Характер нордический. Предсказуемый

Характер нордический. Предсказуемый

Нынешним летом норвежцы A-Ha записали девятый студийный альбом «Foot Of The Mountain» – и впервые за 25 лет своей истории оказались ближе всего к тому, с чего начинали.

В поп-музыке восьмидесятых норвежское трио A-Ha имеет примерно такой же удельный вес, как калифорнийская группа Beach Boys в шестидесятых: конечно, это не оно придумало знаменитый синтезаторный звук того времени, но зато стало его самым приверженным и удачливым последователем. Портрет десятилетия был бы неполным без революции MTV, лаковых начесов и пронзительного фальцета фронтмена A-Ha Мортена Харкета в песне «Take On Me», вполне заслуживающей титул «гимна эпохи». Скандинавам удалось свести воедино цепкие мелодии, талант привлекательного вокалиста с колоритным тембром, усилия дизайнеров, создававших запоминающиеся клипы, – и выгодно все это продать, став, в переносном смысле, крупнейшей статьей норвежского экспорта. Первый их альбом «Hunting High And Low» (1985) разошелся по миру тиражом в 10 млн экземпляров, а синглы с него мгновенно возглавили британский и американский хит-парады, добавив в копилку группы еще 6,5 млн проданных пластинок.

Трудно однозначно определить, что стало катализатором этого яркого дебюта. То ли это уникальный голос диапазоном в пять октав Мортена Харкета, певшего когда-то в церковном хоре, то ли композиторский дар Пола Воктора-Савоя, с детства игравшего на флейте. А может, комичные концертные выходки клавишника Магне Фурухолмена. Главное, что группа очень быстро нашла свой собственный стиль – прохладный электропоп на полпути от дискотечной площадки к романтичным балладам. Впрочем, скоро этот стиль стал штампом: к концу 80-х музыканты записали четыре альбома, каждый из них был откровенно слабее предыдущего, а в 1993-м, после многочисленных внутренних конфликтов, члены группы разбежались по сольным проектам. Самым успешным из них оказался проект Воктора-Савоя – до сих пор Пол говорит, что отдает в A-Ha песни, не подошедшие для Savoy.

Вторую жизнь группа обрела по воле случая: в 1998 году A-Ha получила заманчивое приглашение выступить на вручении Нобелевской премии мира; собравшиеся вместе музыканты уже не смогли расстаться. Через два года коллектив записал альбом «Minor Earth, Major Sky», мгновенно ставший платиновым. Группа зазвучала по-новому: на смену поверхностному евродэнсу пришли вдумчивые многослойные аранжировки, выросли гитарные партии, появился размах, свойственный стадионному року. Следующий альбом «Lifelines» (2002) вошел в горячую десятку чартов девяти стран, а «Analogue» (2005) закрепил его результат.

Однако дальше, казалось, говорить было не о чем: новое направление группы себя исчерпало, вновь начались ссоры и распри. Потребовался четырехлетний таймаут, чтобы музыканты смогли собраться с мыслями и приступить к созданию «Foot Of The Mountain». Запись далась непросто: «Диск стал сборником трех разных продюсеров, – рассказывает Воктор-Савой. – Период заключительной фазы обработки песен был самым тяжелым. Продюсеры сидели каждый в своей стране, Магне и Мортен в Осло, а я в Нью-Йорке». К счастью, на качестве такая разобщенность не сказалась: по сравнению с предыдущими пластинками девятый альбом группы получился более цельным, монолитным. Появилась столь необходимая свежая идея: возвращение к собственному дебютному звуку, периоду мелодраматических танцевальных песен. Для большинства групп, переживших реюнион в последние годы – U2, Pet Shop Boys, Take That – возврат к корням означает часы, проведенные в студии за превращением слабого материала в удобоваримый перепродюсированный продукт. На «Foot Of The Mountain» этого удалось избежать: здесь хватает как сильных мелодий, так и элегантных аранжировок, подернутых сединой времени. Анатомически альбом очень прост – A-Ha использует отчетливые, ясные клавишные риффы в духе ранних Depeche Mode с дешевым «пластмассовым» звуком, скрипки и гитары добавляют изысков, а хитовую составляющую вносят запоминающиеся припевы. До уровня классики эти песни, пожалуй, не дотягивают, однако свою роль – ненавязчиво напомнить отличную форму группы – они выполняют на ура.

Пропасть между технологичными нулевыми и наивными восьмидесятыми сегодня куда меньше, чем кажется. В списках лучших дебютантов этого года уже прижились имена музыкантов La Roux, Frankmusik и Little Boots, все заслуги которых сводятся к воскрешению наследия жанров синтипоп, нью-вейв и электроклэш, появившихся на свет 30 лет назад. По большому счету A-Ha занимается тем же, только профессиональнее, поскольку ей не приходится ничего изобретать заново – достаточно напрячь память. Результат вполне вписывается в современность – заглавный трек «Foot Of The Mountain» и песня «Shadowside» сделали бы честь музыкантам уровня Coldplay и Keane, которые, кстати, неоднократно признавались во влиянии норвежцев на свое творчество.

При всей ностальгической атмосфере нового альбома A-Ha группу нельзя упрекнуть в том, что они неоправданно впадают в детство. Здесь нет и следа легкомысленной радости, на которую с презрением смотрели в роковые девяностые. Харкет поет о противоречиях природы и жизни мегаполиса, о том, как депрессия влияет на брак, о боязни темноты и одиночества – это глубокомысленные личные переживания мужчины среднего возраста, с которыми не принято попадать в радиоэфир и на вершины хит-парадов. Группа взялась за «Foot Of The Mountain» лишь потому, что переросла собственную философию. Отсюда, из меланхолии и общей смиренной вежливости происходящего, и вырастает, пожалуй, единственный крупный недостаток этой записи – предопределенность, обыкновенность. Вряд ли A-Ha еще когда-нибудь удивит слушателей: в том виде, в котором группа существует сейчас, она слишком серьезно относится к рамкам приличий и попросту неспособна выдать еще один столь же нелепый, смехотворный, но до крайности очаровательный хит, которым был когда-то «Take On Me».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?