В поисках равновесия

Выступление президента перед парламентом отражает попытки создания баланса сил между различными политическими институтами

В поисках равновесия

Выступление президента на открытии очередной сессии парламента не регламентировано. То есть не имеет каких-то специальных целей, не ограничено тематически, да и аудитория практически та же, что была на выступлении президента с посланием народу Казахстана. Она на 90% состоит из участников и гостей съезда партии «Нур Отан», на котором лидер партии Нурсултан Назарбаев также выступал с программно-установочной речью.

Заметно разве что смещение акцентов в тех местах выступления, где президент адресуется напрямую к участникам собрания. Например, 1 сентября в парламенте он обращался к депутатам. Хотя поручения давал правительству и партии «Нур Отан», благо первое формируется, а вторая возглавляется им самим.

То, что президент в своем выступлении на открытии третьей сессии парламента четвертого созыва не сказал ничего принципиально нового, можно расценить как добрый знак. С одной стороны, лучшая новость – это отсутствие любых новостей, особенно сегодня, на фоне затянувшейся борьбы волатильности с нестабильностью. С другой – это свидетельство некой последовательности государственной политики, а ее спутником является предсказуемость, от которой недалеко и до уверенности в завтрашнем дне.

Единственное, что могло расстроить некоторых обитателей астанинских кулуаров – слухи об отставке правительства Карима Масимова в очередной раз не подтвердились. Впрочем, скорая отставка Карима Масимова уже стала фирменным элементом отечественных прогнозов и анализов. А так как отставка любого правительства рано или поздно неизбежна, томительное ожидание продлится, судя по всему, еще долго. Как минимум – до весны.

Переплетение ветвей власти

В своем выступлении в парламенте Нурсултан Назарбаев все поручения, связанные с подготовкой законопроектов, адресовал исключительно правительству. Он сказал, в частности, что перед правительством «поставлена задача до конца года завершить разработку программы развития страны до 2020 года, то есть на предстоящие 10 лет с разбивкой по двум пятилеткам». Правительству совместно с акимами необходимо разработать Карту индустриализации Казахстана на 2010–2020 годы. В нее следует включить схему рационального размещения производственных мощностей в увязке с ресурсной базой регионов и развитием инфраструктуры.

Своего рода оценкой возможностей парламента стала фраза президента «поручаю правительству разработать и внести в парламент в первоочередном порядке законопроекты о научной, в том числе антикоррупционной, экспертизе законов и подзаконных актов, лоббистской деятельности, более широком использовании возможностей электронного правительства». Это означает, что даже экспертиза законов парламенту не под силу – он просто не располагает экспертными структурами. Но и придавать их парламенту не будут. От депутатов требуется оперативность. Порой им даются прямые указания: «В работе над проектом бюджета парламенту следует предусмотреть дальнейшее финансирование мер по реализации Дорожной карты».

Генератор идей

Свое выступление перед мажилисменами президент завершил словами о том, что на предстоящей сессии парламенту предстоит работать над законодательным обеспечением подготовки к новому этапу развития страны. А во главе этой работы, считает Нурсултан Назарбаев, должна идти фракция партии «Нур Отан». Поэтому Дархан Калетаев, первый зампред «Нур Отана», с полным основанием расценивает выступление президента как поручение фракции партии.

«Нур Отан» действует строго в соответствии с поручениями президента, данными на XII съезде партии в мае этого года. Они включают в себя разработку новой программы партии на период до 2020 года. Как сказал Нурсултан Назарбаев, выступая на съезде: «Это должен быть системный, цельный документ, который определит основные контуры работы по посткризисному обновлению Казахстана на основе вышесказанных целей индустриализации страны. Они должны служить основой для разработки программных документов всех уровней исполнительной власти».

Тогда же он заявил, что партия должна объединить все интеллектуальные силы страны, а ее аппарат должен стать мозговым центром, который генерирует идеи для президента, правительства, парламента. С этой целью надо создать в партии комитет по инновационным идеям, куда привлечь новых людей с креативным мышлением.

Судя по всему, исполнительская дисциплина в партии находится на должном уровне. Специальный комитет создан, генератор заработал.

Поскольку мажилис парламента, в соответствии с Конституцией страны имеющий право законодательной инициативы, состоит из членов партии «Нур Отан», можно было ожидать, что именно своим соратникам по партии президент поручит разработку и принятие законов. Хотя бы некоторых. Но парламент у нас остается органом непредставительным и даже не законотворческим. Президент ни разу не сказал, что депутатам надо разработать какой-то закон – он сказал, что им надо его принять.

Интересно, что члены правительства, рассказывая о выполнении президентских поручений, про партию и сотрудничество с ней практически не говорят. Недавно министр индустрии и торговли Асет Исекешев сообщил, что в третьем квартале эта карта, то есть перечень проектов, будет утверждена, а к концу года будет закончена разработка Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010–2014 годы. Про взаимодействие с «Нур Отаном» он даже не упомянул.

Но работать-то все равно приходится в одной упряжке. На днях заместитель председателя инновационного комитета партии «Нур Отан» Бауржан Абдишев сообщил, что этим комитетом совместно с независимыми экспертами разработан проект концепции программы индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010–2014 годы. Этому документу предстоит пройти утверждение на заседании политсовета партии, а затем его передадут в правительство, которое готовит такой же документ, но самостоятельно. Результатом такого взаимодействия должен стать гибридный вариант программы – партийно-правительственный.

Весы и гирьки

Как уже отмечал наш журнал, сегодня в Казахстане государство полностью контролирует политический процесс. Одним из побочных эффектов государственного контроля стало укрупнение и слияние различных государственных и квазигосударственных структур – экономических (фонд «Самрук-Казына»), финансовых (Нацфонд), медийных (холдинги «Арна медиа» и «Нур медиа»). Это привело к тому, что процесс перестал быть политическим в прямом смысле слова, из него исчезла конкуренция и борьба за контроль над финансовыми, экономическими, управленческими, медийными и иными ресурсами. Впрочем, есть у нас партийное поле, есть и партийная система. Не без недостатков, зато своя. И формально политический процесс продолжается в форме межпартийных дискуссий, круглых столов, объединений и разъединений маргинальных политических партий. Маргинальных не потому, что провозглашаемые ими цели или пропагандируемые ими ценности лишены актуальности или не поддерживаются народом, а потому, что они выброшены на периферию политической жизни.

Чтобы политическая система не превратилась в подобие белого карлика или черной дыры, а процесс ее сжатия не закончился коллапсом всего государства, приходится использовать систему сдержек и противовесов. Как это обычно и происходит в государствах со слабыми политическими институтами, в Казахстане эта система выстраивается на персональном уровне. Конкурируют не институты, например правительство и парламент, а люди, которые обычно объединяются вокруг одного лидера в кланы или группы влияния. Так было и в Казахстане. Но сегодня те, кто решил, что им позволено быть лояльными кому-то еще, кроме государства, что можно управлять нацкомпанией и направлять финансовые потоки в интересах людей, кланов и групп влияния, а не государства, оказались в эмиграции или на скамье подсудимых.

Поэтому весьма вероятно, что президент продолжит выстраивать отношения между парламентом, правительством и правящей партией как конкурентные и одновременно равноправные. Конкурентные в отношении доступа к властному ресурсу и объема полномочий. Равноправные – в смысле соподчиненности президенту (его администрация в эту схему не включается, и ее влиятельность сознательно занижается).

Заключительный аккорд президентских напутствий был связан с предстоящим в следующем году председательством Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Нурсултан Назарбаев сказал: «Депутатскому корпусу предстоит активная работа с зарубежными коллегами, участие в деятельности различных комиссий и групп ОБСЕ, ее Парламентской ассамблеи. Нужно использовать эту возможность для изучения опыта работы парламентов стран–участниц организации, применения его в Казахстане». Такое пожелание может показаться немного странным, поскольку вряд ли наши депутаты прежде уклонялись от выполнения своих прямых обязанностей в рамках работы Парламентской ассамблеи, протекающей преимущественно в Европе. Но это было всего лишь подводкой к поручению более концептуального характера: «Следует на порядок поднять качество законотворческого процесса в нашей стране, сделать его еще ближе к европейским стандартам». Если это не оговорка, то перед депутатами открылась возможность существенно расширить свои полномочия и увеличить свои возможности, то есть включить в аппарат парламента информационно-аналитические и экспертные структуры. Если, конечно, им хочется расширения своих полномочий, а следовательно, и ответственности.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности