Фестиваль мертв, а мы…

«Евразия» родилась как способ поддержать имидж страны и казахстанское искусство, а умерла как бизнес

Фестиваль мертв, а мы…

Приближается традиционное время проведения ежегодного Международного кинофестиваля «Евразия», который обычно проводился в сентябре – начале октября), который был самым масштабным культурным событием в жизни страны.

Обычно подготовка к осеннему кинофестивалю начиналась летом: пресс-конференции, конкурс, работа отборочной комиссии и т.д. В этот раз фестиваль не подавал признаков жизни – все было тихо. Как выяснилось, его на этот раз не будет. Не будет и нового кинофестиваля «Астана» (в прошлом году «Евразия» переехала из Алматы в Астану, и президент «Казахфильма» Ермек Аманшаев сообщил, что кинофорум будет назван по имени столицы). Но больше всего удручает отсутствие публичной реакции в мире кино на отмену мероприятия. Может быть, широко рекламировавшийся, пользовавшийся господдержкой фестиваль не был особенно нужен, а деньги, потраченные на него, ушли зря? Как выяснилось, этим вопросом заинтересовались не только мы, но и компетентные органы.

А был ли мальчик?

Попытавшись выяснить, что же будет в этом году с «Евразией», мы натолкнулись на стену молчания. В основном все опрошенные, в том числе директора кинофестиваля, переадресовывали друг к другу, ссылаясь на то, что не являются его руководителями в этом году или же, напротив, что не являлись ими в прошлом. Так, начальник отдела кинофестивалей Ольга Хлащева отвечать на наши вопросы не стала. В «Казахфильме» рекомендовали поговорить с продюсером Гульнарой Сарсеновой, она была его гендиректором в прошлом году. В приемной компании г-жи Сарсеновой нас не стали соединять с ней, заявив, что она уже не является директором мероприятия. Еще раз позвонив в «Казахфильм», мы разыскали управляющего директора по маркетингу этой компании Ирену Ванидовскую, которая лаконично сообщила, что фестиваля в этом году не будет. Сказав, что это связано с глобальным кризисом, из-за которого средств на проведение фестиваля попросту не хватило, она отказалась от более подробных комментариев. Говорить о бюджете «Евразии» отказался и бывший два года назад ее директором продюсер Серик Жубандыков. Не проявил такого желания намеривавшийся возглавить кинофестиваль нового образца в этом году президент «Казахфильма» Ермек Аманшаев, снова переадресовав нас к г-же Сарсеновой.

Сайт «Евразии» (www.eurasiaiff.kz), на котором мы планировали получить хоть какую-то информацию, не открывался. На сайте «Казахфильма» (www.kazakhfilmstudios.kz) о кинофестивале можно прочитать только краткое вступительное слово под названием «Международный Кинофестиваль “Евразия”: Ступени Успеха (1998–2008)», в котором, к тому же, о фестивале говорится в прошедшем времени. Судя по указанным датам (говоря фигурально – рождения и смерти) и употребляемым в тексте глаголам прошедшего времени, на «Евразии» можно ставить крест. В пользу этого факта свидетельствуют и слова президента «Казахфильма» о переименовании фестиваля.

Фирма веников не вяжет

Надо заметить, от «Евразии» в «Казахфильме» всячески открещивались. Складывалось впечатление, что эта организация имеет к ней крайне отдаленное отношение. Между тем именно АО «Казахфильм» становилось победителем проводившегося Минкультом открытого конкурса на проведение МКФ «Евразия» в 2005, 2006 и 2007 годах. В 2008 году пальма первенства опять досталась ему. Компания выигрывала конкурс все четыре года. Этот факт привлек внимание Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Поэтому неудивительно, что «Казахфильм» как любой монополист не стремился к повышению качества работы. Каждый год, освещая фестиваль в нашем журнале, мы не раз обращали внимание на его слабую организацию и отсутствие заинтересованности в рядовом зрителе (см. «Снова на те же грабли», «Эксперт Казахстан» № 37 за 2007 год). Как отмечает в своем отчете по итогам проверки Минкульта представитель Счетного комитета Нурлан Тажибаев (отчет размещен на сайте комитета): «АО “Казахфильм” каждый год создает структурное подразделение – Дирекция международного кинофестиваля “Евразия”, не являющееся юридическим лицом с отдельным расчетным счетом для исполнения сметы расходов МКФ “Евразия”».

Далее из отчета мы узнаем, что у фестиваля отсутствовала полагающаяся нормативная документация: «…регламент МКФ “Евразия” ежегодно утверждается самим АО “Казахфильм”, то есть до сих пор отсутствует единый утвержденный министерством нормативный документ, регламентирующий порядок и методику проведения МКФ “Евразия” в соответствии с регламентом международных кинофестивалей». А организационная структура носила временный и непостоянный характер, что вело к неэффективному использованию бюджетных средств «из-за отсутствия постоянно действующего органа для проведения МКФ “Евразия” в плановом и организованном порядке в количестве четырех-пяти человек (директор, финансист, арт-директор и два составителя программ), которые должны начинать основную работу не позже ноября соответствующего года». В отчете также отмечается, что организаторы фестиваля допускали и непредусмотренные отдельной статьей регламента МКФ «Евразия» расходы: «За период 2007–2008 годов оплачены гонорары приглашенным актерам, в том числе зарубежным, в общей сумме 87,1 миллиона тенге».

Становится понятным, почему мы не нашли желающих рассказать о финансовой стороне этого мероприятия. Ведь создаваемая каждый год заново дирекция фестиваля не являлась «юридическим лицом с отдельным расчетным счетом», а напоминала скорее контору «Рога и копыта» из небезызвестного романа Ильфа и Петрова.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики