Никто не должен быть одиноким

Редакционная статья

Никто не должен быть одиноким

Говорят, в последнее время в Казахстане стали реже брать откаты. Не перестали – система откатов при заключении контрактов между компаниями и при распределении госзаказа давно вросла с корнями в национальную экономику. Пожалуй, если вырвать ее одним махом, механизмы взаимодействия между участниками рынка и государством будут парализованы. Но, во всяком случае, количество откатов и взяток уменьшилось. Дело в элементарном страхе – предприниматели и чиновники напуганы целой чередой расследований, в которые оказались вовлечены публичные персоны. Независимо от того, идет ли речь о политическом заказе, виновны ли фигуранты уголовных дел, еще недавно возглавлявшие национальные компании, министерства и предпринимательские ассоциации, в инкриминируемых им деяниях или нет – попасть «под раздачу» никто не хочет. Как и давать правоохранительным органам крючок, за который, в случае необходимости, можно будет утянуть бизнесмена в места не столь отдаленные.

При этом ужесточается контроль за деятельностью самих правоохранителей. Водители в крупных городах знают, что в последнее время сотруднику дорожной полиции труднее всучить взятку. Опять же, берут – но реже (нельзя сказать, чтобы водители были безумно рады этому – все же суммы взяток не дотягивают до размеров штрафов). Пограничники, контролирующие перевалы на пути в Киргизию, перестали брать бакшиш с проходящих без документов туристических групп – путешественников просто разворачивают обратно. Периодически появляются сообщения о разоблачении коррумпированных сотрудников финполиции и прочих силовых структур.

Идет ли речь об очередной кампании вроде широко рекламировавшихся «десяти ударов по коррупции»? Если бы все ограничилось лишь чистками среди госструктур и в бизнес-среде, можно было бы прийти к такому выводу. Ведь невозможно поддерживать сколько-нибудь высокий накал карательной политики продолжительное время. Единственным следствием однократной акции будет расчистка поля, на место одних коррупционеров придут другие. Само по себе усиление карательных органов лишь провоцирует коррупцию, развитие непотизма: возрастает цена безопасности – суммы взяток и размеры откатов. Но дело в том, что одновременно с ростом активности силовых структур мы наблюдаем попытку реформирования самой системы взаимоотношений между деловым сообществом и государством в лице контрольно-надзорных органов. Прежде всего – системы контроля за участниками рынка.

Известно, что любая серьезная проверка заставляет компанию работать в стрессовых условиях, ведет к потере эффективности. Непрерывная череда проверок способна «закошмарить» бизнес, и даже самый добропорядочный предприниматель задумается, не попытаться ли ему откупиться от назойливых ревизоров. Принятый недавно в Алматы меморандум, в котором контрольно-надзорные органы обязуются сократить число инспекций, и поправки в законодательные акты по вопросам частного предпринимательства, регламентирующие частоту проверок, должны существенно снизить уровень коррупции в системе «предприниматель – органы власти».

Бизнес надеется, что государство пойдет дальше и уменьшит количество проверяющих органов. Пока сложно сказать, решатся ли власти на это – ведь тут речь пойдет уже о настоящей реформе правоохранительной системы, которая потребует значительных усилий и большой политической воли.

Такая воля есть. И мы даже знаем человека, обладающего этой волей – это президент РК Нурсултан Назарбаев. Опрошенные нами представители деловых кругов уверенно говорят, что и моратории на проверки бизнеса, и поправки в законы, облегчающие жизнь бизнесменам, – все это его инициатива. Если так, то сектору МСБ повезло, что у него есть лоббист такого уровня. Но тут есть и проблема. Получается, что предприниматели и силовики не могут наладить эффективное взаимодействие самостоятельно, без нажима сверху. Нет персон, способных призвать (или принудить) их к диалогу. Стоит главе государства ослабить контроль – старая система вновь воспроизведет сама себя. И уж тем более нельзя быть уверенным в том, что новеллы не будут пересмотрены в отдаленной перспективе. Для того чтобы быть уверенным, что комфортные условия для развития МСБ создаются всерьез и надолго, недостаточно будет ограничить число проверок и даже уменьшить количество проверяющих органов – нужны кадровые изменения на уровне руководства страны. В политической элите должны появиться люди, искренне разделяющие взгляды президента на то, какое место должно быть отведено МСБ в экономической жизни Казахстана. Настоящие сподвижники главы государства в этом вопросе.