоры по газу, еще не подписала с ним ни одного контракта на экспорт газа. Тем не менее коммерческий план поставок природного газа в Китай включает западный и восточный маршруты примерно равной мощности с общим объемом 68 млрд кубометров газа в год. Западный маршрут (проект трубопровода «Алтай») предназначен для поставки газа западносибирских месторождений в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая и подсоединения к идущему до Шанхая западно-восточному газопроводу. Однако общая протяженность трубы превышает 6000 км, и доставленный по ней газ вряд ли выдержит конкуренцию по цене с топливом из Туркмении. Несмотря на это, газопровод на российской стороне находится в стадии строительства: если не удастся достигнуть договоренностей с Китаем, то газ будет потребляться внутри страны.

Меморандум, предусматривавший строительство газопровода и поставки газа с Ковыктинского месторождения, был подписан еще в 2006 году во время визита Владимира Путина в Пекин. По российским источникам, маршрут восточного трубопровода будет проходить от газовых месторождений в Якутии на северо-восток Китая. Однако переговоры между CNPC и «Газпромом» зашли в тупик, и до сих пор детали проекта не урегулированы, поскольку проект предполагает колоссальные вложения в инфраструктуру, что сделает газ просто золотым. Сейчас чиновники обсуждают возможность строительства СПГ-завода под восточносибирские месторождения, в том числе для поставок в Китай. Но когда такой проект будет реализован, непонятно.

Эксперты полагают, что газовая сделка PetroChina с ExxonMobil может серьезно осложнить энергодиалог Пекина с Москвой и даже свести на нет перспективы заключения соглашения с «Газпромом». И это понятно. Китай, совершив рокировку на газовой доске в сторону СПГ из Австралии, практически закрывает свои потребности в газе и в обозримой перспективе не будет испытывать особой необходимости в поставках российского газа в свой западный регион.

Сжиженный газ намного выгоднее транспортировать, чем гонять по трубам, и России, имеющей возрастающие проблемы с рынком сбыта, следует срочно строить заводы по производству СПГ. Либерализация газовых и электроэнергетических рынков в Европе и многих странах Азии служит дополнительным катализатором этого процесса. Так, если в 1999 году по краткосрочным контрактам было продано только 3% мирового производства СПГ, то к концу нынешнего десятилетия, по некоторым оценкам, его объемы достигнут 35%. О планах по строительству заводов СПГ объявили такие страны, как Боливия, Перу, Ангола, Экваториальная Гвинея, Йемен.

Безусловно, выходить с большими объемами СПГ на рынок Европы «Газпрому» нецелесообразно: тогда российский сжиженный газ будет конкурировать с российским же сетевым. Поскольку поставки сжиженного газа наиболее рентабельны при его транспортировке на дальние расстояния, то для российского СПГ перспективны рынки США, Канады и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сохраняя прежнюю привязанность к поставкам сетевого газа, крупнейший в мире газовый экспортер «Газпром» рискует оказаться на обочине. Возможность транспортировать газ по морям-океанам придала бы экспортной стратегии российского концерна недостающую ему гибкость и маневренность, открыла бы доступ к рынкам, к которым трубы протянуть просто невозможно.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности