Характер нордический. Предсказуемый

Характер нордический. Предсказуемый

Нынешним летом норвежцы A-Ha записали девятый студийный альбом «Foot Of The Mountain» – и впервые за 25 лет своей истории оказались ближе всего к тому, с чего начинали.

В поп-музыке восьмидесятых норвежское трио A-Ha имеет примерно такой же удельный вес, как калифорнийская группа Beach Boys в шестидесятых: конечно, это не оно придумало знаменитый синтезаторный звук того времени, но зато стало его самым приверженным и удачливым последователем. Портрет десятилетия был бы неполным без революции MTV, лаковых начесов и пронзительного фальцета фронтмена A-Ha Мортена Харкета в песне «Take On Me», вполне заслуживающей титул «гимна эпохи». Скандинавам удалось свести воедино цепкие мелодии, талант привлекательного вокалиста с колоритным тембром, усилия дизайнеров, создававших запоминающиеся клипы, – и выгодно все это продать, став, в переносном смысле, крупнейшей статьей норвежского экспорта. Первый их альбом «Hunting High And Low» (1985) разошелся по миру тиражом в 10 млн экземпляров, а синглы с него мгновенно возглавили британский и американский хит-парады, добавив в копилку группы еще 6,5 млн проданных пластинок.

Трудно однозначно определить, что стало катализатором этого яркого дебюта. То ли это уникальный голос диапазоном в пять октав Мортена Харкета, певшего когда-то в церковном хоре, то ли композиторский дар Пола Воктора-Савоя, с детства игравшего на флейте. А может, комичные концертные выходки клавишника Магне Фурухолмена. Главное, что группа очень быстро нашла свой собственный стиль – прохладный электропоп на полпути от дискотечной площадки к романтичным балладам. Впрочем, скоро этот стиль стал штампом: к концу 80-х музыканты записали четыре альбома, каждый из них был откровенно слабее предыдущего, а в 1993-м, после многочисленных внутренних конфликтов, члены группы разбежались по сольным проектам. Самым успешным из них оказался проект Воктора-Савоя – до сих пор Пол говорит, что отдает в A-Ha песни, не подошедшие для Savoy.

Вторую жизнь группа обрела по воле случая: в 1998 году A-Ha получила заманчивое приглашение выступить на вручении Нобелевской премии мира; собравшиеся вместе музыканты уже не смогли расстаться. Через два года коллектив записал альбом «Minor Earth, Major Sky», мгновенно ставший платиновым. Группа зазвучала по-новому: на смену поверхностному евродэнсу пришли вдумчивые многослойные аранжировки, выросли гитарные партии, появился размах, свойственный стадионному року. Следующий альбом «Lifelines» (2002) вошел в горячую десятку чартов девяти стран, а «Analogue» (2005) закрепил его результат.

Однако дальше, казалось, говорить было не о чем: новое направление группы себя исчерпало, вновь начались ссоры и распри. Потребовался четырехлетний таймаут, чтобы музыканты смогли собраться с мыслями и приступить к созданию «Foot Of The Mountain». Запись далась непросто: «Диск стал сборником трех разных продюсеров, – рассказывает Воктор-Савой. – Период заключительной фазы обработки песен был самым тяжелым. Продюсеры сидели каждый в своей стране, Магне и Мортен в Осло, а я в Нью-Йорке». К счастью, на качестве такая разобщенность не сказалась: по сравнению с предыдущими пластинками девятый альбом группы получился более цельным, монолитным. Появилась столь необходимая свежая идея: возвращение к собственному дебютному звуку, периоду мелодраматических танцевальных песен. Для большинства групп, переживших реюнион в последние годы – U2, Pet Shop Boys, Take That – возврат к корням означает часы, проведенные в студии за превращением слабого материала в удобоваримый перепродюсированный продукт. На «Foot Of The Mountain» этого удалось избежать: здесь хватает как сильных мелодий, так и элегантных аранжировок, подернутых сединой времени. Анатомически альбом очень прост – A-Ha использует отчетливые, ясные клавишные риффы в духе ранних Depeche Mode с дешевым «пластмассовым» звуком, скрипки и гитары добавляют изысков, а хитовую составляющую вносят запоминающиеся припевы. До уровня классики эти песни, пожалуй, не дотягивают, однако свою роль – ненавязчиво напомнить отличную форму группы – они выполняют на ура.

Пропасть между технологичными нулевыми и наивными восьмидесятыми сегодня куда меньше, чем кажется. В списках лучших дебютантов этого года уже прижились имена музыкантов La Roux, Frankmusik и Little Boots, все заслуги которых сводятся к воскрешению наследия жанров синтипоп, нью-вейв и электроклэш, появившихся на свет 30 лет назад. По большому счету A-Ha занимается тем же, только профессиональнее, поскольку ей не приходится ничего изобретать заново – достаточно напрячь память. Результат вполне вписывается в современность – заглавный трек «Foot Of The Mountain» и песня «Shadowside» сделали бы честь музыкантам уровня Coldplay и Keane, которые, кстати, неоднократно признавались во влиянии норвежцев на свое творчество.

При всей ностальгической атмосфере нового альбома A-Ha группу нельзя упрекнуть в том, что они неоправданно впадают в детство. Здесь нет и следа легкомысленной радости, на которую с презрением смотрели в роковые девяностые. Харкет поет о противоречиях природы и жизни мегаполиса, о том, как депрессия влияет на брак, о боязни темноты и одиночества – это глубокомысленные личные переживания мужчины среднего возраста, с которыми не принято попадать в радиоэфир и на вершины хит-парадов. Группа взялась за «Foot Of The Mountain» лишь потому, что переросла собственную философию. Отсюда, из меланхолии и общей смиренной вежливости происходящего, и вырастает, пожалуй, единственный крупный недостаток этой записи – предопределенность, обыкновенность. Вряд ли A-Ha еще когда-нибудь удивит слушателей: в том виде, в котором группа существует сейчас, она слишком серьезно относится к рамкам приличий и попросту неспособна выдать еще один столь же нелепый, смехотворный, но до крайности очаровательный хит, которым был когда-то «Take On Me».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее